Cуд Сморгонского района Беларуси приговорил к полутора годам колонии учителя истории и обществоведения Андрея Петровского. Дело на него было заведено по статье о клевете на Александра Лукашенко (часть 1 статьи 367 УК) после того, как Петровский показал ученикам местной гимназии видеоролик "Конституция ушла в проституцию!".
Сначала учитель был уволен, а затем на него завели дело: согласно материалам следствия, в ролике содержалась "ложная информация, которая позорит президента", а также присутствовали символы, признанные в Беларуси экстремистскими (бело-красно-белые флаги).
Белорусская служба Радио Свобода поговорила с Петровским о том, как отреагировали дети на его урок, и о том, что происходило после. В суде учитель не признал вины в том, что "оклеветал" Лукашенко, а в разговоре с директором школы отдельно подчеркнул, что "не понимает, за что ему извиняться".
Черное называется белым, а белое – черным
Андрею Петровскому 46 лет. Более 20 лет он проработал в школах Сморгонского района, преподавал историю, общественные науки, а некоторое время работал заместителем директора школы-интерната. Последние три года он преподавал в сморгонской гимназии. К работе учителя никаких замечаний никогда не было, а его ученики регулярно занимали первые места на олимпиадах по истории и краеведению.
Тот самый урок, после которого на Петровского завели дело, он провел 11 марта 2021 года в 11-м классе гимназии. На следующий день, 12 марта, историка вызвали к директору. Сначала он подумал, что это произошло из-за того, что он опоздал на занятия. Но ученики сказали, что беспокоятся за него:
"Андрей Францевич, у вас ведь все будет хорошо, да? Вы знаете, что в 11 "Б" "крыса"?" – спросили у учителя ученики из другого выпускного класса.
Выяснилось, что накануне Дня Конституции Беларуси Петровский показал в 11 "Б" видеоролик "Конституция ушла в проституцию!", в котором рассказывалось о попытках Александра Лукашенко в очередной раз изменить Основной закон страны в своих интересах. Также историк рассказал о бело-красно-белом флаге, который присутствовал в ролике, потому что дети задали ему вопросы о национальной белорусской символике.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Одним из учеников в этом классе был сын чиновницы из ЖЭКа: он записал урок на диктофон по просьбе своей матери. Чиновница в тот же день позвонила директору и рассказала о "незаконных действиях" учителя. Петровский называет этого студента "Павликом Морозовым" – по имени одного из "пионеров-героев", который получил известность, сообщив о том, что его родители-кулаки готовятся к преступлению.
Директор гимназии приказала Петровскому написать объяснительную записку и извиниться перед учениками и родителями.
"Я не понимаю, за что мне извиняться", – заявил ей в ответ историк.
Он сказал, что показал видео студентам, потому что "накипело": по его словам, с лета 2020 года силовики в Беларуси проводят массовые репрессии против жителей страны. В тюрьме на улице Окрестина избивают людей, в Беларуси нарушается Конституция, "черное называется белым, а белое – черным".
По итогам разговора с директором Петровскому не разрешили посещать занятия в школе, а в День Конституции уволили. "Сделали подарок", – иронично замечает по этому поводу учитель.
У секретаря школы тряслись руки, когда она приносила документы
Сначала Петровского уволили "по соглашению сторон". Но уже через неделю в школу поступило постановление из прокуратуры о том, что учитель якобы совершал действия, несовместимые с его профессиональной деятельностью, и "разжигал социальную вражду", поэтому его следует уволить по статье. Администрация школы переоформила бумаги и выпустила новый приказ об увольнении. Петровский его подписывать отказался.
"У секретаря школы, матери одного из моих учеников, тряслись руки, когда она приносила документы", – отмечает историк. Он также вспоминает, что директор школы спросила его: "Тебе не стыдно?"
"Мне не стыдно. Есть вещи, за которые мне было стыдно в жизни, но не за это", – ответил уволенный учитель.
Петровский говорит, что большинство коллег и родителей учеников поддержали его, а отношение директора школы было редким исключением.
"Кто-то открыто поддерживает, кто-то не очень. Но не было такого, чтобы люди массово отвернулись и сказали: "Так ему и надо", – подчеркивает учитель. – У нас маленький городок, народ немного расслабился". Жена, по его словам, тоже его поддерживает, хотя и не ожидала, что ее мужа будут судить.
Практически сразу Петровский нашел новую работу – подсобным рабочим, а затем помощником маляра в компании, которая производит двери. Но когда он хотел перейти на более высокооплачиваемую работу в другую компанию, его будущий начальник оказался сторонником Лукашенко и притормозил его кандидатуру.
Что люди не видят, что происходит в Беларуси, что нарушается Конституция?
Вскоре против Петровского было возбуждено уголовное дело за клевету на Лукашенко (часть 1 статьи 367 УК РБ). Дело вела судья Людмила Михневич. В суде Петровский не признал вину в клевете.
"Я не признаю вины в том, что оклеветал Лукашенко. Я бы оклеветал, если бы солгал. Что люди не видят, что происходит в Беларуси, что нарушается Конституция? Что Лукашенко называет Виктора Бабарико вором до вердикта суда по его делу? Или что Кондрусевичу запрещают въезд в Беларусь?" – сказал он в суде.
Прокурор на процессе стал спрашивать: является ли Петровский знатоком Конституции, чтобы судить о том, что она в Беларуси нарушается?
"Вам, чтобы купить сосиски в магазине, нужно быть специалистом по мясным продуктам? – ответил на это Петровский. – Конституция написана для обычного человека, чтобы каждый мог понять, что ему позволено делать, а что нет".
Петровский говорит, что во время президентских выборов в августе 2020 года в Сморгони чиновник райисполкома приказал отключить видеокамеры во всех школах, где находились избирательные участки. В их гимназии Лукашенко, согласно протоколу, победил, но с небольшим отрывом. Но на некоторых избирательных участках, в том числе в Центре детского и юношеского творчества, победила Светлана Тихановская.
Учитель также жалеет, что книги Светланы Алексиевич и Александра Солженицына исключили из школьной программы белорусских школ.
"А то вдруг дети будут читать "Один день Ивана Денисовича" и подумают, что что-то им это напоминает, что они недавно что-то подобное видели", – иронизирует над этим решением Петровский.
Изначально текст (на белорусском языке) опубликован на сайте Белорусской службы Радио Свобода