В Мадриде прошла научная конференция, посвященная испанской либеральной революции 1820 года. Акцент был сделан на ее международном значении, в частности, влиянии на революционные события в Латинской Америке, Португалии, Италии и Греции. Был затронут и вопрос о воздействии испанских событий на движение декабристов в России. Рассказывает наш мадридский автор Виктор Черецкий.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Виктор Черецкий: Тема влияния испанской революции на декабристов, 200-летие восстания которых будет отмечаться в следующем году, не нова. Об этом писали, к примеру, такие российские и советские историки как Павел Милюков, Семен Ланда, Ольга Орлик, а также зарубежные исследователи, к примеру профессор Джорджтаунского университета, знаток истории России Ричард Стайс.
В российских учебниках и в большинстве статей на эту тему почему-то об Испании даже не упоминается
Однако в российских учебниках и в большинстве статей на эту тему почему-то об Испании даже не упоминается. Выдвигается довольно общая формулировка: мол, на мировоззрение декабристов, участвовавших в заграничном походе для разгрома Наполеона, повлияло знакомство с жизнью в государствах Западной Европы. И это при том, что, к примеру, академик Евгений Тарле высказывался однозначно. Он писал: "Смело можно утверждать, что именно Испания стояла в центре внимания будущих декабристов".
До Тарле аналогичную мысль выдвигал уже упомянутый Милюков, а затем и Стайс, который, в частности, отмечал: "Испанская революция и ее уроки стали моделью для русских революционеров-декабристов". Что же позволяло исследователям делать подобный вывод? Почему, казалось бы, столь далекая страна вдруг привлекла внимание россиян? Чтобы ответить на эти вопросы, следует в первую очередь познакомиться с событиями, происходившими в тот период на Иберийском полуострове. Рассказывает историк Хосе Мария Эркаль.
Хосе М. Эркаль: Идеи эпохи Просвещения пришли в Испанию из Франции в XVIII столетии. Поначалу они поддерживались местной монархией – испанскими Бурбонами. Тем не менее, когда во Франции разразилась революция, Испания ее осудила и выступила за сохранение в соседней стране абсолютистского строя.
Мадрид стал проводить политику заигрывания с Францией, уже наполеоновской
Позднее Мадрид стал проводить политику заигрывания с Францией, уже наполеоновской, что имело для него катастрофические последствия. Испания оказалась оккупированной французами. Наполеон захватил королевскую семью – заставил короля Карла IV и его наследника Фердинанда отказаться от престола. Вместо них он усадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. Последний обосновался в Мадриде, опираясь на многочисленную французскую оккупационную армию. Народ Испании его не принял. Началась война против захватчиков с участием как армии, так и партизан из народа.
Сопротивление французскому вторжению получило название "Войны за независимость". Борьбу возглавили испанские патриоты либеральных взглядов: в разгар войны они сформировали свое временное правительство. Это правительство созвало кортесы – парламент в Кадисе, южноиспанском городе, который не был захвачен французами. Кортесы разработали и приняли в 1812 году первую в Испании конституцию. Депутаты констатировали, что старый абсолютистский режим, существовавший при Карле IV, уже не способен ни управлять страной в мирное время, ни возглавить сопротивление захватчикам. Вместе с тем они признали законным королем Фердинанда, удерживаемого во Франции, полагая, что, вернувшись в Испанию, молодой король согласится на конституционную форму правления – разделит власть с кортесами.
Виктор Черецкий: Россия сразу же признала легитимность кадисских кортесов, несмотря на их антиабсолютистский характер. Испанские военные, участвовавшие в походе Наполеона на Россию и сдавшиеся в плен, были одеты в русские мундиры, вооружены и отправлены на кораблях в распоряжение кортесов для дальнейшей борьбы с французами. Разумеется, все это делалось не из-за сочувствия испанским либералам, а из-за желания поскорее покончить с Наполеоном.
Что касается либерализма, то отношение к нему у официальной России было отрицательным. Ну а события в Испании еще целое десятилетие будоражили Европу, в первую очередь людей передовых для своего времени взглядов.
Хосе М. Эркаль: После поражения Наполеона и ухода французских войск из Испании король Фердинанд VII возвратился в качестве приверженца конституционной монархии.
Но высшая аристократия и церковь уговорили его отменить конституцию и восстановить старые порядки, что он и сделал. Начался 6-летний этап абсолютизма, сопровождаемый политической нестабильностью и расправой над сторонниками конституции. Затем наступило так называемое "либеральное трехлетие". Фердинанд под нажимом либералов-военных, взявших в результате революции верх над абсолютистами, был вынужден принять конституционную форму правления. Однако уже в 1823 году произошел новый поворот в испанской политике: король с помощью консервативного альянса европейских монархий, так называемого Священного союза, восстановил абсолютистский режим. Фердинанд умер в 1833 году, обладая неограниченной властью.
Испания пользовалась в те времена особым вниманием в российском обществе
Виктор Черецкий: Испания пользовалась в те времена особым вниманием в российском обществе – сначала ввиду своей упорной борьбы с Наполеоном, затем из-за бурных событий в ее внутренней жизни. Все происходившее в этой стране, как свидетельствуют письменные источники, в том числе материалы следствия, проведенного властями после восстания декабристов, постоянно обсуждалось его участниками.
Взять хотя бы переписку Сергея Трубецкого, несостоявшегося "диктатора" декабристов, высказывания Никиты Муравьева, Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола и других. К примеру, полковник Пестель утверждал, что именно упорное нежелание испанского короля признавать конституцию заставило его задуматься о совместимости подобного документа с монархией и сделало из самого полковника республиканца.
Некоторые другие декабристы рассуждали о необходимости цареубийства в случае отказа монарха пойти на ограничение своей власти. Ну а историк Стайс отмечает, что испанская конституция интересовала декабристов особо и что такие документы, как "Русская правда" Пестеля и проект конституции Муравьева, "опирались на испанский образец, а иногда и прямо заимствовали оттуда различные формулировки".
Что же представла собой кадисская конституция? Рассказывает юрист Карлос Эррерас.
Карлос Эррерас: Основным положением конституции стало установление принципа "народного суверенитета", согласно которому народ рассматривался как носитель верховной власти. Ну а королевская власть отныне была не от Бога, как раньше, а предоставлялась монарху народом, то есть в стране утверждалась конституционная или парламентская монархия. При этом население получало свободы, которых оно ранее не имело. Речь шла, к примеру, о свободе печати. Теперь ни церковь, ни король, ни какая-то иная структура не могли подвергать цензуре книги по политическим или религиозным мотивам.
В конституции появляется термин "общественное мнение", или мнение народа
В конституции появляется термин "общественное мнение", или мнение народа. До этого люди безмолвствовали – у них не было возможности высказываться.
Было введено и "юридическое равенство". Ведь ранее примерно половина населения подчинялась региональным, а не общегосударственным законам. Их устанавливала в своих владениях титулованная знать. Она же назначала судей. Теперь все население должно было подчиняться одному и тому же законодательству. Конституция отменяла пытки, которые применялись некоторыми органами дознания, использовавшими к тому же добытые под пыткой сведения в качестве доказательств в суде. Утверждалось право на образование. Начальную школу отныне должен был иметь каждый испанский муниципалитет.
Виктор Черецкий: Известно, что испанская конституция принималась на острове Леон вблизи Кадиса, осажденного французами. Таким образом, остров на время стал бастионом испанского либерализма.
Декабрист Рылеев предлагал единомышленникам использовать этот опыт и в случае чего захватить Кронштадт, чтобы превратить его в "русский Леон".
Смотри также Table-Talk с Александром ГенисомЛюбопытно, что при обысках, которые проводились после разгрома восстания декабристов, в бумагах многих из них, как отмечает Ричард Стайс, обнаруживались копии испанской конституции. Между тем этот документ содержал и некоторые другие положения, которые декабристы считали применимыми в России.
Карлос Эррерас: Церковь утрачивала ряд своих прав. Ликвидировался ее суд – Инквизиция. Имущество иезуитов переходило государству, как и остававшиеся до той поры в собственности церкви пустующие монастыри других католических орденов c принадлежавшими им землями. Действующих монастырей эта мера не касалась. Имущество существовавших еще со Средневековья мощных духовно-рыцарских орденов, таких как Калатрава, Монтеса, Сантьяго и других, располагавших огромными латифундиями, также переходило государству.
Предусматривалось разделение власти, что при абсолютизме было немыслимо. Отныне король и его министры представляли лишь исполнительную власть. При этом каждый министр нес персональную ответственность за порученную ему сферу деятельности. Законодательная власть принадлежала только кортесам. Король не имел права влиять на работу парламента, созывать или распускать его. Он лишался возможности подписывать международные соглашения.
Была провозглашена свобода промышленного производства, конкуренции и торговли
И наконец, судебную власть должны были осуществлять независимые судьи. Была провозглашена свобода промышленного производства, конкуренции и торговли на всей национальной территории – разрушались региональные таможенные барьеры. Таким образом, эта конституция заложила основу того пути, по которому Испания двигалась в последующие времена.
Виктор Черецкий: Особое внимание декабристов к Испании, отмечают историки, объясняется и тем, что за революционным процессом в этой стране стояли их коллеги-военные. Испанцы, как и либерально настроенные российские офицеры, обсуждали свои планы в различных тайных обществах. Многие состояли в масонских ложах. Историк Ричард Стайс отмечает, что декабристов увлекла так называемая "испанская формула" революции – быстрый и практически бескровный захват власти военными, принятие конституции, привлечение на свою сторону людей из народа.
Казавшийся успешным испанский опыт укреплял уверенность декабристов в возможности аналогичного восстания в России. В этой связи Стайс отмечает, что декабристы "сильно идеализировали испанские события и были склонны игнорировать их сложности. Восстание в Испании 1820 года воспламенило в них революционную страсть и чувство солидарности", заключает Стайс.
Разумеется, декабристов особо интересовала фигура лидера повстанцев Рафаэля дель Риего, который на момент восстания командовал лишь пехотным батальоном. Интересовала и примененная им тактика.
О Риего рассказывает журналист Хесус Рубио.
Хесус Рубио: Рафаэль дель Риего стал знаменитым в первой четверти XIX столетия. За начатой им революцией последовало так называемое "либеральное трехлетие". Правда, все это плохо кончилось для самого Риего...
Он родился в Астурии, на севере Испании, в 1784 году – в том же году, что и его будущий заклятый враг – король Фердинанд VII. Во времена французской оккупации Риего находился в испанской армии. Он отказался подчиняться французам и поддержал восставших в мае 1808 года против завоевателей жителей Мадрида. Его взяли в плен, но затем будущему революционному лидеру удалось бежать.
В звании капитана Риего воевал на севере Испании. После одного из сражений, которое закончилось поражением испанцев, он вновь попал во французский плен – до конца войны находился во Франции. Считается, что именно там испанец приобщился к либеральным идеям и вступил в масонскую ложу. Будучи противником абсолютизма, первое, что сделал Риего после возвращения в Испанию в 1814 году, – это присягнул кадисской конституции. До его восстания оставалось 6 лет.
Впоследствии сам Риего отмечал, что все это время надеялся, что король признает конституцию. И даже после начала восстания 1 января 1820 года он не оставлял подобной надежды и опубликовал обращение к монарху с призывом добровольно принять основной закон страны. В обращении говорилось:
"Государь! В Европе уже непозволительно, чтобы страны управлялись, как личная собственность королей на основе их неограниченной власти. Народы требуют альтернативы – представительных органов управления, которые они выбирали бы сами. Заплатил своей кровью во время войны с французами за право иметь такое правительство и благороднейший народ Испании".
Декабристы переняли испанский опыт обращения к солдатам
Виктор Черецкий: Как отмечают исследователи, декабристы знали, что восстание Риего началось с его обращения не только к королю, но и к войскам – с так называемого "пронунсьямьенто", что переводится как "заявление, высказывание". Этим термином, кстати, испанцы стали с тех пор называть все мятежи военных, даже если они и не начинались с публичных высказываний своих предводителей. А подобных выступлений было немало в XIX столетии. Декабристы переняли и этот испанский опыт: перед солдатами восстававшего в январе 1825 года Черниговского полка было зачитано разработанное ими воззвание.
Хесус Рубио: Возвращаясь к началу испанского восстания, отметим обращение Риего к своим солдатам: "Испания, – заявил он, – находится во власти несправедливой абсолютной монархии, которая действует без уважения основных законов государства. Король, который обязан своим троном тем, кто боролся против французов за независимость, так и не присягнул конституции. А ведь конституция является соглашением между монархом и народом, основой существования любого современного государства. Необходимо, чтобы монарх присягнул и был верен этой конституции".
Риего прошел со своими людьми по южной Испании – Андалузии, чтобы найти сторонников. Однако его восстание особой поддержки в тех краях не находило, ну а солдаты из-за усталости постепенно разочаровывались в предприятии и дезертировали.
Сам Риего, который уже находился вблизи португальской границы, тоже подумывал о завершении своей инициативы, когда вдруг ему пришла весть, что она была поддержана в крупных городах Испании.
Виктор Черецкий: Опыт военного похода по стране в надежде побудить всю армию и народ к восстанию, как отмечает историк Стайс, попытался применить подполковник Сергей Муравьев-Апостол, член Южного общества декабристов. Известно, что после трагических событий 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге он организовал мятеж уже упомянутого Черниговского полка, расквартированного в тогдашний Киевской губернии. Незадолго до этого Муравьев-Апостол напоминал своим единомышленникам, что Риего отправился в поход всего с тремя сотнями солдат и восстановил конституцию и что у него все готово для того, чтобы с успехом повторить подобное предприятие.
Однако поход черниговцев продлился всего пять дней – полк был разгромлен правительственными войсками, а сам Муравьев-Апостол ранен и пленен.
Ну а что касается событий, происходивших в Испании за пять лет до этого, то там успеху восстания способствовало не только желание восстановить конституцию, но и недовольство армии нищенским положением, в котором она пребывала, как считалось, по вине короля-тирана, и перспективой отправки в латиноамериканские колонии для подавления мятежей местных сторонников независимости от Испании.
Хесус Рубио: Когда в городке Оканья, в 60 километрах от Мадрида, военные присягнули конституции, короля Фердинанда охватила паника. Как мы видим, успех восстания стал сюрпризом не только для него, но даже для самого Риего. И этот успех был обеспечен не на поле боя, а мирно – лишь поддержкой революционной инициативы большинством военных.
Риего сразу же превратился в героя, любимца городской толпы
Здесь следует обратить внимание на лицемерное заявление короля, когда ему ничего не оставалось, как принять конституцию. Известна его фраза: "Я готов пойти первым в поход по конституционному пути!" Ну а Риего сразу же превратился в героя, любимца городской толпы. Что же касается последующего недолгого трехлетнего правления либералов, то оно было отмечено постоянной внутренней борьбой между ними. К тому же либералы никогда не пользовались поддержкой находившегося под влиянием аристократии и церкви сельского населения.
Виктор Черецкий: Действительно, в начале "либерального трехлетия" Рафаэль дель Риего, досель неизвестный армейский подполковник, стал символом испанской революции. Где бы он ни появлялся, его приветствовали толпы людей, которые распевали только что сочиненный в его честь так называемый "Гимн Риего" https://www.youtube.com/watch?v=IqarvkV3puI. Кстати, этот гимн использовался испанцами также в 30-ые годы ХХ века – во времена республиканского правления.
Культ Риего только усиливался
Ну а культ Риего только усиливался. В Кадисе молодежь выпрягла лошадей из его повозки и катала по всему городу под приветствия сотен горожан. Риего было присвоено генеральское звание – его назначали командующим войсками, расквартированными в Галисии, затем в Арагоне, избирали депутатом кортесов и его спикером, провозглашали "отцом нации".
Тем временем в стране было сформировано либеральное правительство. Проводимые им реформы тоже весьма интересовали будущих декабристов. О чем шла речь? Рассказывает историк Хуан Пабло Фуси.
Хуан П. Фуси: В стране происходят позитивные преобразования, которые свидетельствуют о претворении в жизнь кадисской конституции. В апреле 21-го года проходят выборы в кортесы. Народ приобщается к политической жизни – у испанцев рождается сознание, что они участвуют в управлении страной. Это явление подтверждается и появлением большого числа патриотических организаций и политических клубов, которые вполне можно назвать предшественниками партий.
Подобных организаций было порядка 275. Все они действовали легально, свободно излагая свои идеи, в том числе на страницах периодической печати. Количество изданий тоже быстро увеличивалось. Это не была пресса в современном понимании. Печатались не корреспонденции, а скорее политические эссе, статьи идеологического характера. Подобные листки – не менее 700 – издавались с разной периодичностью. И это тоже было новым явлением в общественной жизни Испании. В издательском деле была полная свобода.
Одновременно был принят уголовный кодекс, который лег в основу всех последующих аналогичных документов. В плане организации территориального устройства Испания была разделена на провинции. Это деление сохраняется до сих пор.
Смотри также Приемные, но гордые детиВиктор Черецкий: Интересовали декабристов, по свидетельству Стайса и других исследователей, вопросы, связанные с культурным строительством в годы "либерального трехлетия", с темой просвещения.
Хуан П. Фуси: Был принят закон о народном образовании. В целом был дан огромный импульс культурной жизни страны. Это проявилось во многих сферах. В первую очередь следует упомянуть открытие мадридского университета и столичного Атенеума, центра собраний интеллектуальной элиты, используемого, в частности, для дебатов на политические и другие темы.
Наступил расцвет театральной жизни
Наступил расцвет театральной жизни. Театр стал главным проявлением активизации культурной жизни Испании. Появились новые театры и новые драматурги, самыми известными из которых были Франсиско Мартинес де ла Роса, либеральный политик, автор многих театральных произведений, и литератор герцог де Ривас.
Бурная политическая и культурная жизнь наблюдалась в Мадриде, где подобного ранее не было. Отныне Мадрид стал подлинным центром всего нового и прогрессивного. Здесь воплощались в жизнь амбициозные планы либеральных реформ. Одни из них были осуществлены, другие нет. Тем не менее период "либерального трехлетия" способствовал становлению современной испанской государственности.
Виктор Черецкий: Трехлетие не было спокойным для Риего. Со временем он стал подвергаться нападкам как со стороны абсолютистов, так и завистников в стане либералов. Все они прибегали к клевете, порой совершенно абсурдной: то обвиняли Риего в желании провозгласить республику, то в планах захватить Сарагосу во главе некой "русской армии", чтобы разрушить испанскую святыню – храм в честь Богоматери Пилар. И это при том, что Риего был сторонником монархии, хотя и ограниченной, и ревностным католиком.
Враги конституции, которыми тайно руководил сам король, готовили один заговор за другим
Между тем ситуация в стране обострялась: враги конституции, которыми тайно руководил сам король, готовили один заговор за другим. Этому способствовала постоянная война между умеренными и радикально настроенными противниками абсолютизма, которых Риего, как ни старался, примирить не смог. В апреле 1823 года он был вынужден вновь взять в руки оружие, чтобы противостоять очередному вторжению французов, действующих на этот раз под эгидой Священного союза и самого короля Фердинанда.
Хесус Рубио: Все завершилось, когда герцог Ангулемский во главе своего войска – так называемых "100 000 сыновей святого Людовика" – вторгся в Испанию.
Либеральные силы покинули Мадрид и попытались укрыться на юге страны, но было разбиты, конституция отменена и абсолютизм восстановлен. Риего был арестован, посажен в тюрьму и приговорен к повешению. Для военного это была унизительная, позорная казнь. Ведь в те времена она применялась лишь к уголовникам.
Казнь была осуществлена 7 ноября 23 года на Ячменной площади в Мадриде. Жена Риего Тереса, которая заблаговременно была отправлена в Англию, вернулась и попыталась вместе с братом казненного отыскать останки мужа, но так и не смогла. Тереса с горя заболела и вскоре умерла.
Виктор Черецкий: Жестокая казнь Риего, по мнению историка Стайса, "привела в смятение многих русских, не только будущих декабристов". Да и реакция императора Александра была сдержанной, если судить хотя бы по эпиграмме Пушкина: "Сказали раз царю, что наконец мятежный вождь, Риэго, был удавлен".
И это при том, что Россия всецело поддерживала Фердинанда VII, а герцог Ангулемский за разгром сторонников конституции даже был награжден российским Георгиевским крестом первой степени. Тем временем в самой Испании поднялась вторая после 1814 года волна репрессий против либералов. Страну вынуждены были покинуть многие известные люди, в том числе великий художник Франсиско де Гойя. Рассказывает историк Хуан Хесус Плегесуэлос.
Более 10 тысяч человек оказались в изгнании
Хуан Хесус Плегесуэлос: В ходе преследования либералов – отцов кадисской конституции в 1814 году были отправлены за решетку такие выдающиеся деятели, как депутаты Диего Муньос Торреро и Агустин Аргуэльес, политик и драматург Мартинес де ла Роса и многие другие. Более 10 тысяч человек оказались в изгнании.
Затем, после повторного аннулирования конституции в 23 году, началась новая волна репрессий. Но, несмотря на это, попытки мятежей либерального характера против короля Фердинанда продолжались. Как и репрессии против либералов. К примеру, в 1831 году жительница Гранады Марьяна Пинеда была казнена лишь за то, что у нее нашли знамя либералов. В том же году за попытку мятежа был расстрелян генерал Хосе Мария Торрихос и 48 его соратников.
Виктор Черецкий: После первой волны репрессий в Россию перебрались некоторые испанские либералы. Самый известный из них – полковник Хуан Ван Хален. Он пытался организовать революцию еще до Риего – в 1817 году. Несмотря на свои либеральные идеи, офицер был принят на русскую службу под поручительство испанца Августина Августиновича Бетанкура. Выдающийся военный инженер, генерал-лейтенант, член Комитета министров Российской империи Бетанкур пользовался доверием императора Александра.
Ван Хален отправился в действующую армию на Кавказ, где принял командование драгунским полком и отличился. Он получил Георгиевский крест и орден святого Владимира. Есть сведения, что, вернувшись с Кавказа, Ван Хален общался с будущими декабристами, в том числе с Никитой Муравьевым. Он был вхож в первую декабристскую организацию – Союз спасения.
В 1820 году Ван Хален покинул Россию, чтобы примкнуть к восстанию Риего, чем вызвал недовольство Александра I. Известно также, что в эмиграцию в Россию прибыли и другие испанские офицеры, придерживающиеся либеральных взглядов, – Рафаэль Бауса, братья Хоакин и Мигель Эспехо, Хоакин Виадо и так далее. Это были в основном инженеры, а посему их приняли в команду Бетанкура. Они быстро интегрировались в российское общество, вращались в кругу военных, в том числе декабристов. Так что последние имели возможность получать сведения об испанской конституции и испанских революционерах, как говорится, из первых рук – от участников недавних событий в далекой стране.