Брайан Ино как агент влияния. Артемий Троицкий и великий инфлюэнсер

Плакат документального фильма о Брайане Ино "Человек, который упал на землю"

Хедлайнер двести девятого выпуска подкаста и радиопрограммы "Музыка на Свободе"​ – британский исполнитель и композитор Брайан Ино, интеллектуал и художник широкого профиля. Рок-критик Артемий Троицкий считает, что творчество Ино не только останется в истории популярной музыки, но и получил вторую, третью и четвёртую жизни, переживая само себя.

Про Брайана Ино английский коллега, продюсер и кинокомпозитор Джон Брийон однажды сказал: "Я думаю, что он самый влиятельный автор и музыкант после Beatles". На первый взгляд, звучит как явное преувеличение: а как же?.. – и следует длинный список знаменитых артистов и суперзвёзд. Однако "на второй взгляд" начинаешь понимать, что, вполне возможно, так оно и есть! Вот далеко не полный список достижений и заслуг 73-летнего Ино:

  • Выступая с Roxy Music (1971–1973), он фактически придумал и запустил новую музыкальную профессию – "электронщик". Не пианист/органист/клавишник, как раньше, а именно музыкант, не солирующий, а создающий звуковой фон с помощью самых разных приспособлений.
  • Во второй половине 1970-х Ино теоретически сформулировал, назвал и практически создал музыку ambient, максимально широко распространившуюся и разбившуюся на множество субстилей, вплоть до, скажем, ambient metal.
  • В качестве продюсера, аранжировщика и аккомпаниатора таких артистов, как Дэвид Боуи, Talking Heads, U2 и других, стал главным звуковым архитектором "новой волны" и таких популярных стилей, как пост-панк, синти-поп и даже no wave.

Интеллектуал и художник широкого профиля, Ино никогда не замыкался в "чистой" музыке и пробовал себя и своё творческое любопытство в самых разных сферах деятельности, от философии и политики до визуальных искусств. Этот выпуск "Музыки на Свободе" посвящён очень небольшой, но немаловажной части его работы, киномузыке, и приурочен к выходу альбома-сборника Film music 1976–2020. Начнём с самого первого по хронологии трека – "Последнего заката" из фильма "Себастиан" культового английского режиссёра Дерека Джармана. Картина 1976 года; примерно тогда же вышел в свет первый эмбиент-альбом Ино, исторический Discreet Music, и застывший джармановский саундтрек вполне мог бы в него вписаться.

Почти вся музыка, сочинённая Ино для кинофильмов, чисто инструментальная. Но есть редкие исключения, в частности песня Under из картины Cool World (1992), в России известен как "Параллельный мир") режиссёра Ральфа Бакши. Роскошный рисованно-игровой фильм – как "Кролик Роджер" – и с прекрасным саундтреком, для которого постарались и Дэвид Боуи, и молодой Моби, и Ministry, и многие другие радикальные музыканты.

Абстрактная, не отвлекающая от изображения, но очень выпуклая и атмосферная музыка Ино привлекала многих киношников. Он писал и для Дэвида Линча (Dune, 1984), и для Джонатана Демми (Married To The Mob, 1988), и даже для Микеланджело Антониони (Beyond The Clouds, 1995). Но, пожалуй, самая знаменитая картина с музыкой Ино – это эпохальная Trainspotting Дэнни Бойла (1996; в России шла под названием "На игле"). Под нарконирвану главного героя лучше всего, по мнению режиссёра, подошла электронная композиция Ино Deep Blue Day, которую он позаимствовал с альбома 1983 года Apollo: Atmospheres And Soundtracks. С этим фильмом и Ино у меня связано одно приятное личное воспоминание: я оказался в Лондоне аккурат в пору премьерного показа картины, и Брайан меня пригласил на это мероприятие. Помню, обсуждая фильм по дороге, он сказал: "Тема, конечно, самая депрессивная, но мне нравится, что в результате просмотра почему-то остаётся оптимистичное послевкусие".

Бесспорно, самым популярным и впечатляющим в плане денежных отчислений сочинением Ино навсегда останется 6-секундная тема Microsoft, которую вы слышите всякий раз, открывая Windows (притом что он работает исключительно на Mac, я точно знаю!). Но для кино великий инфлюэнсер по-прежнему пишет.

Последняя работа, представленная на сборнике избранной киномузыки, – тема Reasonable Question из документального байопика о Стюарте Брэнде, знаменитом американском визионере, футуристе и основоположнике нескольких глобальных движений – от психоделического до экологического и хакерского. И это символично: у них с Ино очень много общего!

Плей-лист 209-го выпуска "Музыки на Свободе":

1. Bodega (USA). Knife On The Platter, LP Shiny New Model

2. Jemma Freeman & The Cosmic Something (UK). Kopenhagen, LP Oh Really, What's That Then?

3. Body of Light (USA). Heart Of Shame, LP Time To Kill

4. Esma Redžepova & Nune Brothers (North Macedonia). Kazi srce, LP My Last Song

5. Esma’s Band - Next Generation (North Macedonia). Ljubovta e raj, LP Gipsy Dance

6. Brian Eno (UK). Final sunset, LP Film Music 1976-2020

7. Brian Eno (UK). Under, LP Film Music 1976-2020

8. Brian Eno (UK). Deep Blue Day, LP Film Music 1976-2020

9. Brian Eno (UK). Reasonable Question, LP Film Music 1976-2020

10. Батюшка (Poland). Третий час, LP Господи

11. Ane Brun (Norway). The Waiting, LP After The Great Storm

12. JuJu ft. Goatman (Italy/Sweden). I’m In Trance, LP Maps And Territory

13. Empath (USA). Decor, LP Active Listening: Night on Earth

14. Sharhabil Ahmed (Sudan). Argos farfish, LP The King Of Sudanese Jazz

Подписывайтесь на подкаст "Музыка на Свободе" на сайте Радио Свобода

Слушайте наc на APPLE PODCASTS GOOGLE PODCAST YANDEX MUSIC