Сегодняшние дебаты (во вторник вечером по американскому времени; в Европе и России будет глубокая ночь) между Камалой Харрис и Дональдом Трампом дают им лучший за оставшееся до выборов время шанс изменить ход предвыборной гонки в свою пользу. Опросы показывают кандидатов в глухом клинче во всех колеблющихся штатах, динамика гонки, сдвинувшейся в сторону Харрис после ее входа в избирательную кампанию, развернулась в направлении Трампа.
Подробности
Дебаты состоятся в Пенсильвании, штате, который с наибольшей вероятностью станет решающим на выборах и без победы в котором шансы каждого из кандидатов стать президентом малы.
Дебаты, организованные ABC News, продлятся 90 минут и пройдут по правилам, согласованным еще кампанией Джо Байдена перед его катастрофическими дебатами с Трампом в июне. Кандидатам будут включать микрофоны по очереди – попытки Харрис договориться о том, чтобы оставить микрофоны включенными все время, не увенчались успехом.
Это может оказаться первой и последней возможностью для избирателей увидеть Харрис и Трампа на одной сцене в прямом противостоянии. Других дебатов до сих пор не согласовано, и если кто-то из кандидатов одержит в нынешнем поединке ясную победу, у него будет мало стимулов согласиться на новую встречу.
Оценки кандидатов как дебатеров – смешанные. Харрис – бывший прокурор, по идее, умеет ясно и точно излагать свои мысли. Ее описывают, однако, как человека, которому порой нелегко даются публичные выступления. Последний раз она участвовала в дебатах (вице-президентских) 4 года назад – с Майком Пенсом. Сейчас – ее первые президентские дебаты, с необычайно высокими ставками.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Трамп участвовал в дебатах совсем недавно, и Байден после них был вынужден выйти из гонки. До этой кампании Трамп считался неважным дебатером, но это будут его седьмые президентские дебаты (больше чем у кого-либо). И он, очевидно, будет чувствовать себя достаточно свободно в сравнении с Харрис.
Сторонники Трампа больше всего опасаются его личных атак на Харрис, которые могут быть восприняты как женоненавистнические или расистские. Ему советуют дисциплинированно говорить об экономике и иммиграционном кризисе, вопросах, в которых избиратели настроены особенно критично к нынешней администрации.
Что говорят стороны (и что может упоминаться на дебатах)
Политконсультант Фрэнк Лунц, республиканец: “Вместо того, чтобы говорить о проблеме высоких цен и связанных с иммиграцией вопросов безопасности (главные темы для общества), Трамп снова кричит о судебном преследовании его оппонентов. Послание Дональду: надо сфокусироваться на помощи избирателям, а не на себе”.
Электоральный статистик Нэйт Силвер (собирается голосовать за Харрис): “Кампания демократов страдает от избытка возможных линий атак на Трампа, и избиратель отключается. Если бы я занимался кампанией Харрис, я бы упоминал 6 января, Роу, Обамакэр, Проект 2025, Джей Ди Вэнса и “осужденного преступника”, на этом все”.
- Силвер упоминает последовательно: атаку сторонников Трампа на Капитолий; отмену Верховным судом, пополнившемся при Трампе тремя консервативными судьями, прецедента о защите права на аборт; попытки Трампа отменить проведенную Обамой популярную реформу здравоохранения; непопулярный план консервативных реформ, от которого Трамп пытается дистанцироваться; его непопулярного кандидата в вице-президенты и факт, что Трамп – единственный в истории США бывший президент, который был признан виновным в уголовном преступлении.
Общая картина
Избиратели будут оценивать, насколько достойно, по-президентски ведут себя кандидаты, но ключевым для кампании все равно будет спор о сущностных вопросах – инфляции, экономике, иммиграции, абортах. Силвер обращает внимание на пункты о восприятии кандидатов в новом опросе NYT/Siena (опрос вызвал много нервозности у демократов, поскольку показывал сдвиг в сторону Трампа): почти половина избирателей воспринимает Харрис “слишком либеральной, прогрессистской”, в то время как Трампа считает “слишком консервативным” лишь треть.
Харрис прежде занимала довольно левые позиции, и республиканцы напоминают об этом, называя ее "коммунисткой" и "марксисткой". Харрис же после входа в кампанию уклонялась от общения с прессой, и неясность ее позиций для избирателей дает возможность оппоненту рисовать ее радикалом.
Дебаты могут быть последним шансом для нее изменить это восприятие. Харрис поменяла многие позиции, ей это припоминают, но чтобы выиграть голоса колеблющихся избирателей, кандидатам нужно занимать центристские позиции. Список позиций, по которым Харрис сдвинулась в центр:
- Она не настаивает больше на введении Medicare for All, единой для всех системы медицинского страхования.
- Она согласилась со строительством стены на границе с Мексикой – в рамках двухпартийной иммиграционной реформы (а это знаковая политика Трампа) и отказалась от идеи декриминализировать нелегальное пересечение границы.
- Она отказалась от идеи принудительного выкупа у населения полуавтоматического “штурмового” оружия.
- Она более не поддерживает идею запрета фрекинга – экологически вредной технологии добычи сланцевого газа и нефти (запрет мог бы привести к утрате десятков тысяч рабочих мест в энергоиндустрии, в частности, в Пенсильвании).
- И "вишенка на торте" – она не выступает более за запрет пластиковых соломинок.
Центральным вопросом будет экономика. На сайте Харрис наконец появилась программа. В ней говорится об “экономике возможностей”: налоговые льготы для семей из среднего класса, небольшого бизнеса и стартапов, поддержка при первой покупке жилья (получившая громкую славу идея “запрета на взвинчивание цен” переформатирована в борьбу с нечестной конкуренцией). Оплачивает это отмена части налоговых льгот для самых богатых и повышение для них налога на долгосрочный прирост капитала до 28 процентов с примерно 24.
Трамп собирается решать экономические проблемы введением тарифов на импорт. Он заговорил о тарифах даже при ответе на вопрос о росте цен на уход за детьми. По мнению Трампа, тарифы помогут создать рабочие места и снизят дефицит бюджета. Экономисты предупреждают об опасности нового витка инфляции из-за введения тарифов и замедления экономического роста из-за жесткой иммиграционной политики Трампа, ограничивающей рабочую силу.
Все это может быть предметом взаимных атак на сегодняшних судьбоносных дебатах.