"Не нужно быть либералом и даже демократом". Харрис и республиканцы

Дик Чейни

Есть ирония в том, что бывший вице-президент США Дик Чейни (в республиканской администрации Джорджа Буша – младшего) объяснил намерение голосовать на выборах в ноябре за Камалу Харрис тем, что "за всю 248-летнюю историю нашей страны не было человека, представлявшего большую опасность для нашей республики, чем Дональд Трамп. Он пытался украсть выборы, используя ложь и насилие, чтобы остаться у власти после того, как избиратели отвергли его. Ему никогда больше нельзя доверить власть".

Подробности

Чейни, которого называли самым влиятельным вице-президентом в истории США, до появления Трампа считался чуть ли не самым непопулярным республиканским политиком, чьи взгляды многие считали антидемократическими. Его обвиняли во лжи (в связи с иракской войной) и попытках предельно расширить президентские полномочия (в рамках войны с террором). Демократы, мягко говоря, сильно не любили его. Но Трамп теперь, видимо, не любит Чейни еще больше и называет его RINO, "республиканцем только по названию".

Выбор Чейни не был полной неожиданностью: Трамп давно находится в конфликте с его дочерью Лиз Чейни, бывшей конгрессвумен, которая вместе с горсткой других республиканцев поддержала импичмент Трампа в Палате представителей после беспорядков на Капитолии 6 января 2021 года, устроенных сторонниками бывшего президента. В результате перед выборами в Конгресс 2022 года Лиз Чейни, как другие республиканцы, выступившие против Трампа, проиграла партийные праймериз поддержанному им кандидату. Теперь она, как и отец, будет голосовать за Харрис.

Общая картина

Эволюция эталонно консервативной семьи Чейни – показатель того, как Трамп изменил Республиканскую партию. Она отошла по крайней мере от некоторых взглядов, которые республиканцы с гордостью называли "рейгановскими": например, свободная торговля и активная внешняя политика. Движение Трампа MAGA – изоляционистское, и прежняя республиканская элита может сказать вслед за Рейганом: "Не мы оставили партию, она оставила нас" (он, правда, говорил это про Демократическую партию). Единственный живой республиканский экс-президент Джордж Буш – младший не поддержал кандидатуру Трампа. За него отказался голосовать экс-кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни. Даже бывший вице-президент Трампа Майк Пенс объявил, что не поддержит его, и это понятно: в толпе сторонников Трампа, ворвавшейся на Капитолий 6 января, были призывы линчевать Пенса.

  • (При этом избиратели, которых называли "рейгановскими демократами", белый рабочий класс индустриальных районов, голосовавшие за Рейгана в 80-х, принесли Трампу победу в 2016-м. В 2020-м часть из них поддержала Байдена. И сейчас они снова могут быть ключом к победе в колеблющихся штатах на северо-востоке.)

Харрис, конечно, приветствует антитрамповских республиканцев, чтобы попытаться привлечь на свою сторону центристски настроенных избирателей GOP. По опросу ABCNews/Ipsos, к кампании Харрис относятся позитивно не только свыше половины независимых, но и четверть республиканцев. The Hill приводит слова антитрамповских активистов, что они не рассчитывают на большой приток голосов, но пытаются показать умеренным республиканцам и независимым, что "не нужно быть либералом и даже демократом, чтобы поддержать демократического кандидата".

Проверка реальностью

Есть немало антитрамповских групп вроде "Республиканцы за Харрис" или "Проект Линкольн", ведущих активную кампанию, Харрис поддержали более 200 бывших сотрудников республиканских лидеров, но они вряд ли представляют значительную часть республиканских избирателей.

В партийных праймериз главную – и значительную в процентном отношении, до пятой части избирателей, – конкуренцию Трампу составила Ники Хейли, но в результате и она выступила в поддержку Трампа, и значительная часть ее избирателей все равно проголосует за него. Трамп, несмотря на отрицательный личный рейтинг, находится в опросах на уровне 46+%, выше, чем 4 и 8 лет назад (впрочем, может, социологи наконец научились лучше определять его "застенчивых сторонников"). Поддержка Харрис в опросах падает, включая Пенсильванию, вероятно, самом важный штат этих выборов (интересно было бы узнать, не жалеет ли она теперь, что не предложила стать вице-президентом губернатору Пенсильвании Джошу Шапиро).

Впрочем, в такой острой борьбе даже небольшая группа республиканцев, проголосовавших за Харрис, может оказаться решающей – и тогда выяснится, были ли пророчеством слова Хейли в разгар праймериз, что ни Трампу, ни Байдену не стать президентом: "Это буду либо я, либо Камала Харрис".