"Архипелаг КАРЛАГ"
Исследования художников, которые три года изучали материалы и архивные документы, посещали исторические места пребывания репрессированных, вылились в пространственные композиции, видеоинсталляции и фотографии.
В основе инсталляции Алмагуль Менлибаевой под названием "Шанель №5" в окружении лагерных ватников лежат воспоминания одной из узниц АЛЖИРа, которую арестовали прямо в театре, в вечернем наряде, благоухающую ароматом известных французских духов. Эта узница позднее вспоминала, что в лагере несколько заключенных женщин из кремлевской элиты, почуяв знакомый аромат "Шанель №5", окружили ее и вдыхали остатки именитого парфюма, напомнившего им прежнюю жизнь.
Интервью с дочерью "врага народа" – кадр художественно-документального фильма, показанного на выставке как видеоинсталляция Алмагуль Менлибаевой, которая повествует о годах сталинских репрессий как о "страшном конвейере, стирающем память".
На показ пригласили журналистку, писательницу, исследовательницу темы репрессий Екатерину Кузнецову.
– Тема Карлага, к сожалению, на сегодня у нас в Караганде не популярна. Не создается исторически объективная картина того, что пережил Казахстан в те страшные 1930-е годы. Поэтому работа, которая ведется университетом "Болашак", втройне полезна и важна. В эту работу надо включать как можно больше молодежи, потому что без ее участия эта работа теряет свое наполнение. Для понимания прошлого нужно учиться, читать, думать и сомневаться. Я думаю, эта выставка подтолкнет интерес к своим семьям, и вам захочется узнать у еще живых дедушек и бабушек, как они и их семьи оказались в Караганде, – сказала Екатерина Кузнецова.
Эта инсталляция "АЛЖИР" посвящена 18 тысячам узниц Акмолинского лагеря жен "изменников родины". Не все посетители сразу понимали, что это, но, приглядевшись, видели силуэты женских платьев. Образ длинных лагерных черных балахонов-платьев, от которых остались лишь швы, воротнички и манжеты, выбран автором не случайно. По задумке Айнур Саденовой, несмотря на потерю семьи, нечеловеческие условия в лагерях и физическую надломленность, узницы оставались женственными и интеллигентными.
Колыбель "Сылдырмак" в центре зала символизирует новую жизнь для тех, кто невольно оказался в степях Казахстана. Автор этой инсталляции художник Сырлыбек Бекботаев рассказал, что в этом названии скрыт метафорический смысл: успокоение плачущего ребенка погремушкой и колыбель как надежда и обещание обрести покой тем, кто продолжил свою жизнь в местной степи.
Сырлыбек Бекботаев на фоне другой своей экспозиции – серии фотографических принтов под названием "Красный фильтр". Используя цвет, деформацию образов и лиц, художник попытался показать историю национально-освободительного восстания партии "Алаш", связывая лица и героев в общий исторический контекст.
– Через современное искусство можно что-то показать по-новому. В истории еще есть белые пятна, есть искаженная информация, и в этом проекте я хочу это рассказать и показать. Нам бы хотелось показать эту выставку по всему Казахстану, но средств от государства нет, это на нашем энтузиазме держится, – сказал корреспонденту "Азаттыка" художник Сырлыбек Бекботаев.
Посетителям выставки предлагалось почитать книги на тему сталинских репрессий. Книги были специально уложены и подвешены в увеличенную в размерах колыбель.
Экспозиция, по словам ее организаторов, не только рассказывает о трагических судьбах, но и затрагивает вопросы восстановления искаженной истории Казахстана с 1930-го по 1956 годы. Авторы исследовали биографии узников, содержавшихся в 11 специальных лагерях, подчинявшихся ГУЛАГу НКВД СССР.
– Историю не исправить. Единственное, что остается, – это восстановить справедливость и память о прошедшем, не искажая ее и не умалчивая, – сказал один из организаторов выставки.
В зале музея была еще одна необычная инсталляция в виде больших бочек. Организаторы выставки объяснили, что в бочках, но только в деревянных, складировали тела умерших детей узниц Карлага. Эта инсталляция сопровождается колыбельными песнями и титрами с именами умерших детей.
Выставка "Архипелаг КАРЛАГ", автором идеи которой выступил профессор Нурлан Дулатбеков, продлится до 10 декабря 2017 года в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.