Сотрудники французской воздушно-транспортной жандармерии 24 августа в парижском аэропорту Ле Бурже задержали основателя популярного мессенджера Telegram Павла Дурова. Ордер выдала французская судебная полиция на основании предварительного расследования.
Официальное обвинение пока не предъявлено, однако в понедельник, 26 августа, представитель полиции сообщил, что Дуров находится под следствием, которое ведут национальные управления по борьбе с киберпреступностью и мошенничеством, за отказ сотрудничать в расследовании финансовых и киберпреступлений в Telegram.
Ранее во французской прессе со ссылкой на источники в правоохранительных органах говорилось о том, что Дурову грозит обвинение в соучастии в массе преступлений – от торговли наркотиками и отмывания денег до сексуализированного насилия над детьми.
Основатель Telegram (а до этого "больше чем мессенджера" была еще и самая популярная в России соцсеть "ВКонтакте") публично отказывался от сотрудничества со спецслужбами. Не только, кстати, французскими. Стоит напомнить, что ВК пришлось продать именно под давлением ФСБ. А противостояние Дурова с российскими властями уже в качестве основателя Telegram началось в 2017 году, когда ФСБ пыталась получить у команды мессенджера ключи шифрования и получила отказ.
Российские власти использовали аргументы, очень похожие на те, которыми сейчас оперируют французы
После длительных тяжб, угроз и попыток оштрафовать мессенджер, зарегистрированный в Великобритании, весной 2018 года Роскомнадзор попытался заблокировать его работу. Получилось не очень. У пользователей переставало открываться все, вплоть до официальных сайтов государственных органов, а Telegram продолжал работать. Причем без каких-то дополнительных усилий. Летом 2020 года Роскомнадзор сдался и без объяснения причин просто прекратил блокировку мессенджера.
Впрочем, существуют предположения, что Дуров подыгрывал Кремлю, и что его отношения с российскими властями не ограничиваются тем публичным противостоянием. "Важные истории" выяснили, что с 2015-го по 2021 годы Дуров приезжал в Россию 50 раз, изучив данные из утечки базы пограничной службы ФСБ, хотя, когда он уехал из России в апреле 2014 года, продав свою долю во "ВКонтакте", он заявил: "Нет пути назад. Особенно после того, как я публично отказался сотрудничать с властями". По данным журналистов, что Дуров не приезжал в Россию только с 2018-го по 2020 годы, в период, когда российские власти пытались заблокировать Telegram, но находился в России во все ключевые периоды для мессенджера:
- в 2017 году – когда ФСБ требовала выдать ключи шифрования;
- в 2020 году – когда Роскомнадзор снял блокировку Telegram;
- в 2021 году – когда Telegram удалял боты команды Навального.
Судя по активности правоохранительных органов Франции, у Дурова есть шансы получить обвинительный приговор.
Вопрос в том, что в этом случае будет с Telegram. Мессенджер в последнее время резко набирает популярность. Количество пользователей приближается к миллиарду, в том числе и благодаря слабой модерации (что, помимо прочего, позволяет существенно сократить расходы).
Но не только. Команде удалось то, что не смог сделать ни один технологический гигант: запустить собственный блокчейн со своей криптовалютой TON, очень функциональной и пока относительно дешевой. Каждый пользователь автоматически получил криптокошелек – достаточно зайти в настройки.
И теперь без малого миллиард человек, у которых установлено приложение Telegram, – это потенциальные участники грандиозного финтехпроекта. О чем-то подобном в 2019 году мечтал основатель Facebook Марк Цукерберг, но от своих планов отказался после слушаний в американском Конгрессе.
Арест основателя и ключевого человека в Telegram вызвал и у пользователей, и у инвесторов серьезные опасения. Многие вспомнили, что формально мессенджер убыточен, и на то, чтобы поддерживать его работу, требуется 600–700 миллионов долларов в год, а Павел Дуров был человеком, на которого завязаны все контакты с инвесторами.
Инвесторы Telegram вкладывают деньги не в личную харизму Павла Дурова
Все эти рассуждения выглядят не слишком убедительно. Даже с учетом того, что с момента задержания Дурова TON потерял около 20 процентов стоимости, рыночная капитализация этой криптовалюты превышает 14 миллиардов долларов. Она торгуется на всех крупных криптобиржах, и обеспечить приток денег, необходимых для поддержания работы компании, не представляет никакой проблемы.
Кто-то боится, что, лишившись Дурова, Telegram потеряет изрядную долю своей креативной составляющей, лишится уникальности и не сможет конкурировать с цифровыми монстрами, у которых с отцами-основателями все в порядке. Но тут уместно вспомнить, что после смерти Стива Джобса компания Apple не развалилась.
Что до монетизации Telegram, который давно перестал быть просто мессенджером, то и без криптовалютной составляющей потенциал у него огромный. И опыт того же Facebook показывает, что миллиард пользователей – это не один миллиард и даже не один десяток миллиардов долларов потенциальной прибыли. И инвесторы Telegram вкладывают деньги не в личную харизму Павла Дурова, а в этот без малого миллиард пользователей.