Культурные войны в США. Владимир Абаринов – о школьной цензуре

Во второй половине прошлого года в Америке было издано 1477 приказов об изъятии книг из школьных библиотек. Это абсолютный рекорд. Роскомнадзору такой размах и не снился. Запрещают книги школьные советы по жалобам родителей или активистов. Видимо, родители думают, что если их ребенок не прочтет о наркотиках или добрачном сексе, то и не будет знать об их существовании. Активисты делают из цензуры профессию. Школьный же совет не подчиняется ни президенту, ни губернатору, никаким иным властям. Это выборный орган.

Школьные советы коверкают учебные программы, преследуют "ЛГБТ-пропаганду"

Но с губернатором-единомышленником, конечно, легче. Именно поэтому Флорида – штат-чемпион. Ведь ее губернатор, республиканец Рон Десантис, – рьяный поборник "традиционных ценностей". Только в прошлом учебном году во Флориде было запрещено около 300 книг. В их числе – графическая версия "Дневника Анны Франк", романы Тони Моррисон и Маргарет Этвуд, Джеймса Болдуина и Исабель Альенде, "Мастеровой" Бернарда Маламуда – беллетризованная версия дела Бейлиса – и фэнтези-сага Сары Маас "Стеклянный трон". Начиная с июля 2021 года приказы об изъятии книг издавались во Флориде 5107 раз.

Школьные советы не только запрещают книги. Они коверкают учебные программы, преследуют "ЛГБТ-пропаганду", строго следят за внешним видом учеников. Вместе с губернатором, советом по образованию, члены которого назначаются губернатором, и легислатурой штата, обе палаты которого контролируют республиканцы, они перешли в решительное наступление в развернувшейся во Флориде "культурной войне". В 2022 году там был принят закон, возбраняющий учителям обсуждать с учениками вопросы сексуальной ориентации и гендерной идентичности. За ним последовал закон, запрещающий школам, колледжам и частному бизнесу пропагандировать теории, предполагающие, что "индивид... должен чувствовать вину, страдания или другие формы психологического стресса из-за действий, совершенных в прошлом другими представителями той же расы, цвета кожи, пола или происхождения", а также что "его статус как привилегированного или угнетенного обязательно определяется его расой, цветом кожи, полом или происхождением". "Мы не позволим тратить деньги налогоплательщиков на обучение детей ненависти к нашей стране или друг к другу", – сказал, подписывая закон, губернатор Десантис. Знакомые речи!

Смотри также "Страна в руках буйно помешанных". Соцсети о списке "запрещенных книг"


А в феврале этого года жертвой флоридского совета по образованию пала социология: ее исключили из перечня базовых дисциплин государственных колледжей. "Высшее образование должно вернуться к своим основополагающим принципам академической честности и стремления к знаниям, а не извращать их деструктивными идеологиями, – заявил по этому случаю председатель совета Мэнни Диас. – Сегодняшние меры гарантируют, что мы не будем тратить деньги налогоплательщиков на поддержку радикальной индоктринации, способствующей расколу в нашем обществе".

С законом, затыкающим рот сторонникам критической расовой теории, вышла осечка: федеральный окружной судья заблокировал его как нарушающий свободу слова и, следовательно, неконституционный. Спорьте с плохой теорией, опровергайте ее на "свободном рынке идей", но запрещать ее у вас нет права. Федеральный окружной апелляционный суд подтвердил эту позицию.

После такого афронта губернатор поспешил, не дожидаясь нового иска, решить миром вопрос с законом о правах родителей. Он подписал соглашение с правозащитными организациями, фактически сводящее на нет требования закона.

И вот 20 августа Десантис потерпел новое поражение. В штате прошли выборы в школьные советы. Из 23 кандидатов, которых он поддерживал, 11 проиграли, еще как минимум пятеро пойдут на второй тур. Так работает гражданское общество. Жителям Флориды надоели культурные войны. А в сентябре по всей Америке пройдет неделя запрещенных книг. В библиотеки придут их авторы и будут читать детям вслух свои крамольные тексты.

Владимир Абаринов – вашингтонский журналист и политический обозреватель

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции