С начала 2021 года Минюст России внес в реестр иностранных агентов 6 СМИ и 20 журналистов. Теперь все они обязаны регулярно отчитываться перед ведомством, маркировать каждый свой материал или личный пост в социальных сетях сообщением из более чем 20 слов. Журналисты и издания добиваются отмены этого закона или хотя бы внесения в него изменений – они проводят одиночные пикеты, пишут открытые письма и петиции.
Проект "ОВД-Инфо" создал петицию с требованием отменить закон об иностранных агентах, которая за 2 дня собрала более ста тысяч подписей, в числе подписавшихся также более двухсот организаций и проектов.
"Мы оцениваем происходящее как акт государственного давления на СМИ и общественные организации. И само законодательство, и сложившаяся правоприменительная практика направлены на ослабление институтов гражданского общества", – говорится в сообщении.
Авторы петиции отмечают, что попадание в реестр иноагентов приводит к тому, что многие организации вынуждены прекратить работу, остальные находятся под постоянным риском проверок и принудительной ликвидации. При этом правила постоянно ужесточаются и сформулированы так, что полностью соответствовать им невозможно. Нарушение правил составления отчетности или маркировки приводит к многомиллионным штрафам. Так, например, произошло с Радио Свобода – за отсутствие маркировок на публикациях суды уже вынесли решения о штрафах на сумму почти 230 млн рублей.
Включение в реестр иноагентов также приводит к тому, что СМИ теряют рекламодателей и источники информации. Физические лица, которых внесли в реестр СМИ-иноагентов, обязаны маркировать любые свои публикации, даже если это пост в социальных сетях о том, как ребенок "иноагента" впервые пошел в школу. Люди из этого реестра обязаны отчитываться перед Минюстом обо всех своих личных доходах и тратах.
Смотри также "Не вопрос Кремля". Людмила Савицкая – с ответом Дмитрию Пескову"Это беспрецедентное вторжение в частную жизнь. Такие требования невозможно оправдать ничем: это неприкрытое издевательство над людьми и их человеческим достоинством", – говорится в петиции.
Также в сообщении обращается внимание на ужесточение правил для НКО-иноагентов: им запрещено выдвигать кандидатов в Общественные наблюдательные комиссии и проводить антикоррупционные экспертизы, они ограничены в организации публичных мероприятий.
более 200 организаций подписались под этими требованиями. Такого никогда не было
"Мне кажется, что сейчас самый важный момент в том, что объединились именно и медиа, и различные НКО, и просто представители гражданского общества, – говорит пресс-секретарь "ОВД-Инфо" Константин Фомин. – И 100 тысяч подписей – это не какой-то еще рекорд, хотя я уверен, что их будет гораздо больше, и что там будет идти речь о сотнях тысяч подписей на протяжении недели или нескольких недель. Но самый такой беспрецедентный момент – это то, что уже более 200 различных организаций подписались под этими требованиями. Такого никогда не было".
Константин Фомин считает, что благодаря этому объединению появился шанс, что требования будут услышаны.
"Причем я думаю, что речь может идти не только о каких-то косметических поправках, а может произойти так, что он будет полностью отменен. Наверное, это зависит от того, кто будет управлять страной, скажем так, но в целом запрос общества должен быть как-то сформирован. Если не будет запроса общества, никакие перемены никогда не произойдут, кто бы там ни был у власти.
50 тысяч – это для них ерунда, а если это будет полмиллиона – совершенно другое дело
Наша задача – показать, что огромное количество людей считают это проблемой, которая их волнует. И даже если у этого нет никакого официального статуса, это непринципиально, все равно мы знаем по опыту про огромное количество других петиций, которые достигали положительного результата. "Закон о просвещении" удалось отбить благодаря 250 тысячам подписей. То есть, если мы соберем достаточно много подписей и покажем, что в обществе реально есть на это запрос, то абсолютно точно для администрации президента или людей примерно на каком-то таком уровне, которые занимаются мониторингом, это тоже будет являться показателем. Они тоже не хотят лишний раз злить народ. Если это 50 тысяч – это для них ерунда, а если это будет полмиллиона – совершенно другое дело", – говорит Константин Фомин.
Смотри также Запрещённая профессия. Журналисты о себе и цензуреВ начале сентября главные редакторы и издатели более 20 независимых российских СМИ потребовали аннулировать нынешний список СМИ-иноагентов и внести поправки в соответствующий закон. Они подписали открытое письмо президенту Владимиру Путину, его пресс-секретарю Дмитрию Пескову и министру юстиции Константину Чуйченко с предложением 12 поправок к закону. После этого Песков заявил, что Кремль рассмотрит это обращение, но с тех пор о судьбе письма не было никаких новостей.
В Международный день солидарности журналистов, 8 сентября, у здания Министерства юстиции прошли одиночные пикеты против закона об иноагентах, некоторые журналисты были задержаны – впоследствии журналисток издания "Важные истории" Алесю Мароховскую, Ирину Долинину и Полину Ужвак оштрафовали на 10 тысяч рублей каждую ("Важные истории", Мароховская и Долинина внесены в реестр иноагентов).
Также 8 сентября российские СМИ запустили акцию "Нет иноагентов, есть журналисты", в которой приняли участие более 40 российских изданий. В течение дня они сопровождали публикации на сайтах и в соцсетях маркировкой, похожей на ту, которую Минюст обязывает публиковать СМИ-иноагентов, "чтобы показать себе и нашим читателям, что нас много, что мы не боимся и не собираемся покорно молчать".
Позже в поддержку российских независимых медиа, которые подвергаются давлению со стороны государства, прошел аукцион арт-группы "Веха". Всего было продано 18 лотов – это работы 17 художников и арт-коллективов – половина вырученных денег, около 200 тысяч рублей, будет передана изданиям DOXA, "Медиазона", Sota, Avtozak LIVE, "Дождь", "Медуза", "Важные истории" и The Insider (последние четыре издания внесены в реестр иноагентов). С 14 сентября в течение недели пройдут дополнительные торги – половина вырученных средств тоже пойдет на поддержку независимых медиа.
шансов отменить этот закон не существует
В 2019 году журналистам удалось повлиять на судьбу своего коллеги из издания "Медуза" Ивана Голунова, которому сотрудники полиции подбросили наркотики – после масштабной кампании общественной и журналистской солидарности обвинения с журналиста были сняты. Бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко сомневается, что в этот раз журналистам удастся повлиять на власти.
"Я думаю, что никаких шансов отменить этот закон не существует. И крайне невелики, я бы сказал, пренебрежимо малы шансы на то, что удастся каким-то образом изъять из реестра "иностранных агентов" тех, кто там уже оказался. Я думаю, что этот закон принят не для того, чтобы его отменять, это как бы базовая история. Что касается Ивана Голунова, там было, скажем так, частное дело, и это было поле силовиков. Что же касается этой всей "законодательной базы", которая была принята нашим бешеным принтером, то это основы режима, и вот основы режима никто, конечно, менять не будет. Дело Голунова не затрагивало основы режима, это был частный криминал силовых структур, и это вполне можно было опрокинуть. А вот закон об иноагентах – одна из базовых вещей", – говорит Яковенко.
Смотри также "Медуза" рассказала о подготовке Совбезом списка "иноагентов"По словам журналиста, уничтожение независимых средств массовой информации в России началось с уничтожения НТВ, и этот процесс продолжается до сих пор.
это специфический фашизм 21-го века
"Это совершенно чудовищная ситуация, такой довольно специфический фашизм 21-го века, – размышляет Яковенко. – На нем все 14 признаков фашизма Умберто Эко сидят как влитые. Мы это видим, знаем, мы с этим сталкиваемся постоянно в своей работе. Никакого права как системы, как сферы общественной жизни, в которой существуют принципы уважения к правам человека, в России не существует. В этих условиях мы работаем уже не первый год, и эти условия ухудшаются".
Игорь Яковенко полагает, что в ближайшем будущем "под зачистку" будут попадать все больше средств массовой информации, и внимание властей все больше будет сосредоточено на СМИ и проектах, которые работают в интернете.
"Фактически поле независимых СМИ в телевидении, в газетах, в тех классических средствах массовой информации, к которым мы привыкли в 20-м веке – здесь зачистка практически закончилась. Остался интернет, осталась блогосфера, ютьюб-каналы, онлайн-СМИ. Я думаю, что основной удар сейчас будет в этом направлении. Уже разрабатываются механизмы государственного воздействия на интернет-гигантов: на Ютьюб, на Гугл, на Эппл. Уже известно, что их пытаются вызвать на заседания Совета Федерации, пытаются их каким-то образом штрафовать, наклонять и так далее. Я думаю, что в этом направлении борьба только начинается", – говорит журналист.
На данный момент в реестре СМИ-иноагентов находятся 47 журналистов и организаций. Радио Свобода и его региональные проекты, а также телеканал "Настоящее Время" были внесены в этот список первыми – в декабре 2017 года.
В мае этого года ООО "РСЕ/РС", представляющее в России интересы медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода, и его генеральный директор Андрей Шарый обратились в Европейский суд по правам человека с иском против России. Истцы уверены, что применение закона о СМИ-иноагентах, в частности практика взимания штрафов за неисполнение приказа Роскомнадзора о маркировке журналистского контента, нарушает статьи Европейской конвенции по правам человека.