Ваш браузер не поддерживает HTML5
Виталий Портников: 8 ноября Европейская комиссия рекомендовала Евросовету начинать переговоры о вступлении Украины и Молдовы в Евросоюз. На пути евроинтеграции Молдовы Россия продолжает попытки дестабилизировать ситуацию в стране с целью смены проевропейской власти. Не обошлось и без вмешательства России на состоявшихся 5 ноября местных выборах. Накануне голосования Кишинев обвинил Москву в финансировании одной из лояльных Кремлю партий. По итогам этих выборов первое и второе место заняли правящая партия "Действие и солидарность" и Партия социалистов. При этом партия Майи Санду проиграла выборы на пост мэра в крупных городах, прежде всего в Кишиневе и Бельцах. Эти выборы называют репетицией будущих президентских и парламентских выборов в Молдове.
Почему же результаты этих выборов для партии "Действие и солидарность" аналитики называют скромными? Какие еще рычаги давления на Кишинев остались у Москвы после того, как Молдова избавилась от российской газовой зависимости? В студии Сергей Герасимчук, украинский политолог, заместитель председателя правления Совета по внешней политике "Украинская призма", на связи из Кишинева Оазу Нантой, молдавский политик, депутат парламента Республики Молдова от партии "Действие и солидарность".
Корреспондент: 5 ноября за места в органах местной власти в Республике Молдова боролись кандидаты от тридцати пяти политических сил. Граждане страны избирали глав муниципалитетов и депутатов районных и городских советов. За два дня до голосования от участия в выборах были отстранены кандидаты оппозиционной партии "Шанс" – нового проекта беглого пророссийского олигарха Илана Шора. Согласно информации молдавских спецслужб, контролируемые Шором политсилы получили от России миллиард леев (более 55 миллионов долларов) для подкупа избирателей и дестабилизации ситуации в стране. Подводя итоги выборов, спикер парламента Игорь Гросу заявил о беспрецедентном вмешательстве России в предвыборную кампанию в Молдове с помощью грязных денег и пропаганды.
Итоги местных выборов вызывают тревогу сторонников евроатлантического выбора Молдовы
Впрочем, аналитики называют результаты правящей партии скромными, отмечая, что в крупных городах, прежде всего в Кишиневе и Бельцах, она потерпела поражение. Из почти 900 населенных пунктов выборы на пост мэра "Действие и солидарность" выиграла только в 244, еще в более чем 150 ее кандидаты примут участие во втором туре голосования 19 ноября. Что же касается выборов в местные советы, "Действие и солидарность" получила относительное большинство в 19 из 32 районов Молдовы. Второй результат в целом по стране получила ориентированная на Россию Партия социалистов. После первого тура ее кандидаты выиграли выборы за пост мэра в более чем 100 населенных пунктах, в том числе и в 6 райцентрах.
Итоги местных выборов, которые демонстрируют настроения избирателей перед будущими президентскими и парламентскими выборами, вызывают тревогу сторонников евроатлантического выбора Молдовы.
Виталий Портников: Итоги этих выборов – успех или неудача демократической власти?
Сергей Герасимчук: Я вряд ли мог бы назвать это блестящим успехом. Хотя тактические решения, которые предприняло правительство и госпожа Санду накануне выборов, были успешными. В частности, запрет на участие одной из политических сил в ходе выборов существенно сказался на результатах, хотя у многих возникали вопросы и претензии по поводу того, стоило ли снимать партию "Шанс" за два дня до выборов.
Оазу Нантой: Проще всего анализировать президентские выборы – победитель забирает все. Немножко сложнее анализировать парламентские выборы, особенно в ситуации, когда предстоит создать какую-то коалицию, и есть больше одного варианта. Совсем неоднозначная ситуация, когда в такой стране, как Молдова, проходят местные выборы. Мы избираем 898 мэров, избираем районные, муниципальные советы. Если смотреть по политическим голосам, отданным за советы, то правящая партия получила где-то 26–27 – это относительное большинство. Местные аналитики считают, что это более чем достойный результат, учитывая первый фактор: это, конечно, беспрецедентная гибридная война, не говоря уже об инфляции, об энергетической войне, которую развязала против нас Россия, проблеме беженцев. В этом смысле результат более чем достойный.
Не следует делать апокалиптических выводов из того, что PAS не выиграла Кишинев
Конечно, возникают вопросы по конкретным населенным пунктам: например, по Кишиневу. У Иона Чебана, победившего в первом туре, типично молдавская биография. Он начинал как юный коммунист, потом он с социалистами, потом он начал старательно отмазываться от своего красного прошлого, представляя себя в качестве крепкого хозяйственника. У нас избиратель не сильно критически оценивает своих кандидатов, поэтому попытки напомнить, кем был Ион Чебан пару лет назад, не сыграли роли, и Чебан победил в ситуации, когда правящая партия запоздала с выдвижением своего кандидата.
Бельцы, второй по величине город Молдовы, – это специфичный город, хотя бы потому, что там еще не так давно 70% жителей были так называемые русскоязычные. Практически нереально, чтобы партия PAS выиграла в этом городе должность мэра. Поэтому не следует делать каких-то апокалиптических выводов из того, что PAS не выиграла Кишинев, а в Бельцах будет идти сражение между представителями Ренато Усатого и Партии социалистов. Это было практически предопределено нашим прошлым. Добавим, что Илан Шор, которого почему-то называют политиком, фактически купил Гагаузскую автономию.
Сценарий, который пыталась провести Россия на этих выборах, – это подорвать центральную власть посредством создания региональных очагов сопротивления, дестабилизации. Можно предположить, что этот сценарий сорвался, не говоря уже о том, что предстоит еще второй тур выборов, и партия PAS в 153 населенных пунктах будет бороться за должность мэра.
Что до решения комиссии по чрезвычайным ситуациям, это, безусловно, экстраординарное решение, его можно назвать неправовым. Но мы впервые столкнулись с такой агрессией и с такими массивными финансовыми вливаниями извне для подкупа избирателей, фактически для подрыва самого понятия выборов. Накануне выборов наша служба безопасности пошла на беспрецедентный шаг, опубликовала достаточно пространный доклад на 32 страницах с описанием схем, фамилий, сумм, которые были задействованы в подрыве избирательного процесса и в незаконном финансировании избирательной кампании.
Цель России на этих выборах была подорвать центральную власть посредством создания региональных рычагов сопротивления
Поэтому я воспринимаю критику в адрес PAS; нас застали врасплох именно этим массированным подкупом избирателей, этим совершенно нелепым популизмом, который обрушился на головы наших избирателей. Не следует забывать и о том, что буквально два-три дня назад лидеры этих группировок почему-то оказались в Москве. Игорь Додон сказал, что он летит на день рождения к сыну в Казань, а все дороги в Казань проходят через Москву. Еще два депутата полетели на какой-то саммит мертвого СНГ. Не говоря уже об Илане Шоре, который, по слухам, используя самолет Романа Абрамовича, из Израиля полетел в Стамбул, а оттуда – тоже наверняка до Москвы. Роль Молдовы в глазах Москвы возросла после провала путинского блицкрига в Украине, и сейчас путинский режим всеми силами пытается расшатать ситуацию в республике, используя эти местные выборы, и в конечном итоге свалить проевропейскую власть.
Но даже в ситуации, когда наши государственные институты еще далеки от нормальной функциональности, я все-таки склонен считать, что эти попытки провалятся. Согласен с решением комиссии по чрезвычайным ситуациям о снятии партии "Шанс": это фактически не партия, Илан Шор работает как наперсточник, создавая партии, выдвигая независимых кандидатов. Пришлось пойти на этот шаг.
Виталий Портников: А что будет сейчас предпринимать Россия для того, чтобы остановить европейскую интеграцию Молдовы и демократическое развитие страны?
Оазу Нантой: Это сложно предположить по той простой причине, что, как мы видели, вся кремлевская рать поехала в Москву: очевидно, за инструкциями. Следует, очевидно, наблюдать за демаршами Марии Захаровой. Мы наблюдаем четкую взаимосвязь между тем, что произносит она, а потом уже дружно подхватывает "пятая колонна". И Игорь Додон, и Ирина Влах объявили такую "мудрую" мысль, что все должны объединиться против правящей партии. Что ж, посмотрим, в какой мере они смогут объединиться. Дело в том, что все они делят между собой тот же сегмент избирателей, который раньше массово голосовал за коммунистов или за Игоря Додона.
А что до проевропейских партий, то мой коллега Игорь Бацан скрупулезно подсчитал голоса, поданные за партии, которые имеют в своих программных документах цель европейской интеграции для Республики Молдова. Получается, что вместе с PAS мы все набрали около 60%. То есть проблема заключается в раздробленности политического спектра. Но, наверное, эта проблема будет как-то решаться в перспективе парламентских выборов 2025 года. А в 2024 году запланированы президентские выборы. Я склонен считать, что у кремлевских кандидатов нет особых шансов конкурировать с Майей Санду. Скорее всего, они будут перестраивать и консолидировать свои ряды именно в перспективе 2025 года для парламентских выборов.
Виталий Портников: Когда Евросоюз говорит об интеграции Молдовы, не может ли он оказаться в той же ситуации, в какой оказался сейчас с европейской интеграцией Черногории, когда была ставка на проевропейские силы, а большим влиянием в стране пользуются силы, тесно связанные с Москвой?
Молдова очень важна для Евросоюза, так как она наряду с Украиной показала историю успеха
Сергей Герасимчук: Я не стал бы исключать такой сценарий. Тем более что сценарий уже обкатан в Республике Молдова: мы уже имели ситуацию, когда ЕС ставил на политические силы. Альянс "За европейскую интеграцию – 1", альянс "За европейскую интеграцию – 2" – это были Демократическая партия, Либерально-демократическая партия, Либеральная партия. Именно они воплощали европейскую идею, а потом на фоне всех коррупционных скандалов, произошедших с этими политическими силами, в Брюсселе заговорили о том, что ставка на демократов и проевропейцев дискредитировала европейскую интеграцию. Я думаю, что Москва, раз воспользовавшись таким сценарием, может воспользоваться им снова. Тогда ЕС может оказаться в очень неловком положении, потому что поддержка должна сохраняться, Молдова очень важна для Евросоюза, так как она наряду с Украиной показала историю успеха. Мы это видим даже по результатам последнего года с момента предоставления кандидатского статуса: реформы ускорились, углубились.
Вместе с тем надо думать про возможность плана Б. Я слышал слухи о том, что такой план в Республике Молдова, по крайней мере, на президентские выборы уже рассматривается – это возможность возвращения к старому сценарию избрания президента в парламенте, если будет очевидно, что президент не может быть избран на общенациональных выборах (я имею в виду госпожу Санду). Я не уверен, насколько такой сценарий будет чистым с точки зрения права, легитимности. Однако искать выходы надо. Майя Григорьевна не раз показала, что она ищет эти выходы экстраординарными путями.
Виталий Портников: Оазу, Молдова действительно может опять вернуться к парламентским процедурам избрания президента страны?
Оазу Нантой: Эта вероятность исчезающе мала. Все соцопросы демонстрируют, что у Майи Санду де-факто не конкурентов. Другое дело, что когда ЕС выдвигает нам требования реформирования юстиции, это должно иметь конкретные последствия и для внутриполитических процессов в Молдове. Уголовные дела на Игоря Додона находятся на рассмотрении в суде. Я уже не помню, сколько раз голосовал за снятие депутатского иммунитета Марины Таубер. Илан Шор находится под международным санкциями, осужден на 15 лет за мошенничество, за участие в краже миллиарда, его разыскивает Интерпол. Поэтому нельзя просто так механически экстраполировать сегодняшнюю ситуацию на то, что может быть в 2025 году.
Все соцопросы демонстрируют, что у Майи Санду де-факто не конкурентов
Сейчас главное – сконцентрироваться на том, чтобы заработали реформы, чтобы граждане Республики Молдова почувствовали, что от намерений мы добрались до каких-то результатов. Но при этом нужно сохранить политическую стабильность, бороться всеми возможными законными путями с незаконным финансированием, с организованной преступной группировкой, и тогда уже смотреть, что может случиться в 2025 году. Хотя вопрос консолидации не столько политических сил, сколько граждан Молдовы, проевропейского электората остается актуальным. Мои скромные источники уже доложили мне, что РФ работает не только внутри Молдовы, но пытается работать и среди молдавской диаспоры за пределами республики.
Сергей Герасимчук: Политическая турбулентность в регионе, конечно, скажется и на выборах в Республике Молдова. Консолидация сейчас необходима как никогда. Главный вопрос – с кем консолидироваться. Надо либо усиливать позиции PAS, либо выращивать новые кадры, новые политические силы с проевропейскими взглядами.
Виталий Портников: Мне кажется, трудно говорить о какой-то проевропейской коалиции.
Оазу Нантой: В первую очередь мы должны консолидировать граждан Молдовы, потому что результаты российской пропаганды в республике удручающие. В августе был проведен соцопрос: 35% наших сограждан имеют мозги, промытые российской пропагандой. 18% считают, что Путин защищает "ДНР" и "ЛНР", 17% – что Путин борется в Украине с нацизмом. Поэтому ситуация достаточно сложная. Объединение граждан вокруг понимания, что Евросоюз – это гарантия мира и существования Республики Молдова как таковой, является приоритетным.
Виталий Портников: Насколько можно считать, что этого стремления европейцев к интеграции Молдовы и Украины хватит надолго? Мы же помним: уже пару десятилетий страны западных Балкан ждут возможности хотя бы провести переговоры с Евросоюзом, а не то что в него вступить.
Сергей Герасимчук: Тут надо смотреть на более широкий контекст и на то, что произойдет в самом Евросоюзе после выборов в Европарламент. Никто не застрахован от сюрпризов, учитывая рост популизма в ЕС, учитывая результаты выборов, которые мы совсем недавно получили в Словакии. Воля европейцев будет зависеть и от того, что происходит в странах-кандидатах, и от того, что происходит в самом ЕС.
Виталий Портников: Осознают ли, по-вашему, в Кишиневе, что это окно возможностей, которое может в любой момент закрыться, если не действовать оперативно?
Оазу Нантой: Я осознаю. Да, внутри Евросоюза есть эта волна популизма, неоднозначность выборов, на что, собственно, делает ставку Путин. Шок, который пережила европейская демократия, привел к тому, что они публично стали признавать ошибочность своей политики "путинферштейн" и "шредеризации", он ненадолго. Тем не менее сегодня есть это окно, и Республика Молдова должна по максимуму использовать этот шанс.
Консолидация сейчас необходима как никогда
Россия игнорировала Молдову после 24 февраля, рассчитывая на то, что Украина падет, и тогда Молдова будет оккупирована. Значимость Молдовы возросла, когда блицкриг провалился, теперь нам надо выстоять в этой борьбе. Главный вызов – это работа с нашими согражданами, ведь устойчивость страны в гибридной войне в первую очередь определяется гражданским единением.
Виталий Портников: Мы еще не раз будем говорить о европейской интеграции Украины и Молдовы, потому что по большому счету мы говорим о революционных решениях для всего европейского континента, а не только для этих двух стран.