Если не приглашение, то гарантии. Чего ждать Украине от саммита НАТО

Известие о том, что Турция не возражает против вступления Швеции в НАТО, прозвучавшее вечером в понедельник накануне открытия саммита НАТО в Вильнюсе, сняло с повестки дня встречи глав государств – членов НАТО вопрос, обещавший неприятные трения союзникам по Североатлантическому союзу. Причина внезапной смены настроений президента Турции Реджепа Эрдогана остается загадкой. Всего несколькими часами раньше он требовал от западных столиц предпринять реальные шаги по приему Турции в Евросоюз в обмен на согласие с приемом Швеции в НАТО. Но результат этого решения очевиден.

Теперь НАТО может продемонстрировать единодушие перед лицом российской агрессии в Украине. Через 15 месяцев после вторжения России в Украину, одной из целей которого, как заявлял Кремль, было предотвращение вступления Украины в НАТО, к Североатлантическому союзу присоединяются Финляндия и Швеция – две традиционно нейтральные скандинавские страны. Балтийское море военные аналитики уже называют внутренним морем НАТО, а страны Балтии получают надежных союзников на северном фланге.

С точки зрения Белого дома наиболее предпочтительным вариантом сейчас является организация Совета Украина – НАТО

При этом вопрос поддержки Украины со стороны НАТО и вступления Киева в Североатлантический союз станет, как считают собеседники Радио Свобода, основной темой обсуждений на саммите в Вильнюсе. Украина, по меньшей мере, может рассчитывать на гарантии более тесного сотрудничества и поддержки со стороны НАТО.

– Я думаю, что главным и наиболее острым вопросом на этом саммите станет вопрос о гарантиях безопасности для Украины, – говорит Анка Агачи, научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне. – Насколько мне известно, соответствующие обсуждения продолжаются, и их результаты вряд ли будут ясны вплоть до завершения саммита. С точки зрения Белого дома наиболее предпочтительным вариантом сейчас является организация Совета Украина – НАТО, который обеспечит тесное сотрудничество Украины с НАТО и гарантии долговременной военной помощи Киеву со стороны стран-членов.

Вторыми по важности, с моей точки зрения, будут решения, касающиеся укрепления позиции НАТО на восточном фланге. На прошлогодней встрече в Мадриде страны НАТО формально объявили о том, что Россия представляет основную угрозу безопасности стран-членов Североатлантического союза и пришли к выводу о необходимости не только повысить боеготовность, но и увеличить численность войск НАТО, способных в кратчайший срок отреагировать на российское вторжение. В Вильнюсе лидеры стран НАТО должны определить, какими ресурсами и возможностями они располагают для выполнения этих задач. Например, речь идет о создании контингента повышенной готовности, в который войдет до 300 тысяч военнослужащих , способного отразить нападение любого потенциального противника, – говорит Анка Агачи.

Польские солдаты учениях НАТО в Европе в 2022 году

Саммит в Вильнюсе вряд ли обретет статус исторического, как, например, прошлогодний саммит в Бухаресте, где было объявлено, что основной задачей НАТО будет противостояние агрессивной России, но на нем будет более четко определено, как НАТО собирается осуществлять эту и другие задачи, ставшие очевидными после российского вторжения в Украину, считает американский военный эксперт, сотрудник Гудзоновского института Ричард Вайтц:

Война в Украине показала недостаток мощностей оборонных предприятий стран – членов НАТО

– Этот саммит проходит в исключительно важный для НАТО момент, когда Североатлантическому союзу необходимо твердо определить свою позицию не только в отношении Украины, России, но и Китая, чье поведение угрожает стабильности в Индийско-тихоокеанском регионе. Открытое российское вторжение в Украину в этом смысле прояснило для НАТО картину, поскольку стало совершенно очевидно, что именно обеспечение коллективной безопасности стран-членов является самой актуальной задачей оборонительного союза. Однако вопрос, как достичь этой цели, остается открытым. Я не думаю, что страны – члены НАТО готовы предложить Украине членство в НАТО. Они наверняка подтвердят готовность поддерживать Украину, предложат ей более тесную форму сотрудничества, включая обязательство оказывать ей долговременную военную помощь. Важной частью, я думаю, станет обсуждение вопроса об укреплении оборонного промышленного комплекса западных стран с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень производства вооружений с учетом угрозы со стороны России. Война в Украине показала недостаток мощностей оборонных предприятий стран-членов НАТО. В общем, я ожидаю достижения консенсуса на этом саммите по основным вопросам, поскольку мнения большинства стран, в общем, сходятся, – считает Ричард Вайтц .

Украинские военнослужащие используют американский ракетный комплекс "Джавелин"

В воскресенье в телевизионном интервью президент США Джо Байден заявил о том, что Украина еще не готова к членству в НАТО, и разговор о ее приеме может идти только после окончания войны. Надежды на то, что Киев получит на этом саммите приглашение вступить в НАТО, были нереалистичны изначально. Очень важно какие формулировки будут включены в заключительное коммюнике саммита, полагает бывший посол США в Украине, научный сотрудник Брукингского института Стивен Пайфер:

Идея приема Украины в НАТО приобретает все больше сторонников и в Европе, и в Соединенных Штатах

– Я не думаю, что Украина получит на этом саммите приглашение вступить в НАТО. Союзники по НАТО наверняка согласятся значительно углубить отношения между Украиной и НАТО. Очень важны формулировки, к которым прибегнут участники саммита. Готовы ли они четко определить путь, который приведет Украину в НАТО? Пока это непонятно. На мой взгляд, лишь членство Украины в Североатлантическом союзе обеспечит ее безопасность. Этому шагу в течение нескольких лет препятствовало нежелание большинства стран НАТО подогревать российское беспокойство по поводу возможного членства Украины, но кровопролитная войны против Украины, начатая Кремлем, я думаю, лишила Россию права требовать учета того, что она называет своими легитимными интересами. Сейчас есть ощущение, что большинство стран-членов НАТО пришли к выводу, что Украина должна стать членом этого оборонительного союза, вопрос лишь в том, обозначат ли на этом саммите конкретный путь Украине к достижению этой цели.

Президент США Джо Байден прибыл на саммит НАТО в Вильнюс

Как вы объясняете отказ президента Байдена поддержать идею быстрейшего вступления Украины в НАТО?

– Это отражение традиционной позиции администрации Байдена. После начала открытого вторжения России в Украину в начале прошлого года она поставила для себя две задачи: помочь Украине одержать верх в этой войне и одновременно не допустить прямого военного конфликта США и России. Баланс между этими задачами был чрезмерно, на мой взгляд, смещен в пользу недопущения конфликта с Россией. Я думаю, администрация Байдена излишне осторожничает. Однако ситуация меняется. Из разговоров с людьми в Вашингтоне я вынес ощущение, что администрация Байдена готова поддержать заключительное коммюнике, в котором будет содержаться нечто большее, чем общие слова по поводу готовности НАТО принять Украину в свои ряды. Насколько я понимаю, обсуждения этого документа будут продолжаться вплоть до окончания саммита. Известно, что в него будет включен пункт о создании совета Украина – НАТО, что еще больше сблизит Киев и НАТО. Пусть даже Украина не получит приглашения вступить в НАТО на этом саммите, но для любого объективного наблюдателя должно быть очевидно, что идея приема Украины в НАТО приобретает все больше сторонников и в Европе, и в Соединенных Штатах. Понятно, что ее очень трудно осуществить, пока на территории Украины идет война, но с окончанием войны этот шаг может быть предпринят. В любом случае, сейчас идея выглядит гораздо более реалистично, чем два года назад.