Завершились XXXIII летние Олимпийские игры в Париже. Церемония открытия Игр 26 июля вызвала множество споров из-за сцены, в которой многие увидели пародию на "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи. За церемонию закрытия отвечал тот же художественный руководитель, Тома Жоли, и многие ожидали от него новых скандальных сюрпризов. К тому же сами организаторы обещали, что закрытие будет настолько же запоминающимся.
Шоу, подготовленное к закрытию Олимпиады, оказалось вполне традиционным. Нестандартно, по мнению многих комментаторов, выглядел разве что подчеркнуто неформальный концерт – вокруг стадионного подиума, на котором играли рокеры, танцевали и веселились участники Олимпиады. Больше всего внимания в соцсетях удостоилось эффектное появление в финале Тома Круза, который "отвез" олимпийское знамя в Лос-Анджелес, где пройдут следующие летние Игры.
Закрытие Игр в Париже было таким же офигительным, как и вся эта Олимпиада. Совершенно сногсшибательно была поставлена сцена передачи олимпийского флага от Парижа Лос-Анджелесу. Том Круз спускается с крыши стадиона, берет флаг, садится на мотоцикл, несется по ночному Парижу, заезжает на моцике в грузовой самолет, над Штатами прыгает из него и оказывается на горе, где буквы HOLLYWOOD, а потом на пляже играют RHCP, Билли Айлиш и Снуп Догг. Потрясающе придумано и исполнено.
Когда на стадионе Сен-Дени раздались звуки Playground Love – возникло какое-то сладостное ощущение
...Было приятно увидеть на сцене Air и Феникс – французов с захолустного городка Версаль, чье совместное выступление очень порадовало их фанатов, а там их собралось достаточно, чтобы хором проскандировать тексты песен. Пик их популярности пришел на рубеж нулевых, солист Феникса (муж Софии Коппола по совместительству) с приятным тембром и довольно гибким по диапазону голосом. Музыка – смесь всего, что явилось мировым наследием предыдущих поколений, но, конечно, бритпопа там услышишь в большей степени. Блёр и Оэйзис наследили (невольно!) даже и по ту сторону Ла-Манша.
Так вот, когда на стадионе Сен-Дени раздались звуки Playground Love – возникло какое-то сладостное ощущение. Песня из фильма Копполы 2000-года Девственницы-самоубийцы с совсем еще юными Кирстен и Джошем. Там в сценарии много чего намешано: подростковая любовь-морковь всегда работает на выжимку из зрителя слезинок. Но вот заглавная песня – тягучая, магическая, как бы простая в гармонии, но навороченная ритмически – оказалась сейчас к месту, именно что олимпийскому – потому что львиная доля спортсменов появились на свет именно тогда, и не исключено, что в результате любви в песочнице, о чем и поется в песне. [...]
И то, что вчера ночью на церемонии сыграли именно эту вещь –заставляет меня принять благосклонно работу главрежа и всех, кто ему помогал.
Закрытие Олимпиады как дискотека для спортсменов на стадионе, где они вот только вчера соревновались – очень, очень и очень годный формат. Чертовски одобряю.
Випы перетопчутся. Равно как и дрессировщики вылизанных шоу.
А мы на диванах попрыгаем и руками помашем. :-))
Некоторым блогерам церемония закрытия показалась скучной.
Не могу разделить восторженных отзывов о закрытии Олимпийских игр в Париже. Сам виноват. Мучился от скуки полтора часа, пока там тупо размахивали флагами, потом невыносимо долго мелькали огни и на веревочках медленно и занудно спускали какого-то мужика в золотых перьях. И еще два неведомых персонажа ходили взад-вперед бестолку. Когда же из-под земли так же медленно и скучно полезла пародия на Нику Самофракийскую, я завалился спать.
Могу предположить, что дальше темп убыстрился и что-то интересное всё-таки произошло, но этого я уже не видел. Терпение кончилось.
Простите великодушно.
Все было достойно, пристойно и до неприличия прилично
Ну, что можно сказать о церемонии закрытия Олимпиады, товарищи. Организаторы критику учли, все было достойно, пристойно и до неприличия прилично – как на вечеринке в доме престарелых.
Самым "ужасным" было то, что Том Круз ехал на мотоцикле без шлема нарушая правила ПДД!
Больше и придраться то не к чему – даже ханжам.
Но российские "патриоты" зря ели бы свой хлеб, если бы они не нашли, к чему придраться. Провластные блогеры отыскали зловещий символизм и в церемонии закрытия – и единогласно объявили прошедшую Олимпиаду "дьяволиадой".
На церемонии закрытия всё действие крутится вокруг сатаны, его рабов бесов, всё происходит в аду. Зачем это Макрону, так и не понятно. Такое впечатление, что у власти на Западе секта сатанистов. Может так и есть?
Знаете, я ещё с 14-го года слышала в Донбассе, что война идёт на трёх уровнях. Первая – внешняя, физическая – люди с одной стороны бьются с людьми с другой. Вторая – в сердце человека между добром и злом. Третья – на другом тонком уровне между силами добра и зла. Как человек светский, я придавала этому значение только в своей душе, но разговоров таких не поддерживала. Сейчас я смотрю на церемонию закрытия Олимпиады.
А там, где упавший ходит в дыму, – это что нам предвещает, взрыв ядерных реакторов?
Я отчётливо вижу, что это предупреждение человечеству – вот что вас ждёт. Светящийся человек падает на землю – это воспроизведение старого сюжета с падением Сатаны. Кто-то скажет, нет, ты бредишь, художник этого смысла не закладывал, это просто светящийся человек летит на землю и это просто совпадение, и только ваши пещерные глаза такое могут углядеть. Простите, конечно, но ведь тогда этот художник должен быть полным неучем, чтобы такое было совпадением, он должен быть не знаком ни с сюжетом падения, ни с Тайной вечерей, ни вообще с мировыми историями, культурами, искусством. Я не верю в то, что все это могло пройти мимо взрослого человека. Но даже если он не закладывал, это вылезло из его подсознания. А там, где упавший ходит в дыму (серы?) – это что нам предвещает, взрыв ядерных реакторов? Не олимпиада, а дьяволиада какая-то.
Падение Люцифера, как многие подметили, было проиллюстрировано на закрытии Олимпиады. А началось всё электрическим всадником Апокалипсиса и циничной постановкой регицида и декапитации (отсылка к Ацефалу Батайя, но в очень специальной интерпретации).
Архиепископ Зеленоградский Савва Тутунов назвал официальный постер церемонии закрытия "иконой дьявола".
Эта интерпретация стала поводом для насмешливых комментариев.
Афиша церемонии закрытия Олимпиады немедленно оскорбила всех русских людей.
Говорят, это Люциферушка собственной персоной падает.
Менее склонные к мистике провластные комментаторы тоже нашли поводы быть недовольными закрытием Игр и Олимпиадой в целом. Их вердикт – "хорошо, что России там не было" – заставляет вспомнить известную басню "Лиса и виноград".
Церемонии явно не хватало ни запала, ни сценария, ни масштабности. Может быть, потому, что Баху было на всё наплевать: он больше не будет переизбираться на пост главы МОК. А может, деньги рассовали тупо по карманам: после нас хоть потоп.
Слава богу, что мы как страна не участвовали в этом унылом действе
И слава богу, что мы как страна не участвовали в этом унылом действе, где давали медали из детского набора "Сделай сам". Игры облезают у нас на глазах, как те самые медали. Похоже, пора делать какие-то совсем новые Игры. Эти сломались.
Итак, Франция оказалась неспособной провести Олимпиаду. Для этого нужен соответствующий уровень культуры, а Франция, когда-то удивлявшая мир, сейчас не в лучшей форме. И это проблема не только Франции, а всего Запада. В последние десятилетия западные страны наносили систематические удары по своей системе ценностей, стараясь полностью стереть грани между добром и злом. Однако именно ценности лежат в основе всякой культуры (и в основе всякого труда композиторов, музыкантов, танцоров, певцов, авторов текстов, копирайтеров, организаторов зрелищ, художников-оформителей, архитекторов, дизайнеров, менеджеров, поваров и т. д.). Лишившись ценностей, Запад потерял свою культуру; лишившись культуры, подменив ее антикультурой, он стал нежизнеспособным. В Азии, кстати, таких проблем нет. Тот же Вьетнам (когда-то он был французской колонией) сейчас справился бы с Олимпиадой лучше. На наших глазах последние становятся первыми, а первые — последними.
Некоторые спортивные функционеры раскритиковали спортсменов, поехавших на Олимпиаду в нейтральном статусе, за недостаточно патриотичное поведение: так, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер назвала их "командой бомжей", а старший тренер сборной России по спортивной гимнастике Валентина Родионенко заявила, что они "наплевали на свою страну".
Пропагандистские СМИ, постоянно публиковавшие критические статьи об Олимпиаде, тем не менее воспевали успехи россиян, отмечает журналистка Ксения Туркова:
...Если почитать заголовки российских медиа об Олимпиаде, может сложиться впечатление, что российская сборная там присутствует (а порой даже всех рвет, имеет, нагибает и далее по списку). Интересно, как это сочетается с официальной установкой о том, что Олимпиаду ни в коем случае смотреть не надо. Как и любой пропагандистский дискурс, российский олимпиадный дискурс шизофренически противоречив: Олимпиады как бы нет, смотреть ее нельзя, но на ней ужас что происходит, а россияне все равно в ней участвуют.
При этом отстранение России от Игр приносит российским спортивным функционерам выгоду, считает спортивная журналистка Елена Вайцеховская:
Долго пыталась найти хоть какие-то объяснения предельно агрессивному комментарию Валентины Родионенко о 15-ти спортсменах, которые "наплевали на свою страну", и мне кажется, дело здесь не в преклонном возрасте старшего тренера сборной. А в той уникальной во всех отношениях реальности, которая сложилась в российском спорте после отстранения. Особенно — в тех видах, которые были наиболее успешны на Олимпийских играх в Токио.
Почему именно там? Потому что по итогам тех Игр определялся размер ежеквартальных отчислений ЕРАИ. В случае со спортивной гимнастикой с мужской и женской золотыми медалями за победу в командном первенстве деньги эти более чем солидны.
Ну а далее автоматически возникает ситуация, которую я бы назвала "Главное не победа, а НЕучастие!": деньги льются рекой, результата никто не требует, да и понять, насколько солиден этот результат, не имея возможности сравнивать себя с сильнейшими, нереально. И мечтать можно только о том, чтобы эта благодать продлилась максимально долго.
Отсутствие России на Олимпиаде было почти незаметным, пишет спортивный журналист Кирилл Шулика:
Она прошла практически без России. Без учета 15 допущенных спортсменов и бывших россиян в составе других сборных.
Заметил ли это кто-либо? Стала ли Олимпиада хуже? По-моему, ответ очевиден. Она состоялась, ее смотрели, всегда есть за кого болеть, потому что спорт интернационален, симпатии не всегда привязаны к флагу. Эмоционально хуже не стало. Мы даже чуть отвлеклись от медальной бухгалтерии, не сводили спорт к ней и узнали много интересного о мировом спорте. О судьбах атлетов, о странах, о любви, ненависти, жизни и смерти. Олимпиада хоть и про добро, мир и любовь, но бывают и трагические судьбы ее героев. Как победа лошади, с которой упала и насмерть разбилась хозяйка.
Конечно, в ряде видов спорта упала конкуренция. Но они вряд ли стали хуже и потеряли аудиторию за пределами России.
И о чем это говорит? О том, что не мы нужны Олимпиаде, а Олимпиада нам. И огромная глупость призывать туда не ехать, бойкотировать, блокировать вместо того, чтобы дать спортсменам шанс хотя бы одним глазком на все это посмотреть. Нельзя лишать их мечты. Нельзя делать их спортсменами, которым "не положено". Нельзя ни МОК, ни коллективной Ирине Винер. Это вредит спорту, потому что вредит конкретным его представителям, а из них, как из мозаики и состоит олимпийское движение. Стеклышко можно заменить, но стеклышки, которые выбросили, были бы не хуже. Они не сломаны, а наоборот качественны.
И надо поставить государственную задачу на два года – хоть тушкой, хоть чучелом вернуться в олимпийское движение.
Героями соцсетей на этой Олимпиаде стали турецкий стрелок Юсуф Дикеч, который выступал в обычной одежде и стрелял, не вынув второй руки из кармана, и ватерполист Йосип Врлич, благодаря которому большое количество мужчин среднего возраста внезапно почувствовали себя элитными спортсменами.
Самым скандальным эпизодом Игр стала победа в женском боксе алжирской спортсменки Иман Хелиф, благодаря которой многие комментаторы погрузились в проблематику определения биологического пола намного глубже, чем рассчитывали.
Смотри также Скандал в женском боксе. Может ли наука различить мужчин и женщинНо запомнятся Игры не скандалами, пишут журналисты.
Была ли Олимпиада в Париже скандальной?
Не более, чем любая другая. Сложно представить себе Игры без скандала. Главное, чтобы на любой скандал находилось какое-то яркое, крутое событие. Их в Париже было невероятно много.
Олимпиада завершилась.
Я не писал и не буду писать о церемониях открытия и закрытия. Споры о них затеяли те, кто не любит спорт.
Те, для кого Олимпийские игры – продолжение политических.
Те, кто оскорблен и обижен недопуском российской и белорусской команд.
А я люблю именно спорт. С детства. Как многие советские дети, я полупрофессионально занимался спортом. И невероятно уважаю всех, чей характер, самоотверженность, способность к преодолению себя привели их на недостижимые для обычных людей спортивные арены. Я абсолютно преклоняюсь перед настоящими спортсменами.
Лучшее, что есть в Олимпийских играх – это эмоции людей. Их страсть, их слезы, их отношения друг с другом и близкими. Именно за этим следишь особо. За тем, как обессиленными падают за финишем победители, за тем, как они целуют беговые дорожки, теннисный корт или баскетбольные площадки. Как благодарно они молятся своему богу. За тем, к кому они бегут за первым объятием. За взглядом, адресованным к тренеру, тому, кто разделял с ними годы тренировок и реки пота. За тем, как проигравшие поздравляют победителей. За тем, как достойно откладывают они свои мечты на следующие четыре года. Или прощаются с ними навсегда.
Спорт дарит веру в человека. Его возможности. Внутреннюю силу. Достоинство.
Все то, во что нам не дает верить наша привычная жизнь.
Именно за это мы благодарны Олимпиаде.
Спасибо ей.
И всем, кто на ней выступал.