Шестеро членов Совета по правам человека при президенте России попросили генерального прокурора Игоря Краснова разъяснить, на каком основании заключённых, которые направляются воевать в Украину, освобождают из мест лишения свободы.
В обращении, которое подписали члены СПЧ Александр Верховский, Наталия Евдокимова, Игорь Каляпин, Ева Меркачева, Владимир Ряховский и Николай Сванидзе, говорится, что, согласно широко распространяемой информации, "сейчас по всей России тысячи заключённых с неотбытыми сроками за различные, в том числе тяжкие, преступления направляются в Украину участвовать в специальной военной операции". Об этом, в частности, говорилось и в передаче "Бесогон" на телеканале "Россия-1". В обращении отмечается, что по закону заключённого могут освободить или на основании помилования президентом, или условно-досрочно по решению суда, или по амнистии решением Госдумы (амнистия в России в последнее время не объявлялась). Авторы письма не понимают, на каком из этих оснований освобождают заключённых для участия в войне в Украине, если информация об их отправке на войну верна.
Смотри также Пригожин – о вербовке заключённых на войну: "Либо зэки, либо ваши дети"В последние недели неоднократно публиковались сообщения о том, что заключённых российских колоний, прежде всего строгого режима, где содержатся осуждённые за тяжкие преступления, вербуют для участия в войне в Украине в составе так называемой "ЧВК Вагнера", причём вербовкой занимается лично Евгений Пригожин, которого связывают с этой организацией. На прошлой неделе было опубликовано видео из колонии с участием человека, чрезвычайно похожего на Пригожина, который обещал заключённым помилование за отправку на фронт. Он сам не подтвердил и не опроверг, что на видео именно он, но отметил, что вопрос стоит так: или в войне будут участвовать "ЧВК и зэки", или дети задающихся вопросами о правомерности действий вербовщиков россиян.
Глава фонда "Русь сидящая" Ольга Романова со ссылкой на свои источники утверждает, что на войну было завербовано уже более трёх тысяч заключённых, многие из них погибли. ФСИН и другие ведомства вербовку не комментировали.