Самолет Ил-76 потерпел крушение в Ивановской области, погибли 15 человек. И это уже второе крушение военно-транспортного самолета за текущий год. Десять регионов России подверглись атакам беспилотников. В Белгороде в здание администрации города врезался дрон – и это за три дня до выборов. Повлияют ли атаки беспилотников и крушение ИЛ-76 на рейтинг Путина? Обсуждаем с социологом Игорем Яковенко, с военным экспертом и политологом Юрием Федоровым и военным экспертом Давидом Гендельманом. Ведущий – Иван Воронин.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Иван Воронин: Звуки выстрелов, возможно, в попытке сбить беспилотники, и два летательных аппарата. Один из них упал на торговый центр в Привокзальном районе, второй попал в здание мэрии, и все это за два дня до президентских выборов в России. Выборы здесь как будто не случайны, по крайней мере, так говорят сами участники прорыва границы – легион "Свобода России", "Русский добровольческий корпус" и "Сибирский батальон", воюющие на стороне Украины.
Федеральная служба безопасности отрицала факт прорыва границы и сообщала о сотне ликвидированных бойцов, попытавшихся эту границу прорвать. Но позже и Минобороны признало факт боевых действий на территории России. Радио Свобода удалось геолицировать опубликованные видео: как минимум два из них сняты в селе в Курской области. При этом ФСБ назвала случившееся крупнейшим рейдом в приграничные районы России с начала войны.
ФСБ отрицала факт прорыва границы
О том, что известно об этом столкновении, подробнее расскажет мой коллега Артём Радыгин. Чувствуется, что неспроста власти Курской области запретили публикацию этих видео. Что нам известно к этой минуте?
Артем Радыгин: Действительно, несмотря на то что было много запретов и сложно было получить картинку из некоторых регионов, мы все-таки собрали определенные кадры.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артем Радыгин: По словам легиона, в Курской области добровольцы из России уничтожили российский бронетранспортер и вытеснили из поселка российских военных. Наши расследователи проверили эти ролики, которые выложил легион: российский БТР, который мы видели на кадрах, действительно подбили в центре поселка Тёткино. Но ФСБ пишет, что у армии все под контролем, никто границу не пересек. Якобы еще утром уничтожили более сотни диверсантов, подбили несколько десятков танков.
Российский БТР действительно подбили в центре поселка Теткин
Иван Воронин: С нами военный эксперт и политолог Юрий Федоров. Сегодня звучали мнения, что столкновение носило скорее символический характер. Корреспондент Русской службы Би-Би-Си Илья Абишев отмечает, что это было с обеих сторон: одни пролезли на несколько километров, вторые успешно отразили.
Юрий Федоров: Мне очень трудно назвать это символическим. С другой стороны, конечно, это некий символ того, что путинский режим не контролирует государственную границу России, эту границу можно пройти вооруженным группам. Российская вооруженная оппозиция существует – это во-первых. Во-вторых, она может прорвать российскую границу, а это значит, ФСБ не в состоянии противостоять таким прорывам партизанских вооруженных групп.
Третье – это означает, что перед выборами далеко не все в порядке в путинской России, все достаточно сложно, и путинские заявления о том, что все идет по плану, все хорошо, мы имеем инициативу на фронте и так далее, – эти успокоительные заявления повисают в воздухе. Это символ того, что Путин далеко не полностью контролирует ситуацию в стране.
Иван Воронин: Не об этом ли предупреждали посольства ряда стран на прошлой неделе, когда призвали своих граждан покинуть Россию в преддверии неких терактов на ее территории?
Это символ того, что Путин далеко не полностью контролирует ситуацию в стране.
Юрий Федоров: Здесь мы можем только догадываться, на основании какой информации западные посольства поверили в то, что информация серьезная. Ближе к реальности версия о том, что в эти дни, возможно, 8 марта, когда российское население отмечает этот праздник, могут быть гуляния, массовые выходы за город, и тогда какие-то правящие элементы в России готовили какие-то теракты в Москве или других крупных городах по образу и подобию того, что происходило осенью 1999 года: печально знаменитый "рязанский сахар", когда были взрывы в Москве и так далее. Тогда это было использовано для того, чтобы поднять рейтинг Владимира Путина, обеспечить ему победу на выборах. Но не исключено, что что-то похожее планировалось в этом году, наверное, чтобы дать властям возможность введения каких-то жестких мер контроля над ситуаций в стране.
Иван Воронин: Я хочу продемонстрировать видео того, что сегодня было зафиксировано в Нижегородской области на нефтеперерабатывающем заводе.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Иван Воронин: С нами военный эксперт Давид Гендельман. Череда событий, для кого-то трагических, для кого-то не очень, – хочется разобраться, все ли это взаимосвязано. Есть упавший самолет, есть приграничная атака, есть пожары. Были разговоры о символизме этих акций в приграничной зоне. Как вы к этому относитесь, что для вас сегодня доминирует?
Боевые действия приурочены к выборам, чтобы продемонстрировать неустойчивость режима
Давид Гендельман: Если мы говорим о наземных операциях в Новгородской и Курской областях, ударах беспилотников в глубине России, то понятно, что это скоординированные действия. Если мы говорим конкретно про падение Ил-76, то, скорее всего, это просто совпадение. Как минимум на данный момент нет никакой индикации, что это действительно диверсия: скорее всего, просто техническая неисправность. Боевые действия приурочены в том числе к выборам в России, чтобы продемонстрировать неустойчивость режима. Это демонстрационные действия, поскольку, по имеющейся информации, это не настолько значительные силы, чтобы как-то изменить обстановку на фронте. Нечто подобное мы видели весной 2023 года во время рейда в Белгородской области. Посмотрим, как это закончится, какие будут результаты.
Иван Воронин: Вернемся в Ивановскую область, где сегодня упал Ил-76: что об этом известно к этому часу.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Иван Воронин: Пока не выдвигается версии о внешнем воздействии. Какие версии падения Ил-76 вам кажутся более близкими к истине?
Давид Гендельман: На данный момент действительно нет никакой индикации, что было какое-то боевое террористическое внешнее воздействие; залетела птица и прочее. Но все это проходит по параграфу "технические неисправности". Проблема в том, что самолет в это время был на взлете, возможно, с полным запасом горючего, загруженный и прочее. Самые опасные этапы в полете – это взлет и посадка. Тут на взлете через пару минут, видимо, не сумели справиться с последствиями такого пожара, поэтому самолет упал.
Вполне вероятно, что срок службы какой-то детали себя исчерпал, а ее не заменили
Иван Воронин: В нашем сюжете упоминалось, что Ил-76 разбился при взлете с аэродрома, на котором базируются самолеты-разведчики А-50. Мы знаем, что Россия потеряла их уже несколько. Сколь значимы сейчас эти самолеты-разведчики А-50 для российской военной авиации?
Юрий Федоров: Военный аэродром Иваново-Северный – это достаточно большой военный аэродром, там еще находится и центр переподготовки летного состава. Там действительно базируются несколько самолетов А-50, там же базируется определенное количество самолетов Ил-76. Но этот самолет, по-видимому, летел из Твери, сел в аэропорту Иваново, затем взлетел, и на взлете произошли эти события. Почему-то не сработала система пожаротушения, существующая в каждом двигателе. От чего он загорелся, сказать очень трудно. Версия насчет птицы мне кажется не очень убедительной.
Иван Воронин: Сколь значим здесь фактор санкций? Россия третий год находится в военном положении, мы знаем, что комплектующие все-таки попадают на территорию Российской Федерации, но явно не в довоенном объеме. Это могло как-то повлиять?
Юрий Федоров: Конечно, могло повлиять, потому что любая деталь в авиационном двигателе имеет свой срок эксплуатации. Далеко не все детали делаются в России, соответственно, вполне вероятно, что срок службы турбины или какой-то еще вращающейся с большой скоростью детали уже давно себя исчерпал, а ее не заменили.
Иван Воронин: Возвращаясь к вопросу о самолетах-разведчиках, стоит ли нам все это взаимосвязывать?
Давид Гендельман: По интернету прошла версия, что самолет Ил-76 действительно перевозил экипаж самолета А-50. Никаких подтверждений нет: возможно, это спекуляция. Как факт мы видим падение Ил-76, гибель 15 или 16 человек, остальное еще установят.
Иван Воронин: Много раз заявлялось, что военные действия идут на территории России, – сейчас это произошло в трех различных плоскостях. Мы можем в очередной раз констатировать, что война перешла на территорию России, или это пока преждевременно?
Украина всеми силами пытается увеличить дальность поражения
Давид Гендельман: В тех масштабах, как мы видели сегодня, война на территории России идет не первый день и не первый год. Мы это видели в 2023 году, частично – и раньше, когда наносились удары беспилотниками, в том числе по стратегическим аэродромам. Понятно, что по всем законам военного искусства, если есть хоть какая-то возможность переносить военные действия на территорию противника, это надо делать. Украинская армия, насколько можно, пытается это делать. В сентябре 2022 года Валерий Залужный писал в своей программе, что Россия так ведет войну из-за безнаказанности, потому что нет паритета в дальности, поэтому Украина всеми силами пытается увеличить дальность поражения. Плюс наземные действия на границе, средства поражения – пока это еще не в тех масштабах, в каких, видимо, хотелось бы украинскому руководству, но они считают, что это лучше, чем ничего, делают что могут.
Иван Воронин: Тут напрашивается ключевой вопрос: как это будет сказываться на настроениях россиян? А главное, можно ли считать случившееся "черными лебедями"? Такие вопросы мы задали социологу Игорю Яковенко.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Иван Воронин: Повлияют ли все сегодняшние события на грядущие выборы?
Юрий Федоров: Я абсолютно согласен с господином Яковенко: нет, не повлияют. Все результаты выборов уже давно утверждены Администрацией президента, напишут именно те цифры, которые планируется написать. Я, честно говоря, достаточно пессимистично оцениваю настроения россиян, которым не очень важно то, что происходят падения самолетов и так далее, если это не касается их лично. Люди в России заняты своими собственными делами, подавляющему большинству совершенно безразлично, что происходит на фронте. Они, как полагается, одобряют деятельность – в данном случае не партии и правительства, а президента и правительства.