Хватит ли срочников для Курской области?

Коллаж

Рекордные потери российской армии: хватит ли Путину солдат КНДР | Срочников принуждают к контракту с Минобороны

По данным британских спецслужб, в октябре 2024 года Вооруженные силы РФ понесли самые тяжелые потери с начала полномасштабного вторжения в Украину – 41 980 убитых и раненых.

Солдат-срочников принуждают к подписанию контракта с Минобороны. Пресс-секретарь проекта "Идите лесом" Иван Чувиляев рассказал, что срочникам обещают службу в тылу, но в итоге они оказываются на фронте, в том числе и в Курской области.

Большая часть из переброшенных в Россию войск из КНДР уже вовлечена в боевые действия в Курской области, сообщил представитель Госдепартамента США Ведант Патель.

Операция ВСУ в Курской области длится 100 дней. За это время российская армия свыше 11 000 раз обстреливала собственную территорию, передаёт оперативное командование "Север".

Владимир Путин хочет вернуть Курскую область до инаугурации Дональда Трампа, утверждает The Telegraph. Такой шаг якобы позволит Москве выйти на любые переговоры о мире с более сильной позицией. Пока российской армии удалось взять под контроль около половины территории, захваченной украинскими силами.

Хватит ли Путину сил и людей, чтобы вернуть под контроль Курскую область, обсудим с юристом Артёмом Клыгой и военным аналитиком и социологом Николаем Митрохиным.

В поселке Коченево в Новосибирской области десять военнослужащих самовольно оставили воинскую часть. Об этом в среду сообщают местные власти. Утверждается, что четверо военных уже задержаны. По словам главы Коченевского района Евгения Антипова, сбежавшие солдаты вызвали в часть такси и поехали в Кемеровскую область. Большинство сбежавших – жители Краснодарского края. Среди них есть те, кто ранее "уже оставлял воинские подразделения на территории России". В чате жителей Коченева полиция написала, что сбежавшие не вооружены.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Солдат-срочников принуждают к подписанию контракта с Минобороны

В Москве молодым людям, подлежащим призыву в армию и не явившимся в военкоматы по повесткам, начали массово рассылать уведомления о запрете выезда из России, сообщают "Важные истории". Оповещения приходят на телефоны в виде СМС, а также в виде уведомлений на портале городских услуг mos.ru.

При этом все чаще солдат срочной службы заставляют подписывать контракты с Минобороны. О том, возможно ли этого избежать, говорит юрист “Движения сознательных отказников” Артём Клыга:

Закончиться это может обычным принуждением к подписанию контракта

– Если мы говорим о контракте, для этого срочник должен стать непосредственно солдатом срочной службы, отправиться в военную часть, и уже там начинаются все принуждения к подписанию контракта. Сначала начинается с обычных объяснений, какие льготы будут ему положены, бонусы, какие выплаты возможны. Закончиться это может обычным принуждением, просто человека ставят перед фактом, что ты через три месяца получишь военно-учетную специальность, а дальше все равно, что бы ты ни делал, подписывай контракт, мы тебя все равно отправим на войну.

Точно такое происходило в военных частях в Курской области, особенно после вторжения ВСУ, которое началось в августе. В ноябре правозащитники получают много сообщений именно о подписании контракта. Сейчас срочная служба по факту – небезопасное место. Раньше еще были какие-то дискуссии о том, что это всего лишь один год срочной службы, вроде как с войной не связанный, но после августа мы теперь можем точно утверждать, что оттуда очень просто можно отправиться на войну.

Как людям реагировать на подобные сообщения с угрозами, что их ждет какая-то уголовная ответственность за отказ подписывать контракт?

Московский пункт призыва стал признавать весенние решения действующими, поэтому много призывников сейчас сразу получили повестку

– Тут надо хорошо понимать две большие разницы. Во-первых, в Москве сейчас действует некая новая практика: старые решения о призыве не отменяются, как это было раньше и как это должно быть на самом деле. Если, например, решение о призыве не было реализовано, оно должно быть отменено просто в силу закрытой инструкции. Но в Москве сейчас появилась новая практика – это новелла этой осени: московский пункт призыва стал признавать весенние решения действующими, поэтому много призывников сейчас сразу получили повестку на отправку в военную часть. Понятно, они удивились и проигнорировали эту повестку, большая часть из них получила уведомления о том, что “против вас введены ограничения, закрыт выезд из страны”, кто-то даже успел попасть под облаву.

Здесь нужно понимать, что такое нужно сразу же обжаловать, потому что военкомат хочет любой ценой забрать вас на срочную службу. Скорее всего, вы попадаете под облаву, а из военной части судиться будет гораздо сложнее. Вторая категория – это те лица, которые ничего не получали весной, не проходили медицинское освидетельствование, просто внезапно им приходит такое уведомление или, может быть, сначала пришла повестка, а затем уведомление о том, что против них введены ограничения. Здесь надо понимать, что электронные повестки сейчас не имеют никакой юридической силы, без реестра они ничто.

Поэтому, если в отношении вас не было принято никакого решения о призыве весной, например, вы просто так сейчас получили какое-то уведомление, то да, это пугалка, это не имеет никакой юридической силы, не надо из-за этой пугалки ходить в военкомат, надо просто себе отдать отчет в том, что военкомат вами интересуется. Надо понять, что лежит в вашем личном деле, где именно вы стоите на учете, какие документы вы когда-то предоставляли в военкомат, какой у вас статус по медицинскому освидетельствованию: может быть, у вас есть отсрочки или освобождения. Тут надо отдавать себе отчет, что просто бегать от военкомата или игнорировать его сигналы– это не лучшая стратегия. Нужно сразу понимать, что делать при будущем взаимодействии с ним, что на данный момент есть в плане военно-учетного статуса.

Наши коллеги из проекта "Кавказ.Реалии" пишут о деле контрактника из Северной Осетии Манучехра Бекназарова. Его приговорили к шести годам колонии общего режима за "членовредительство и самовольное оставление части". Вот подробности из приговора: “Бекназаров находился в пункте временной дислокации части на оккупированной территории Украины. Там он ударил себя топором по голове, получил рвано-ушибленную рану и несколько гематом. Контрактнику потребовалась госпитализация”. Почему человека судят за увечья самому себе?

Но сейчас распространена тактика: чтобы покинуть зону "СВО", люди наносят себе какой-то вред специально

– На самом деле многое зависит от материалов дела, я их детально не видел. Но сейчас распространена тактика: чтобы не попасть под уголовную ответственность, а, наоборот, попасть под увольнение из военных частей и покинуть зону "СВО", люди наносят себе какой-то вред специально. Для этого должен быть нанесен серьезный ущерб здоровью, попадающий под так называемую категорию Д, и тогда вас увольняют. Уже более года все эти аттестационные и военно-врачебные комиссии скептически смотрят на военнослужащих, которые болеют, получают какие-то увечья, травмы: таких людей не спешат увольнять даже после ранений.

Что уж говорить о том, когда кто-то совершает самострел или пытается нанести себе какие-то травмы. С увольнением успех крайне маловероятен, кроме того, могут возбудить уголовное дело. Пока это дело расследуется, человек может оставаться на войне, принимать в ней участие – никто его увольнять не будет. После приговора его могут отправить в колонию, дальше будет отбывать наказание там. Таких случаев становится все больше и больше. Люди думают о том, что это такой способ увольнения в условиях, когда уволиться традиционными способами не получается, – полагает юрист Антон Клыга.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Ситуация на фронте

Информацию о том, что солдаты из Северной Кореи уже помогают российской армии в Курской области, в среду подтвердил Госдепартамент США. О том, насколько слаженно будут воевать в Курской области российские и северокорейские военные и какова сейчас обстановка на этом участке фронта, говорит социолог и военный аналитик Николай Митрохин:

У нас пока нет ни одного подтверждения с российской стороны, что северокорейские военные прибыли в зону боевых действий

– На самом деле у нас пока нет ни одного подтверждения с российской стороны, что северокорейские военные прибыли в зону боевых действий. Поэтому я вообще не уверен в том, что это не является каким-то надутым информационным пузырем, призванным отвлечь внимание массовой аудитории от провала, де-факто развала обороны ВСУ на Донбассе. Если корейские солдаты действительно прибыли в зону боевых действий, то они представляют примерно четверть от общего количества ежемесячных пополнений в российской армии, которые попадают на передовую и так или иначе воюют.

Поэтому проблема не в северокорейских солдатах, а в том, что российская армия активно раздвигает линию фронта, образуя сложные углы, окружая украинские войска в мешках, растягивая линию фронта. Так что я бы сказал, что у Украины недостаточно солдат, чтобы бороться с российскими военными, а не с мифическими пока северокорейцами.

– За счет каких ресурсов Путину хватает сил, чтобы и в Курской области продолжать наступление, и наступать на украинских территориях?

В России достаточно людей, готовых за две тысячи евро в месяц рисковать своей головой

– Видимо, в России достаточно людей, готовых за две тысячи евро в месяц рисковать своей головой. Насколько мы знаем из информации, поступающей изнутри российской армии, там под общую гребенку гребут сотрудников тыловых служб. Как известно, тыл на любой войне составляет 85% численности от состава действующей армии. Недавно был инцидент, связанный с тем, что команду опытных дроноводов отправили на штурм и вся команда погибла за несколько часов. Это так называемое "дело Гудвина". У России есть человеческие ресурсы, в любой момент Россия может провести дополнительную мобилизацию под предлогом замены ранее мобилизованных людей, отслуживших два года. Таким образом, я не вижу у России в ближайшее время существенных проблем с пополнением стратегических сил. Хотя сейчас довольно много военных технических специалистов гибнет на полях, штурмуя украинские позиции.

– Вы упомянули, что не было подтверждений с российской стороны о северокорейских солдатах. А почему мы ждем именно подтверждений от российского Минобороны, если это подтверждают Госдепартамент США и американская разведка?

– Я имею в виду подтверждения не со стороны Минобороны РФ, которое врет как дышит, а то, что если бы украинская сторона показала бы видеокадры с северокорейскими солдатами. Есть российские граждане, которые в тылу с большим интересом наблюдают появление больших групп северокорейских солдат: это экзотично, у них в руках есть телефоны, они выложили бы подобное в сеть, если бы такие граждане появились в европейской части России со стопроцентной вероятностью. У нас есть три видео из частей российской армии на Дальнем Востоке, когда они только прибыли, но нет ни одного подобного видео из европейской части России.

– Владимир Путин в среду потребовал от чиновников, чтобы те рассчитывали компенсации для раненых солдат индивидуально. Если раньше за любое ранение — даже лёгкое осколочное — обещали три миллиона рублей, то теперь такая рана стоит не больше ста тысяч. Три миллиона дадут только в случае очень тяжелой травмы. О чём говорят такие изменения?

У России все меньше денег на войну, расходов все больше, армия увеличивается

– Экономисты уже не раз говорили, что российских финансовых запасов, в принципе, от начала войны хватило бы на три года войны. Три года заканчиваются. Фонд национального благосостояния и прочие российские фонды сильно опустели. У России все больше проблем с продажей своих ресурсов, хотя с нефтью все не так плохо. У России все меньше денег на войну, расходов все больше, армия увеличивается. Посмотрим, куда это приведет в ближайшее время. Если окажется, что будет провал с набором новых желающих при снижении расценок, то, видимо, они будут стараться мобилизовать, поскольку мобилизованные – более дешевая военная сила, чем контрактники.

– Режиссер Карен Шахназаров встретился с Владимиром Путиным и сообщил ему, что танки с "Мосфильма" отправляют на передовую. Эти танки где-то могут использовать вообще?

У России еще остается много Т-34, в том числе на "Мосфильме"

– Я уже написал об этом в своем фейсбуке: у России еще остается много Т-34, в том числе на "Мосфильме", а также на "Мосфильме" есть немецкие "Тигры". Действительно, Т-55 активно используются российской армией как минимум уже год. Те из них, которые возможно запустить или хотя бы попытаться отремонтировать, а потом запустить, вывозятся с дальневосточных баз и используются на фронте, как средство поддержки пехоты. Но как говорят знающие люди, которые немножко ближе к полю действия, лучше ехать к позициям на Т-55, чем ехать на джипе, условно говоря, потому что вероятность при столкновении с дроном выжить больше у тех, кто в танке, нежели у тех, кто на джипе или тем более идет пешком, – говорит Николай Митрохин.