Как покинуть "русский мир". Пропаганда Москвы в Грузии и Армении

Акция протеста у посольства России в Ереване после сообщения о смерти в тюрьме оппозиционера Алексея Навального, 16 февраля 2024 года

Армянский политолог Эдгар Варданян – соавтор вышедшей в этом году монографии "Идеологические нарративы российской пропаганды и их эхо в Грузии и Армении" (Ideological Narratives of Russian Propaganda and Their Echoes in Georgia and Armenia). Книга посвящена тому, как работает российская пропаганда в двух странах Южного Кавказа. Исследование проводилось при содействии немецкого фонда Фридриха Наумана.

Эдгар Варданян рассказал Радио Свобода, кто и как продвигает российские нарративы на Кавказе, почему эта пропаганда не "за", а "против", что думают в Армении о кремлёвских пропагандистах с армянскими фамилиями и почему для радикальной армянской оппозиции Турция – это Запад.

У Кремля сегодня довольно искусственная идеология "традиционных ценностей", имеющая ярко выраженный антизападный характер, считает Варданян. Она пришла на смену марксизму-ленинизму. Россия позиционирует себя как мировой лидер этой новой идеологии и обещает оказавшимся в сфере российского влияния сохранение консервативных ценностей. Это совсем не означает, что сами российские пропагандисты своей идеологии придерживаются, отмечает исследователь.

– Как работает российская пропаганда в Армении и в Грузии?

– В Армении у нее намного больше инструментов, чем в Грузии. Это вполне объяснимо. Грузинское общество отрицательно относится к России, оккупировавшей часть её территории, в Грузии в общественном мультиплексе нет российских телеканалов, мало русскоязычных медиа, не принято напрямую проталкивать российские нарративы, например, в университетах. Эти нарративы в Грузии продвигаются в основном опосредованно, через ультраправые группировки, маргинальные в обществе и в медийном пространстве. Проводя исследование, мы, в частности, изучали контент, опубликованный на грузинской правой консервативной медиаплатформе Alt-Info.

Эдгар Варданян

Что касается правящей партии "Грузинская мечта", то она продвигает нарративы, про которые мы не можем с уверенностью сказать, что они продиктованы Кремлём, но они совпадают с кремлёвскими даже на уровне лексики. Первый касается защиты традиционных семейных ценностей, под которыми понимаются социал-консервативные: в семье, как и в обществе, должна быть строгая иерархия, старших, какими бы они ни были, надо уважать, мужчина – всему голова, ЛГБТ-сообщество надо вытеснять, семья – это только союз мужчины и женщины, у которых обязательно должны быть дети.

Второй нарратив: Запад безнравственен, либеральная демократия, глобализм, толерантность – это зло. Якобы Запад хочет уничтожить национальную идентичность таких стран, как Грузия, покончить с традиционными семьями как основой грузинского общества.

В Конституции Грузии закреплено, что целью этого государства является вступление в Евросоюз. Большинство грузинского населения отрицательно относится к Кремлю. Пропагандисты это учитывают. Кроме распространения нарративов, о которых я уже сказал, их цель – сеять страх: если Грузия пойдёт на полное сближение с либеральным миром, с Западом, то у неё будут проблемы с безопасностью. С помощью пропаганды Россия опосредованно угрожает грузинскому обществу: вам не поздоровится, если пойдёте по этому пути. Недавняя предвыборная кампания "Грузинской мечты" содержала этот элемент российской пропаганды.

– Получается, нарративы не столько пророссийские, сколько антизападные?

– Да. Российская пропаганда сегодня создаёт не столько положительный образ России, сколько отрицательный образ Запада. Если мы говорим о Грузии, там пророссийские пропагандисты продвигают следующее: "Конечно, Россия – оккупант и нам не друг. Но Россия захватила часть нашей территории, а Запад хочет оккупировать наши души. Российская политическая и духовная элита, как и мы, за традиционные ценности. Если мы пойдём на полное сближение с Западом, то потеряем нашу идентичность, перестанем быть грузинами. Оставаясь с Россией, мы, может быть, не будем самостоятельны во внешней политике, но сохранимся как этнос". В смягчённом виде это продвигает "Грузинская мечта", и в какой-то степени ей это удаётся.

Смотри также "Мы – европейская цивилизация". В Грузии продолжаются протесты

– Какую роль российская пропаганда сыграла в победе "Грузинской мечты"?

– Возможно, опосредованную. Как и в победе партии Виктора Орбана "Фидес" в Венгрии, и в сильных результатах AfD в Германии, да и в целом в подъёме правопопулистских сил в Европе. Нельзя сказать, что избиратели этих политических субъектов голосовали исключительно под воздействием российской пропаганды, но, безусловно, она в этих странах работала.

"Грузинская мечта" говорила, что, голосуя за оппозицию, граждане Грузии рискуют быть вовлеченными в конфликт России и Запада, что в этом случае в Грузии будет как в Украине – война и разруха: "Зачем вам это нужно?" Российская пропаганда работала на то, чтобы в людях не пропал этот страх быть наказанными Россией за "неправильный" выбор.

– Сейчас в Грузии жёстко подавляются протесты оппозиции. Обещанных "Грузинской мечтой" согласия и мира нет. Нынешние протесты будут способствовать популярности пророссийских нарративов или, наоборот, сделают очевидной их несостоятельность?

– Сегодня на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Практика гражданского сопротивления в разных странах показывает, что, когда власти чрезмерно жёстко подавляют мирные протесты, симпатии общества оказываются на стороне протестующих, а позиции властей ослабевают. И всё наоборот, если протестующие переходят к насильственным действиям, а полиция держится в рамках закона.

Что касается нарративов "Грузинской мечты", совпадающих с кремлёвскими, здесь вряд ли что-то изменится. Как я уже говорил, они совпадают с представлениями о жизни значительной части грузинского общества.

Пропаганда работала на то, чтобы в людях не пропал страх быть наказанными Россией за "неправильный" выбор

– В Армении российская пропаганда работает иначе, чем в Грузии?

– В Армении значительная часть радикальной оппозиции напрямую призывает к сближению с Россией. В принципе, здесь у кремлевских пропагандистов больше инструментов. Но парадокс в том, что в Грузии многие пророссийские нарративы имеют гораздо большее распространение, а в Армении, наоборот, власти продвигают проевропейскую позицию и выступают за интеграцию с ЕС. В сентябре Международный республиканский институт провёл опрос в Армении. 58 процентов за вступление в ЕС, категорически против только 13 процентов. Это фантастическая цифра, такого нет даже в Молдове.

– Кого вы причисляете к армянской радикальной оппозиции?

– В первую очередь обе оппозиционные парламентские фракции, яркие представители которых были у руля до революции 2018 года. Это коалиционные фракции, состоящие из разных партий. В одной фракции доминирует Республиканская партия, во главе которой до сих пор стоит третий президент Серж Саргсян. Лидер второй оппозиционной фракции – другой экс-президент, Роберт Кочарян. Хотя и он, и Серж Саргсян не являются депутатами.

Пророссийской направленности придерживаются также некоторые непарламентские партии, например "Процветающая Армения", во главе которой Гагик Царукян – один из самых богатых бизнесменов Армении. "Процветающая Армения" сегодня не очень активна, не входит в парламент, но участвовала в последних парламентских выборах и, если не ошибаюсь, заняла четвёртое место. В Армении существуют и другие, совсем мелкие пророссийские движения. Есть несколько групп, вся деятельность которых строится на том, что Армении нужно идти в фарватере России. К примеру, движение "Сильная Армения с Россией", которое возглавляет председатель партии "Союз конституционного права" Айк Бабуханян. Это движение ратует за вступление Армении в Союз России и Беларуси.

И, конечно, нельзя не сказать о находящемся в данный момент в кризисном состоянии уличном протестном движении "Тавуш во имя родины", возглавляемом архиепископом Багратом Галстаняном. Это движение публично осторожничает со своим геополитическим выбором. Они говорят примерно то же, что и "Грузинская мечта": Россия не ангел, но западные либеральные ценности противоречат нашим национальным и лучше не портить отношения с Россией. Отмечу, что движение Баграта поддерживают вышеперечисленные оппозиционные силы.

Частью радикальной армянской оппозиции проталкивается концепт, что в сегодняшнем мире международное право практически не действует, что "всё не так однозначно", что в конфликте России и Украины нельзя сказать, кто прав, кто виноват.

Архиепископ Баграт Галстанян выступает на митинге перед своими сторонниками. Ереван, 9 мая 2024 года

– Каковы другие нарративы российской пропаганды по отношению к Армении? Как они транслируются?

– Главное: Запад посредством госпереворота привёл к власти Никола Пашиняна с целью сдать Карабах Азербайджану, уничтожить армянскую идентичность, вытолкнуть Россию из Армении и из региона в целом. В рамках этого метанарратива за последние нескольких лет выдвигались мини-нарративы. Один из важнейших: Россия хотела помочь сохранить Карабах за армянами, сделать так, чтобы в Карабахе армяне продолжали жить и самоуправляться, и предложила Армении отложить вопрос определения статуса Нагорного Карабаха на будущее, но армянские власти отказались. Никол Пашинян поехал в Прагу, где заявил, что Нагорный Карабах – это часть Азербайджана. На самом деле это явный фейк. Пашинян поддержал предложение России отложить вопрос о статусе Нагорного Карабаха, но Азербайджан был категорически против, и Россия ничего не сделала, чтобы повлиять на позицию Азербайджана.

В Армении, в отличие от Грузии, транслируются российские телеканалы. В общественном мультиплексе их три – "Культура", "Первый канал" и "Россия Планета". Из-за чрезвычайно резких высказываний и хейта в Армении запрещена телетрансляция программ Владимира Соловьёва. И в декабре 2023 года был месячный запрет на вещание телеканала "Sputnik Армения" за оскорбления и завуалированные призывы к свержению власти в Армении. Но в целом пророссийские нарративы транслируются, хотя их влияние невелико. Сегодня российские телеканалы в Армении смотрит очень мало людей, в основном старшее поколение.

Если говорить об армянских медиаресурсах, то в количественном отношении оппозиционных гораздо больше, чем провластных, что, наверное, удивит российских читателей. Однако на первом месте по охвату аудитории и популярности в нашей стране – Общественное Телевидение Армении. ОТА действительно общественный медиаресурс, который, впрочем, как минимум не находится в конфронтации с действующей властью и не продвигает пророссийские нарративы.

Смотри также "Я пыталась натянуть Москву на Ереван"

Ещё необходимо сказать, что, по моим наблюдениям, пророссийской пропагандой в Армении занимаются многие люди, вовлечённые в образовательный процесс. В основном это преподаватели университетов, читающие международное право, историю и политологию, которые сидят там ещё с тех времён, когда в Армении при правлении Кочаряна и Саргсяна был установлен авторитарный режим. Нынешние власти не стали проводить кадровую чистку в учебных заведениях и других учреждениях. У многих из этих преподавателей сохранились прочные отношения с тогдашней властью. Они критикуют Запад с авторитарных, пророссийских позиций и в какой-то степени влияют на умы молодого поколения: "Не поддавайтесь западной пропаганде. Нет никаких либеральных ценностей, есть только национальные. Все государства одинаково плохие. Демократии нет нигде. Вы же умные люди, будущие международники, вы должны понимать". Это очень опасно.

– После того как Нагорный Карабах отошёл Азербайджану, самая известная российская пропагандистка с армянской фамилией – Маргарита Симоньян – объясняла российским зрителям, что во всём виноват Пашинян и либерализация Армении. Как к Симоньян и другим российским пропагандистам армянского происхождения относятся в Армении?

– Я такой пример приведу. Когда уличные протесты, возглавляемые архиепископом Багратом, были на пике, один из участников этого движения написал в своих соцсетях примерно следующее: "Дорогая Маргарита Симоньян и другие. Пожалуйста, не поддерживайте нас публично, нам это только вредит". То есть к таким пропагандистам отрицательно относится даже армянская оппозиция. Чем больше они вмешиваются, тем сильнее в Армении антикремлёвские настроения.

В Армении, как и в Грузии, российская пропаганда пытается сеять страх: если вы пойдете в сторону либерального мира, то спровоцируете конфликт Армении с Россией, и тогда пеняйте на себя! Это не способствует любви к России, но рождает сомнения: мы хотим интеграции с Западом, вступления в Евросоюз, но, может быть, это опасно? Может быть, это повлечёт за собой атаку России?

Дорогая Маргарита Симоньян и другие. Пожалуйста, не поддерживайте нас публично

Во время протестных действий радикальной уличной оппозиции несколько российских армян выступили с видеообращениями из Москвы: "Мы направляемся в Ереван, чтобы свергнуть предателя Пашиняна и спасти Армению". Несколько человек были в кадре во время этого видеобращения. Среди них не было знаменитостей, но ходили слухи, что они состоят в Союзе армян России или как-то с ним связаны. Председатель этой организации Ара Абрамян тоже выступает против Пашиняна и за союз с Россией. Похожие взгляды у Аршака Карапетяна, который был министром обороны Армении уже при Пашиняне, но сейчас ушёл в радикальную оппозицию, живёт в Москве и придерживается пророссийских взглядов.

Ещё один важный нарратив, общий для большей части радикальной армянской оппозиции и российской пропаганды: если Россия уйдёт из региона, то Армению полностью захватят Турция и Азербайджан. В этом случае Запад для Армении – это Турция.

– Со стороны этот пропагандистский кульбит выглядит неожиданно.

– Да. В пропагандистской логике Турция – это Запад, потому что Турция – член НАТО. И, как утверждают некоторые радикальные армянские оппозиционеры, Турция хочет воссоздать Великий Туран, что будет означать уничтожение Армении как государства. Но у Турции нет территориальных претензий к Армении, и её власти не заявляли, что планируют напасть на Армению. Сам факт членства Турции в НАТО уже исключает такое. Однако в Армении это почва для пропагандистских манипуляций: только Россия, которая, как и мы, является христианским государством, может спасти нас от Турции.

– В Ереване 17 ноября проходил митинг в поддержку берлинского антивоенного марша. К митингующим российским релокантам подходили коренные ереванцы и задавали наивные вопросы, которые заставляют меня думать, что в Армении плохо представляют, что происходит сегодня в России. Разумеется, у Армении много своих проблем, но такая неосведомлённость о российских делах, как мне кажется, делает возможным распространение любых мифов о "миротворческой" политике путинской России.

– Возможно, аполитичные граждане Армении недостаточно информированы, и это на руку российской пропаганде. Но, судя по моим личным наблюдениям и по данным соцопроса о перспективах вступления в ЕС, которые я приводил, у большинства моих соотечественников адекватное представление о происходящем в России. Думаю, даже аполитичная часть армянского общества сегодня вне зоны российского влияния, особенно после того, как на глазах так называемых российских миротворцев Азербайджан занял Нагорный Карабах. После этого даже те граждане Армении, которые когда-то доверяли российским властям, сказали, что Россия Армению предала.

Книги Александра Проханова в Доме русской книги в Ереване

– В самом центре Еревана есть Дом русской книги, в котором продаётся пропагандистская литература, в частности сочинения Александра Проханова. В России литература, поп-музыка, кино – важная часть пропаганды. В Армении такого рода российский контент читают, смотрят, слушают?

– Скорее нет. Такой контент потребляет, может быть, незначительная часть общества. Среднестатистический гражданин Армении когда-то смотрел российские телесериалы, но сейчас переключился на армянские. То же самое можно сказать о книгах и музыке. В Армении западная и местная поп-музыка в разы популярнее российской.

– В России активно эксплуатируются мифы о том, как замечательно жилось в СССР. Используются ли они российской пропагандой в Армении и Грузии?

– В этом плане российская пропаганда универсальна. Конечно, она пытается играть на ностальгических настроениях части армянского и грузинского обществ, но я не считаю эту линию пропаганды эффективной. Она властна только над некоторыми пожилыми людьми. Всё-таки большинство граждан Армении и Грузии привыкли жить при рыночной экономике и не хотят возврата к советскому социализму.

– Нужно ли в Армении и в Грузии бороться с кремлёвскими нарративами? Если да, то как?

– Нужно. Об этом мы тоже пишем в нашем исследовании. Способы универсальны для всех обществ: необходимо повышать уровень гражданского самосознания и медиаграмотности. Доходчиво объяснять, что такое либеральная демократия, в чём её преимущества. И бороться с hate speech, риторикой ненависти, являющейся важной частью российской пропаганды. В демократических странах язык ненависти за рамками свободы слова. В Армении есть закон против hate speech, но, к сожалению, он пока не работает.

– Вы с коллегой и соавтором Микаэлом Золяном продолжаете исследовать российскую пропаганду?

– Сейчас мы изучаем колониальные и неоколониальные российские нарративы по отношению к Армении. Сегодняшнее отношение российских властей к нашей стране полностью соответствует неоколониальной политике, все элементы которой присутствуют в риторике российских официальных лиц: Россия для Армении значит больше, чем весь остальной мир, исторически мы имели сильнейшее влияние на вас, мы вас модернизировали, мы вас развили. Следовательно, вы сегодня должны быть с нами.

Отношение российских властей к нашей стране полностью соответствует неоколониальной политике

– "Совместное развитие" – это в составе Российской империи или СССР?

– Это смешивается. То есть с какого-то периода Армения развивалась вместе с Россией и под покровительством России. И так должно продолжаться, так должно быть всегда. Второй нарратив: вы должны быть нам благодарны, а мы видим, что вы не очень-то благодарны. Это может повлечь за собой определённые последствия, плохие для вас. Вы сегодня зависите от нас во многих отношениях, и это хорошо. Не пытайтесь снизить эту зависимость. Это для вашего же блага. Мы и только мы ваши спасители. Без нас рухнет ваша экономика. Мы – миротворцы. Остальные страны хотят вовлечь вас в войны и конфликты.

Ещё один важный нарратив: у нас единая история, герои и представления о добре и зле.

– Некоторые люди, прочитав последнее предложение, скажут: "Ну да. А разве не так?" Особенно если сказать им, что мы беседуем недалеко от станции метро, названной в честь советского маршала Баграмяна.

– Армения действительно была частью Российской империи, а потом СССР. Понятное дело, что, если у тебя нет собственного государства и ты живёшь в пределах другого, то воюешь с его врагами, а в мирное время в составе этого государства развиваешься. В Армении, в отличие от Грузии и стран Балтии, нет однозначно отрицательной оценки советского периода. Дескать, да, режим был плохой, но было много положительного: строились дороги, фабрики и заводы, старикам платились пенсии, сократилось гендерное неравенство… Получается, "всё не так однозначно". Но государство было тоталитарным, античеловечным. Эта его сущность перекрывает все положительные моменты. Смягчая эту сущность, мы неадекватно оцениваем прошлое.

Когда мы говорим: "Смотрите, у нас в Армении при советской власти появилась Академия наук, физика развивалась. А сколько было знаменитых композиторов!"– это означает, что государство как будто бы было не таким уж плохим. И если сегодня оно снова станет тоталитарным, ничего страшного: при тоталитаризме, оказывается, тоже можно жить и развиваться. На примере Грузии хорошо видно, как работает такая логика. Там многие спокойно относятся к антилиберальным законам "Грузинской мечты": "Я живу свою маленькую жизнь. Эти законы касаются только активистов, маргиналов и секс-меньшинств. Я не один из них. Наши власти мудрые. Они сделали так, что война обходит нас стороной. Наша экономика развивается, и мы не под влиянием всяких там брюсселей и вашингтонов". Эти нарративы, к сожалению, хорошо продаются. Я считаю, что по отношению к тоталитарным и авторитарным государствам оценки должны быть только отрицательными. Других быть не может.