"Медиазона": на 70% "иноагентов" оформлены протоколы о штрафах

Почти на 70% тех, кто внесён министерством юстиции России в реестр так называемых иностранных агентов, оформлен хотя бы один протокол о штрафе за неисполнение обязанностей "иноагента", подсчитало издание "Медиазона". 163 человека – это примерно каждый третий "иноагент" – находятся на грани уголовного преследования, поскольку в течение последнего года у них было два или более штрафа по этой статье.

Летом Роскомнадзор сообщил, что по "иноагентской" статье уже возбуждены 25 уголовных дел. Наиболее частая провинность "иноагентов" – в том, что они не снабжают свои публикации – как в книгах или СМИ, так и в социальных сетях – обязательной маркировкой, о том, что текст написан лицом, внесённым в реестр "иноагентов". Также поводом для преследования может быть непредоставление обязательных отчётов в Минфин.

Значительная часть "иноагентов" находятся за границей, многие из них покинули Россию в том числе из-за включения в реестр Минюста. Однако, отмечает "Медиазона", это не мешает представителям силовых структур приходить с обысками к их родственникам или знакомым.

Включение в реестр "иноагентов" значительно ограничивает права носителей этого статуса: они не могут занимать выборные должности, работать на государственной службе, преподавать в государственных школах и вузах, получать государственное финансирование. Российским физическим лицам и компаниям запрещено рекламировать "иноагентов" или размещать свою рекламу на их ресурсах.

4 октября в Госдуме России объявили, что российские музыкальные сервисы, такие как "Яндекс.Музыка", "VK Музыка", "МТС Музыка" и "Звук", обязаны маркировать записи "иноагентов"-музыкантов. В их числе, например, такие популярные исполнители, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич или Земфира.

  • Законодательство об иноагентах в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
  • Впоследствии появилась возможность признавать агентами СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но "находится под иностранным влиянием". Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.