Линия фронта. Аркадий Даваров – о смешении грешного с праведным

Решай скорее, кто ты,
на чьей ты стороне, –
обрыдли анекдоты
с похмельем наравне.

Борис Чичибабин

Эти строки Борис Чичибабин написал в 1979 году в преддверии ввода войск в Афганистан, чувствуя сгущение тьмы и приближение катастрофы. В январе этого года исполнилось 100 лет со дня его рождения, и оказалось, что стихотворения Чичибабина стали ещё актуальнее, чем прежде. Разделительная линия, которую поэт остро чувствовал всю жизнь, – между настоящей поэзией и просоветскими стишками, между людьми, отстаивающими свободу, и теми, кто исключал его из Союза писателей и не давал печататься, а главное, между правдой и ложью, – эта линия стала теперь линией фронта. Когда эта линия фронта возникла в 2014 году, многие из нас старались её не замечать. Но не замечать стало невозможным, когда она проявилась взрывами десятков тысяч домов, массовой гибелью мирных людей, нескончаемыми военными преступлениями и множеством необратимых изменений по всему миру. Приходится признать, что эта линия пролегла по жизни каждого человека – 24 февраля вы тоже оказались или по одну, или по другую сторону. Середины нет, невозможно быть как бы "за" и немножко "против", нельзя находиться тут и там одновременно. Если вы думаете, что остаётесь в серой зоне, то, скорее всего, просто не замечаете, как эту зону заливает чернота.

И эта линия фронта проходит не только по украинской земле. Через миллионы семей пролегло непонимание и отчуждение, сопровождаемое то возмущением, то удивлением: "Как же ты можешь так думать и говорить!" Недаром Борис Гребенщиков пел про любовь в начале этой войны: "Не смей подходить, пока ты не скажешь, кто ты такой". Люди остаются жить несчастливо в одной квартире, отдаляясь друг от друга всё сильнее. Другие остаются близки, несмотря на то что их разделяют сотни километров.

Смотри также Лекарство от фанатизма. Аркадий Даваров – об иллюзии ценностей

Ответ на основной вопрос "Кто ты такой?" даётся только твоими поступками, делами, действиями, а не мыслями, чувствами или надеждами. Оказывается, для ответа на вопрос "Кто ты?" не так важно формальное определение, как способность взглянуть на себя и на свою жизненную ситуацию со стороны. Решающую роль играет ещё одна разделительная линия: между теми, кто берёт на себя свою долю вины и ответственности, и теми, кто постоянно обращает внимание на других людей, "виновных во всём", чтобы уйти от личной ответственности. Вернусь к стихотворению Чичибабина, строки из которого вынесены в эпиграф. На мой взгляд, оно даёт чёткую инструкцию. Стоит его прочитать полностью, найдите в интернете, а здесь есть место только для нескольких цитат.

Покамест есть охота,
покуда есть друзья,
давайте делать что-то,
иначе жить нельзя.

Ни смысла и ни лада,
и дни как решето, –
и что-то делать надо,
хоть неизвестно что.

Ведь срок летуч и краток,
вся жизнь – в одной горсти, –
так надобно ж в порядок
хоть душу привести.

Давайте что-то делать,
чтоб духу не пропасть,
чтоб не глумилась челядь
и не кичилась власть.

Никто из нас не рыцарь,
не праведник челом,
но можно ли мириться
с неправдою и злом?

Для меня смысл этих строк следующий: указано то, что в любых обстоятельствах поддерживает человека в его действии, – это понимание истинных желаний и круг единомышленников. Из времён советского застоя автор переносит крепнущее ныне упоение безграничной властью и безнаказанностью, тщеславие и глумление над теми, кто имеет иное мнение. Со свойственной ему страстной бескомпромиссностью он утверждает однозначную необходимость противостоять злу и любым формам обмана.

И это сегодня нам необходимо, как воздух. Ведь борьба с ложью и злом происходит не где-то там далеко, а прямо в душе человека. Замечаем мы это или нет, но каждому приходится делать судьбоносный выбор. И здесь нет мелких вопросов. Если ты допускаешь привычный самообман и продолжаешь "искренне" заблуждаться, то где гарантия, что завтра не окажешься на стороне тех, кто постоянно безбожно врёт? Продвигая свои интересы как самые важные в мире, не боишься ли ты обнаружить себя на той же стороне, что и те, кто готов идти по головам ради своих целей? Гордясь своими очевидными успехами, не рискуешь ли ты очутиться в компании с теми, кто под властью гордыни совершает немыслимые преступления? Когда же, как само собой разумеющееся, ты скрываешь свои недостойные, постыдные поступки и не готов в них каяться, готов ты ли связать это с разгулом фальши, самообольщения и беспечности?

Не каждый строит свой дом так, чтобы его не сдул ветер страшных испытаний

Эта линия фронта между добром и злом, которая проходит в сердце человека, описана и интерпретирована множество раз. Фёдор Достоевский говорил о роли красоты на этом поле битвы. И это тоже очень современный аспект: эстетизация зла стала привычной. Мы здесь тоже совершаем выбор того, что больше нравится: изящный словесный выпад, ставящий собеседника в дурацкое положение; героизм насильника; красивый уход от ответственности тех, кто много наворовал, или подлинная красота, которая всегда в единстве с любовью, истиной, свободой и человеческим достоинством. Выбор здесь таков: поверить, что ты достоин настоящей красоты, быть на её стороне, или оставаться среди тех, кто пользуется её подделками. Все мы читали в детстве сказку про трёх поросят, но далеко не каждый строит свой дом крепко и надёжно, основываясь на подлинных ценностях, так, чтобы его не сдул ветер страшных испытаний.

Война показала, какую страшную цену приходится платить за компромиссы. И теперь смешение "грешного с праведным" уже не кажется простительным. Нужны ли вам вера с долей самомнения, свобода с привычным разгильдяйством, любовь с примесью эгоизма, служение с тайной выгодой для себя и чистота, в которой грязь спрятана под ковром?

Как же Чичибабин понимал добро и зло, что он считал нужным делать? Хотя он не принадлежал какой-либо конфессии, но был человеком верующим. Известна его чудесная молитва: "Господи, хорошо с Тобой и плохо без Тебя". Такая точка зрения совпадает со взглядами Достоевского, описанными русскими религиозными философами: добро – это Бог и единение с Ним, а зло заключается в отпадении человека от Бога. Поэтому логично возникает и завершение стихотворения:

За Божий свет в ответе
мы все вину несём.
Неужто всё на свете
окончится на сём?

Давайте ж делать то, что
Господь душе велел,
чтоб ей не стало тошно
от наших горьких дел!

В этих строках глубокий смысл: о единстве мира и влиянии мыслей и действий каждого человека на происходящее в нём; о признании существования иерархии в духовной сфере; о настоящем смирении; о согласовании своей воли и эволюции человечества. И конечно, об умении молиться, о вере и любви. И в самом конце – страшное предупреждение о последствиях решений человека, которые противны его душе. Все эти разделительные линии и линии фронтов переплетаются и питают друг друга. Общее у них то, что отныне нельзя быть на нейтральной полосе между сторонами битвы. А времени у нас намного меньше и скорость изменений на порядок больше, чем тогда, когда жил Борис Чичибабин.

Аркадий Даваров – IT-специалист, психолог

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции​