Кадыров в брачной лавке

В Чечне продолжается кампания по восстановлению распавшихся семей. С такой инициативой в начале июля выступил глава республики Рамзан Кадыров. "Надо разбудить людей, рассказывать, объяснять. Вернуть женщин, которые ушли от мужей, помирить их – это наша первая задача", – сказал он. По словам Кадырова, дети из неполных семей сильнее подвержены влиянию экстремистов.

Впрочем, как сообщает сайт "Кавказ.Реалии", происходят и трагикомические случаи – например, когда дважды разведенная женщина с детьми от обоих браков не знает, с каким из бывших мужей ей воссоединяться. Муфтият не дает однозначного ответа на этот вопрос.

В Чечне начали открывать штабы по спасению браков: имамы, чиновники и представители правоохранительных структур принялись за составление списков разведенных. Примирением супругов занимаются специальные комиссии при участии религиозных деятелей.

Что делать тем, кто после расставания уже успел обрести счастье в новом браке?

Как рассказал секретарь общегородского штаба по гармонизации брачно-семейных отношений Грозного Расул Успанов, разведенных супругов приглашают в штаб каждого по отдельности и предлагают помириться. "Если мулла, который поговорил с разведенными, видит, что хотя бы на два процента разведенные хотят сойтись, подключаются родители", – рассказывает он.

Каким способом мулла определяет эти два процента, не сообщается. Также непонятно, подпадают ли под программу восстановления семей те граждане, которые развелись много лет назад (иначе говоря, есть ли срок давности). И что делать тем, кто после расставания уже успел обрести счастье в новом браке?

На улицах Грозного

В муфтияте Чечни на запрос сайта "Кавказ.Реалии" никто не ответил. Не захотел с журналистами редакции разговаривать и заместитель директора департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства Чечни Исмаил Эльмерзаев (телефонные звонки он сбрасывал).

В республике к очередной инициативе Рамзана Кадырова относятся по-разному. Одни считают, что воссоединение – в любом случае благо. К тому же на Северном Кавказе, утверждает Адани из Грозного, много мужчин, которым сделать шаг к примирению мешает гордость (а так они вроде как с радостью). Другие призывают главу Чечни заняться своими прямыми обязанностями, а не носиться с инстаграмом за "разведенками". ​Салман, например, возмущен вмешательством республиканских властей в его частную жизнь:

– Ни муфтий Чечни, ни мулла не ведают, как я жил с бывшей женой. Они не знают причин развода! Почему же тогда мне ее навязывают? Если мужчина, несмотря на наличие детей, развелся, значит, у него были на то основания!

Мой собеседник вспоминает историю своего приятеля, чья бывшая жена занялась мошенничеством и теперь должна знакомым два миллиона рублей:

Она ему не нужна, но приятель не в силах противостоять властям

– Он понятия не имеет, на что жена эти деньги тратила! И тут на днях эта примирительная комиссия приводит бывшую супругу в его дом и объявляет, что теперь они будут жить вместе, – продолжает Салман. – Она ему не нужна, но приятель не в силах противостоять властям.

По словам Салмана, его другу поставили условие: либо он живет с бывшей супругой, либо теряет работу и уезжает из Чечни.

– Вот и живут. Только она в отдельном доме, а он на своей территории, – говорит Салман.

Лишиться работы боится и другой собеседник сайта "Кавказ.Реалии". Он - государственный служащий и считает, что должен выполнять приказы начальства. Брак, в котором родились двое детей, распался три года назад. Бывшая супруга недавно обратилась в "воссоединяющий" штаб. Теперь обсуждается, сколько раз муж в свое время произнес в ее адрес фразу "Я оставляю тебя!". Пока все заняты толкованием шариата (якобы должен был сказать о разводе при двух свидетелях), чиновник ждет своей участи.

В чеченском сегменте интернета живо обсуждают историю дважды разведенной женщины, обратившейся в примирительную комиссию. У нее по двое детей от каждого брака. Наблюдатели гадают, кому выпадет счастье сойтись с ней – первому или второму мужу. Ставят пока на второго – он же ее брал в жены с детьми.

На улицах Грозного

По чеченским адатам мужчина, любящий свою экс-супругу, посылает к ней родственников, и так происходит примирение.

Правозащитнику Таус Сергановой инициаторы проведения компании восстановления семей напоминают слонов в посудной лавке.

– С одной стороны, примирение бывших супругов – добродетельный поступок. Но меня возмущает другое. Когда женщина остается, например, вдовой, ее выгоняют из дома, она вынуждена скитаться… Почему же власть здесь не вмешивается в дела семьи?

Собеседница сайта "Кавказ.Реалиии" призывает власти для начала изучать причины разводов. Как быть, если муж пьет, сидит на шее у жены, бьет домочадцев? Или если женщина ведет себя аморально?

В целом есть ощущение нелепости происходящего

Сергановой не нравится коммунистический задор, с которым муфтият и чиновники взялись растапливать уже погасшие семейные очаги. Получается, что и дети, и семьи, и их добро теперь общие. Ее смущают и установленные властями планы по воссоединению.

Один из митингов в центре Грозного. Январь 2016 года

– Власть в Чечне покончила с наркоманами, алкоголиками, дорожными нарушителями. Теперь взялась за распавшиеся семьи. Из моих знакомых кто-то хихикает, слушая об этой комиссии, кто-то возмущается, но в целом есть общее ощущение нелепости происходящего, – говорит правозащитница.

За два месяца "комиссиям по восстановлению" удалось "склеить" 1180 распавшихся ранее семей. Поступила новая разнарядка: в ближайшее время воссоединить еще 1000 пар.