В недавнем расследовании под названием "Досье Пандоры" рассказывалось о Сергее Шеймане, сыне Виктора Шеймана, правой руки и давнего соратника Александра Лукашенко, бывшего управляющего делами президента Беларуси, который занимается добычей золота в Зимбабве. Сергей Шейман известен не только своими связами с Африкой, а и бизнесом в России. Согласно базе "КонтурФокус", он владеет долей в тольяттинской компании вместе с генерал-майором ФСБ в отставке Анатолием Ткачуком.
В российском Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) человек по имени Сергей Викторович Шейман фигурирует как соучредитель тольяттинского предприятия "Теп холдинг" с 2009 года. Это небольшая компания с уставным капиталом в 40 тысяч российских рублей (557 долларов США). Причем директор с 2021 года у этой фирмы новый – Сергей Григорьевич Смирнов, который (согласно записям на rusprofile.ru) является директором самых разных предприятий в Тольятти, от действующих до упраздненных, и деятельность их простирается от производства фосфорной кислоты до архитектурного ландшафта, от силовых видов спорта до перевозок и организации ресторанного питания. Всего за последние 10 лет он значился директором 19 компаний.
Сама же ООО "Теп-Холдинг" в качестве основной деятельности заявляет аренду. Вторым после Шеймана в списке ее учредителей значится Анатолий Николаевич Ткачук, который стал соучредителем в тот же день, что и Шейман (компания на тот момент существовала уже три года).
Ткачук – бывший генерал-майор ФСБ. До 1998 года он служил в органах госбезопасности на оперативных и руководящих должностях и был тесно связан с ядерными и другими современными типами вооружений. После он активно занялся бизнесом, был руководителем Управления по координации деятельности коммерческих структур Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), а затем – вице-президентом Международного конгресса промышленников и предпринимателей. После чернобыльской катастрофы он возглавлял группу контрразведки КГБ СССР на загрязненных территориях, о чем написал несколько книг, например "Опасное наследие Прометея" и "Лекарство от Апокалипсиса" – речь идет о шпионских романах. Вообще масштабы его политической и деловой деятельности совсем не сочетаются с микропредприятием в Тольятти. Основные активы отставного чекиста – "Руститан", "Русминресурсы", "Центрстрой".
Именно связи Ткачука в странах Африки и могли помочь сыну соратника Лукашенко Сергею Шейману наладить бизнес в Зимбабве, о котором говорится в недавнем расследовании "Досье Пандоры". В СМИ не раз писали, что отставной генерал имел связи в ЮАР, а также что Анатолий Ткачук и Виктор Шейман вместе бывали в Африке. Впервые – в Гане. Это был визит российско-белорусской делегации, во время которого Шейман был поверенным президента Беларуси по особым делам, а Анатолий Ткачук представлял РСПП. Поездка в Гану состоялась всего через полгода после вхождения Ткачука и сына Виктора Шеймана Сергея в список соучредителей тольяттинской "Теп-Холдинг".
В 2018 году Виктор Шейман слетал в Зимбабве и вручил президенту Эммерсону Мнангагве на день рождения подарок – меч с выгравированным на нем девизом Pasi neMhandu ("Смерть предателям"), о чем написало зимбабвийское издание The Herald. В Беларуси о развитии сотрудничества c Зимбабве также писали официальные СМИ. Тогда же зимбабвийское издание The Manica Post сообщило, что белорусская компания собирается добывать золото в руслах рек в провинции Маника. Именно на территории этой провинции находится шахта, где произошла трагедия – гибель десяти зимбабвийских горняков. По информации зимбабвийского издания Mining Index, погибли около 10 горняков, а на поверхность удалось поднять лишь тела двоих. В сообщении говорится о "халатности, повлекшей за собой удушение горняков, которые были заживо погребены белорусской и китайской компаниями в шахтах Premier Estate в округе Мутаре".
Схема, при помощи которой Сергей Шейман организовал бизнес, связанный с золотодобычей в Зимбабве, позволяет за счет сделки, заключенной на государственном уровне, обогащаться вовлеченным в этот бизнес приближенным к руководству Беларуси. Об этом рассказывает белорусский журналист-расследователь Александр Ярошевич:
Потенциальную выгоду от сделки получает не только белорусское государство, но и его сын
– История, на которую нам удалось пролить свет, – про экономическое сотрудничество Беларуси и Зимбабве. Белорусские чиновники договаривались о поставках техники в Зимбабве, но взамен просили разрешение на добычу золота, поскольку не были уверены в том, что с ними своевременно расплатятся. Они получили такие разрешения, в марте 2018 года в Зимбабве прилетал Виктор Шейман и подписал соглашение о создании совместного предприятия по добыче золота. Но оказалось, что бенефициарами этого бизнеса стали сын Виктора Шеймана Сергей Шейман и другой влиятельный белорусский бизнесмен, Александр Зингман. За несколько месяцев до создания совместного предприятия они открыли на Сейшелах офшорную компанию Midlands Goldfields Founadation, а интересы этой компании представляла в Зимбабве еще одна британская фирма с аналогичным названием Midlands Goldfields Limited. И вот эта компания получила 70 процентов в совместном белорусско-зимбабвийском предприятии, которое называется Zim Goldfields. При этом государство Зимбабве получило только 30 процентов этого предприятия. Затем Zim Goldfields получило несколько специальных грантов от зимбабвийского правительства и начало работы по поиску золота. Активнее всего эти работы шли в русле реки Мутаса, где белорусской компании выделили участок в 10 тысяч гектаров. Они наняли китайских подрядчиков для выполнения работ. Речь идет о рассыпном золоте, его легко намывать, поэтому даже местные жители его добывают – нелегально, ну, выживают как могут. В ноябре 2020 года произошел инцидент с золотодобытчиками. Китайская компания засыпала разработанные карьеры и попросила всех покинуть это место, но часть людей не ушли из карьера, и они погибли.
– То есть можно говорить, что белорусская компания причастна к этим смертям?
– Дело в том, что за два месяца до этого инцидента британская компания Midlands Goldfields Limited и сейшельская компания Midlands Goldfields Founadaiton прекратили свое существование. Поэтому мы не до конца понимаем, насколько Zim Goldfields вообще причастна к этому инциденту. Наш источник сказал, что контроль над предприятием не поменялся, но документальных доказательств этого у нас нет.
– Вам удалось документально подтвердить связи этой компании с близкими соратниками Лукашенко, в открытых источниках можно было найти лишь новость о смерти горняков и еще упоминание об уплате налогов белорусской компанией в районе Мутаса, верно?
– Да, раньше в открытых источниках ничего не говорилось о том, кто стоит за этой компанией. Мы выяснили, что речь идет о конфликте интересов. Виктор Шейман по поручению Александра Лукашенко едет заключать соглашение о создании совместного предприятия в Зимбабве, но потенциальную выгоду от этой сделки получает не только белорусское государство, но и его сын.
Смотри также Оружие не берут. Из-за чего Лукашенко согласился на интеграцию с Россией– Деньги, взятые из госбюджета, возвращаются в Беларусь в результате этих схем?
– Тяжело говорить о каком-то ущербе. Мы пытались понять, сколько вообще золота было добыто в Африке? Мы задавали эти вопросы и компании Zim Goldfileds, и Александру Зингману, и Сергею Шейману, мы обращались в зимбабвийскую корпорацию ZMDC, мы связывались с компанией "Белгеопоиск", которая вела там работы. Никто не говорит, сколько они заработали и заработали ли вообще. Зато мы точно можем говорить о том, что есть конфликт интересов: сделка заключалась не только в пользу белорусского государства, но и в пользу конкретных людей.
– Правда ли, что среди владельцев и посредников белорусского золотодобывающего бизнеса очень много силовиков?
– Тут скорее речь уже не про компанию Zim Goldfields, а про компанию "Белгеопоиск", ее подрядчика. Раньше эта компания частично принадлежала управлению делами президента, а в этом году она перешла в частные руки. Она принадлежит другой компании, которая называется Global Custom Management, и вот там есть много людей, имеющих связи в силовых структурах, – говорит журналист-расследователь Александр Ярошевич.