“Трамп угрожает американской демократии” – это было одним из главных тезисов демократов в этой избирательной кампании, и этот вопрос вернулся в центр обсуждения после новых заявлений экс-президента в заключительные дни гонки. Что будет, если Трамп победит на выборах 5 ноября? Этот вопрос в подкасте “1600 Пенсильвания-авеню” обсуждают журналисты Радио Свобода Валентин Барышников, Владимир Абаринов, Анастасия Тищенко и Роман Могучий.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Если и были ожидания, что Дональд Трамп в последние недели гонки будет демонстрировать сдержанность и умеренность в попытке привлечь центристских избирателей, то они с треском провалились. Он выступает со все более жесткими речами в отношении своей соперницы Камалы Харрис и вообще демократов в сочетании с предвыборными акциями, призванными привлечь внимание прессы, вроде жарки и раздачи картошки фри в “Макдональдсе” в Пенсильвании (чтобы троллить Харрис: республиканцы оспаривают утверждение Харрис, что она студенткой подрабатывала в “Макдональдсе”).
Подробности
Трамп говорил о внутренних врагах (более опасных, чем Китай и Россия) и причислял к ним, например, демократа Адама Шиффа (который играл видную роль в расследовании Конгрессом событий 6 января 2021 года). Он говорил о “радикальных левых сумасшедших” как “врагах изнутри”, которые якобы могут устроить беспорядки на выборах, и что при необходимости против можно использовать национальную гвардию или даже военных. Он называл демократов в целом злом, не говоря уж о личных выпадах против Харрис.
Харрис все больше критикует Трампа именно в этом вопросе, заявляя, что он считает врагами страны всех, кто не согласен с ним, и что он “неуравновешенный и стремится к неограниченной власти”. Тезис, что Трамп является угрозой американской демократии, был одним из главных в кампании Джо Байдена: мол, оказавшись 5 ноября перед выбором между ним и Трампом, избиратели выберут Байдена. Опросы показывали, однако, что это послание не очень привлекает избирателей. Харрис, сменив Байдена в качестве кандидата демократов, не делала упор на этой линии, вместо этого представляя республиканцев людьми со “странными” идеями, однако в последние дни эта тема вернулась в центр предвыборной кампании.
Что говорят стороны
Последняя история в этом ряду: Джон Келли, бывший глава аппарата Белого дома в президентство Трампа, заявил The New York Times, что тот неоднократно хвалил Гитлера. (The Atlantic утверждает, что Трамп выражал сожаление из-за отсутствия у него таких лояльных, как у Гитлера, генералов.) Келли также выразил опасения, что Трамп в случае избрания будет править как диктатор и что он попадает под определение “фашист”. Трамп назвал Келли “ничтожеством” и “дегенератом”, который все придумал из ненависти к нему.
На таунхолле CNN Харрис, отвечая на вопрос, считает ли она, что Трамп – фашист, ответила утвердительно. Она также выступила со специальным заявлением: Трамп “хочет неограниченной власти. Вопрос [на выборах] будет в том, чего хочет американский народ”.
Общая картина
У обвинений в адрес Трампа в том, что он представляет угрозу демократии, немало оснований:
- Он пытался не признать результаты выборов 2020 года, которые безосновательно назвал подтасованными. (Впрочем, Трамп утверждает, что мирно ушел с поста президента, атаку его сторонников на Капитолий 6 января 2021 года называет “днем любви” и обвиняет демократов в политических преследованиях.)
- Он многократно положительно отзывался об авторитарных лидерах вроде Владимира Путина, Си Цзиньпина и Ким Чен Ына.
- В ходе этой кампании получил известность “Проект 2025” – план консервативных реформ для следующей республиканской администрацией, среди авторов которого много бывших сотрудников администрации Трампа. Среди предложений – расширение полномочий президента, больший контроль над Министерством юстиции (выполняющим и функции генеральной прокуратуры), замена десятков тысяч карьерных служащих правительства на лоялистов Трампа. Избиратели в большинстве отнеслись отрицательно к “Проекту 2025”, и Трамп последние месяцы публично дистанцируется от него.
На днях, отвечая на вопрос, известны ли ему какие-либо свидетельства возможных подтасовок на нынешних выборах, Трамп ответил “нет”, но немедленно стал говорить о подозрениях в отношении “другой стороны”. По недавнему опросу, почти пятая часть республиканцев считает, что, если Трамп проиграет выборы, он должен их не признавать и сделать все возможное, чтобы занять пост президента. Впрочем, подавляющее большинство республиканцев и американцев в целом против этого.