В Киеве, в Национальном музее истории Украины (НМИУ), этим летом открылась выставка "Сокровища Крыма. Возвращение". В экспозиции 565 предметов из коллекций НМИУ и четырех крымских музеев. Экспонатам около двух тысяч лет, они из того времени, когда начинала формироваться Европа, какой мы ее знаем.
Все крымские музеи уже одиннадцатый год в оккупации, но выставка была подготовлена до аннексии полуострова Россией. В 2013 году ее показали в Земельном музее Бонна, а позже, 6 февраля 2014 года, под названием "Крым. Золото и тайны Черного моря" она открылась в амстердамском Музее Алларда Пирсона. Выставка должна была продлиться до 28 мая 2014 года, но в конце февраля Россия начала оккупацию украинского Крыма и музейные экспонаты, представлявшие античный период истории Северного Причерноморья, стали также и частью нашей новейшей истории. Еще до окончания работы выставки в Музее Алларда Пирсона министерство культуры Украины попросило досрочно возвратить экспонаты и сообщило, что до окончания оккупации Крыма они будут храниться в НМИУ. Позиция Украины опиралась на конвенцию ЮНЕСКО. В свою очередь, крымские музеи, находясь во взаимодействии с оккупационными властями, потребовали вернуть экспонаты в Крым, то есть фактически передать их государству-агрессору. Началась судебная тяжба, в которой за каждым решением в пользу Украины следовала апелляция или кассационная жалоба, а в промежутках распускались слухи, что "скифское золото" уже украдено и вывезено в Украину.
первая запись в моей трудовой книжке – лаборант Херсонесской экспедиции Института археологии АН УССР
Процесс был завершен в июне 2023 года решением Верховного суда Нидерландов о возвращении коллекции в Украину. В конце ноября 2023 года все 565 экспонатов поступили на временное хранение в НМИУ. После деоккупации Крыма они должны вернуться в крымские музеи, из которых 11 лет назад отправились в Европу.
У этой борьбы Украины за свое историко-культурное наследие просматривался и символический смысл. Не думать о нем, проходя по залам выставки, невозможно. Отчасти, потому что сама экспозиция кажется многослойной, такой же, как и история Крыма. Археологи извлекали из крымской земли, описывали и передавали музеям предметы материальной культуры эллинов, сарматов, скифов, готов, гуннов, в разное время и воевавших на этих землях, и живших рядом. Народы смешивались, влияли друг на друга, менялись сами, изменяли привычки и образ жизни соседей. Долгое время древнегреческая цивилизация выступала здесь своего рода стержнем, на который слой за слоем нанизывались культуры степных народов. Со временем этот стержень сломался, но наслоение культур продолжалось, длилось противостояние народов, населявших земли Крыма и всего Причерноморья, возобновилось оно, как мы видим, и в наши дни. Глядя на архитектурные украшения из Пантикапеи или ювелирные из Усть-Альмы, на предметы быта, назначение которых понятно с первого взгляда, хотя выполнены они две тысячи лет назад, не ощущаешь отсеченности от давно ушедших людей, которым эти вещи служили, от исчезнувших народов. Напротив, осознаешь происходящее сейчас звеном в никогда не прерывавшейся цепи событий, протянувшейся из прошлого в будущее и надежно их соединившей.
Собранные вместе "крымские сокровища" вызывают сильные эмоции, заставляют думать об их истории, о времени, о правовой ситуации, в которой они находились с 2014 по 2023 год. Возможно, такие или подобные эмоции привели кинорежиссерку из Нидерландов Оке Хугендейк к идее снять фильм о судьбе этой выставки из украинских музеев.
Работа над фильмом "Сокровища Крыма" была закончена в 2021 году, он получил несколько наград на европейских фестивалях. Это качественное и интересное документальное кино о судьбе коллекции, о драматичном историческом эпизоде и – человеческое измерение – о противостоянии личностей, задействованных в процессе. С российской – инициаторка выставки Валентина Мордвинцева (именно с российской, хотя она называла себя, полагаю, вполне искренне, патриоткой Украины). Ее позиция вызывает эмоциональный отклик, она на стороне музеев и музейных коллекций, она сама отбирала лучшие экспонаты и теперь считает, что крымские музеи могут их лишиться. С украинской – Людмила Строкова, в 2014 году – заведующая Музеем исторических драгоценностей Украины, филиала НМИУ. Свою оценку действий крымских коллег она формулирует предельно прямо: они предали Украину. Создатели фильма, как это принято в честной документалистике, стараются сохранить баланс. Рассказывая о противостоянии институций, они на стороне трудяг-археологов, а тревожит и огорчает их неопределенность судьбы экспонатов. Экспонаты не должны пропадать под арестом в запасниках, их место в музейных залах.
Что ж, первая запись в моей трудовой книжке – лаборант Херсонесской экспедиции Института археологии АН УССР. Сорок лет назад я тоже крошил киркой сухую крымскую землю, вывозил ее на тачках из раскопа в отвал, так что позволю себе пару слов по теме. Хотя, будем честными, я бы позволил их себе и без этой записи в трудовой.
То, что было правилом до аннексии, после нее правилом быть перестало
Западные интеллектуалы, не имеющие опыта работы с путинской Россией, склонны верить вывескам. Требуется время, чтобы понять: за любыми привычными европейцу названиями либо ничего не стоит, либо скрыты вещи прямо противоположные. За фальшпанелями с надписями "федерация", "конституция", "суд", "выборы" и пр. скрыта довольно заурядная фашистская диктатура. Архаичная, как любая диктатура, и, как любая, алчная, стремящаяся сожрать все, что удастся схватить.
То, что нидерландским документалистам представилось борьбой между крымскими музеями и правительством Украины (формулировка из синопсиса фильма на сайте Docufest), на самом деле было попыткой России дотянуться до ускользнувших ценностей. Да, сотрудники музеев хотели их вернуть, но не они финансировали многолетний судебный процесс, не они решали, когда музеям входить в российскую юрисдикцию, чтобы формально экспонаты вернулись не в российские, а в украинские музея. Они любой ценой хотели восстановить полноту крымских коллекций и музейных экспозиций, однако на тот момент Россия уже взорвала привычную жизнь Крыма и Украины в целом, и то, что было правилом до аннексии, после нее правилом быть перестало. Усилиями России Крым оказался в "серой" правовой зоне. Музеи же в этой истории создавали видимость законности российских притязаний на украинские экспонаты, они выступали прикрытием очередной спецоперации, впрочем, прикрытием инициативным и заинтересованным.
Смотри также В Гуляйполе в результате обстрела сгорел краеведческий музейМы смотрим фильм "Сокровища Крыма" через 10 лет после начала споров о дальнейшей судьбе выставки. Третий год длится широкомасштабная агрессия России против Украины. Сожжены и уничтожены десятки украинских музеев. Украдена и вывезена коллекция скифского золота из краеведческого музея Мелитополя. Ограблены Херсонский областной краеведческий музей и Херсонский областной художественный музей, их коллекции вывезены в Крым. Никакие судебные решения российским властям для этого не понадобились, потому что Украина не Нидерланды, где им нужно было бубнить что-то о праве и законах. Здесь они действуют привычными бандитскими методами, это они умеют лучше всего. Мне ничего не известно о реакции российского музейного сообщества на уничтожение украинских музеев. Видимо, искусствоведов и историков с высшим образованием и учеными степенями происходящее не тревожит.
Оке Хугендейк сняла замечательные фильмы о музеях, и мне бы очень хотелось пройтись с ней по ограбленным музеям Херсона, показать сожженный ракетным ударом музей Сковороды в Харьковской области, Иванковский историко-краеведческий, рассказать о судьбе украинских музеев в оккупированных городах. А потом сходить на крымскую выставку, она ведь видела только отдельные предметы в Амстердаме. Вот они, все здесь, на музейных стендах в Киеве.
Придет время, и НМИУ вернет экспонаты в крымские музеи, отправившие их в Европу, лакуны в экспозициях будут заполнены. Надеюсь, к тому времени музеи смогут сохранить свои экспозиции и фонды.
Алексей Никитин – писатель, живет в Киеве
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции