Администрация Джо Байдена придает исключительное значение европейской поездке президента. С самоизоляцией Америки покончено. "Америка возвращается", – сказал Джо Байден в своем первом послании Конгрессу. Теперь в своей статье, опубликованной в Washington Post за три дня до начала поездки, президент добавляет: США возвращаются к самому тесному взаимодействию со своими европейскими союзниками на новом витке противостояния авторитарным режимам. За этим обозначением легко угадываются Россия и Китай.
Докажут ли демократические союзы и институты, определявшие столь многое в прошлом веке, свою способность противостоять современным угрозам и противникам? Я считаю, что да. И на этой неделе в Европе у нас есть шанс доказать это.
Так заканчивается статья Джо Байдена.
Излагая цели и задачи, которые ставил перед собой президент, отправляясь в свою первую зарубежную поездку, его советник по национальной безопасности Джейк Салливан подробно остановился на отношениях США с Россией.
Мы уже неоднократно заявляли, и повторю сегодня снова: мы не рассматриваем встречу с российским президентом как награду ему. Мы считаем ее крайне важной частью защиты американских интересов и американских ценностей. Джо Байден встречается с Владимиром Путиным не вопреки нашим разногласиям. Он встречается с ним вследствие наших разногласий. Нам просто есть над чем работать. Мы уверены, что президент Байден – самый эффективный проводник американских ценностей и приоритетов. И мы полагаем, что прямое общение с президентом Путиным – самый эффективный способ понять, что Россия намеревается и планирует делать. Общению лидеров замены нет, особенно когда отношения непростые, а в случае с Путиным невозможность замены возрастает многократно. Он предельно персонифицировал способ принятия решений, так что для президента Байдена важно иметь возможность поговорить с ним лицом к лицу, чтобы уяснить его позиции, попытаться снять наши разногласия и определить проблемы, по которым мы можем работать в интересах Америки.
Смотри также Саммит и взломщики. Байден поговорит с Путиным о хакерахВашингтон, по словам Салливана, рассчитывает, что после переговоров в Европе США смогут опереться на консолидированную позицию своих союзников.
Мы считаем, что, когда президент на будущей неделе вернется в Вашингтон, у нас будет существенно более прочная позиция в смысле отражения главных вызовов и угроз, с которыми сталкиваются США: коронавирус, климат, Китай, кибербезопасность, Россия, определение правил торговли и технологий на будущее.
Перед отлетом в Европу Байден у трапа самолета подошел к журналистам и опять говорил о Путине.
– Какова ваша главная цель, с которой вы туда отправляетесь?
– Укрепить союз и дать понять Путину и Китаю, что Европа и Соединенные Штаты едины, и "Семерка" намерена действовать.
– ...Вы ждете от Путина, что он способен прийти к взаимопониманию с вами по вопросу о кибератаках?
– В данный момент это никому неизвестно. Это будет предметом нашего обсуждения.
С первой публичной речью в Европе Джо Байден выступил перед американскими военнослужащими на базе Милденхолл в графстве Суффолк в Англии. Он остановился, в частности, на угрозах безопасности нового поколения, которых прежде мировое сообщество не знало. Нельзя допустить, подчеркнул он, чтобы киберпространство использовали в своих целях недемократические режимы. Он также заявил, что Соединенные Штаты подтверждают верность Пятой статье Североатлантического договора, согласно которой нападение на одного члена НАТО считается нападением на всех.
Мы должны обеспечить установление новых технологий и норм поведения в киберпространстве, в том числе противодействующих растущей угрозе нападений с применением программ-вымогателей. Киберпространством должны управлять демократические ценности, а не автократы, позволяющие такие атаки. Все это – критически важные вопросы национальной безопасности в 2021 году. Мы намерены продвигать эту повестку сообща с нашими партнерами по "Семерке".
В Брюсселе я ясно заявлю, что обязательства Соединенных Штатов перед НАТО и по Пятой статье неколебимы. Наши обязательства по статье Пятой священны.
Программа поездки предусматривает участие президента США в саммите "Большой семерки" на полуострове Корнуолл в Англии, в саммите НАТО и саммите "США – Европейский союз" в Брюсселе.
И только после встреч с нашими ближайшими демократическими партнерами, в ходе которых мы выработаем общую повестку дня и возобновим общие цели, я поеду в Женеву встречаться с человеком, с которым я общался прежде – президентом Владимиром Путиным. Мы не ищем конфликта с Россией, мы хотим стабильных, предсказуемых отношений. Две наши страны делят невероятную ответственность, в том числе за стратегическую стабильность и соблюдение соглашений по контролю над вооружениями. Я воспринимаю эту ответственность всерьез. Но я ясно дал понять, что Соединенные Штаты ответят жестко и продуманно, если российское правительство будет участвовать в действиях, наносящих нам вред.
Демократии Запада, считает президент Байден, должны и способны подтвердить свою историческую правоту.
Вот почему все это сейчас так важно. Я считаю, что мы живем в переломный момент мировой истории, момент, когда нам приходится доказывать, что демократии не просто выживут, но и преуспеют, если мы воспользуемся грандиозными возможностями нового века. Мы должны посрамить тех, кто считает, что эпоха демократии кончилась.
В четверг президент Байден и британский премьер Борис Джонсон подписали Новую Атлантическую хартию – документ, своим названием символизирующий союз, который заключили в августе 1941 года Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Та хартия закладывала фундамент послевоенного миропорядка – нынешняя закрепляет единство взглядов Вашингтона и Лондона на то, каким должно быть "мирное и процветающее будущее".