В июле Европейский союз ввел дополнительные пошлины на ввоз китайских электромобилей: производителям нужно будет заплатить вплоть до 40% налога за доступ на европейский рынок. Но это лишь вершина айсберга. За последний год Брюссель принял целый ряд мер, направленных если не прямо против Китая, то по меньшей мере на снижение экономической зависимости и сотрудничества ЕС с этой страной. Такие шаги могут быть подготовкой Брюсселя к санкциям против Пекина, которые Евросоюз понемногу начинает вводить на фоне военного сотрудничества Китая и России.
Угроза двойного назначения
На саммите НАТО в июле страны Североатлантического союза впервые официально заявили, что Китай поддерживает российский военно-промышленный комплекс и эта поддержка является одним из решающих факторов, позволяющих Кремлю вести войну в Украине. Речь идет в первую очередь о поставке в Россию товаров двойного назначения – их можно использовать и в гражданских, и в военных целях. Это, например, электроника, химические вещества или аэрокосмические технологии. Проблему поставки Китаем таких товаров в Россию подняла и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. "Требуются дополнительные усилия по сокращению поставок в Россию товаров двойного назначения, которые попадают на поле боя. Учитывая экзистенциальный характер угроз, исходящих от этой войны как для Украины, так и для Европы, это действительно влияет на отношения ЕС и Китая", – отметила фон дер Ляйен по итогам встречи с лидером Китая Си Цзиньпином.
Смотри также Дмитрий Некрасов: "Фактор экономики не остановит эту войну"По данным Фонда Карнеги, через год после вторжения в Украину и введенных Западом против Кремля санкций экспорт некоторых товаров двойного назначения из Китая в Россию выроc почти в 4 раза. Поставки в Россию товаров двойного назначения подпадают под действие санкций, введенных США, ЕС, Великобританией, Канадой, Австралией и Японией. Пекин в данном случае проверяет, насколько далеко можно отодвинуть "красные линии" Запада, считает исследователь-синолог из Европейского университета (Италия) Лукас Шаупп, подразумевая, что китайские производители действуют в "серой зоне", где, как надеются, до них не доберутся западные законодатели.
Нарушение санкционного режима ЕС должно повлечь введение против государства или компаний так называемых вторичных санкций. В Европе стали поговаривать об этом еще в 2022 году. На саммите ЕС – Китай, который проходил через месяц после начала полномасштабной войны, глава Европейского совета Шарль Мишель предостерег Пекин: "Любые попытки обойти санкции или оказать помощь России продлят войну. Это не отвечает ничьим долгосрочным интересам. Любые усилия, направленные на то, чтобы помочь России обойти санкции, будут остановлены".
Любые попытки обойти санкции или оказать помощь России продлят войну
Однако до санкций против Китая, которые пока имеют незначительный масштаб, дело дошло только в этом году. Возможная причина – Евросоюз крайне зависим от китайского экспорта, отмечает Лукас Шаупп. В среднем каждый пятый товар, используемый в ЕС, произведен в Китае. "В некоторых областях зависимость ЕС от Китая просто критическая. И это односторонняя зависимость. Это, в первую очередь, полезные ископаемые, необходимые для перехода ЕС на "зеленую" энергетику, но также батареи, полупроводники, все, что связано с искусственным интеллектом. И это не какая-то случайность, а намеренная стратегия китайского правительства – ставить страны в зависимость от своего экспорта".
“Обезрискить” и импортозаместить
На фоне растущей необходимости ввода санкций в Брюсселе стали готовиться к жизни без Китая – в случае, если в ответ на ограничения Пекин, например, откажется от экспорта в ЕС. "Обезрискивание" Китая стало все более частой темой разговоров в коридорах власти ЕС. В прошлом году этот термин в отношении Пекина произнесла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она отметила, что отношения ЕС и Китая становятся "отдаленными и сложными", в особенности из-за неясной позиции Пекина по вопросу о войне в Украине.
Европе, находящейся, по словам фон дер Ляйен, в сильной рыночной зависимости от Китая, следует наладить больше собственных производств и разработать альтернативные цепочки поставок из более дружественных стран. Эти меры помогут снизить риски в случае, если отношения с Пекином накалятся и Европе придется отказываться от импорта из Китая. "В области "зеленой" энергетики мы полагаемся на одного-единственного поставщика – Китай. Оттуда в ЕС поступает 98% редкоземельных металлов, 93% магния и 97% лития – и это лишь некоторые виды сырья. При этом мы прекрасно помним о том, что произошло с поставками в Японию редкоземельных металлов из Китая десять лет назад, когда отношения между двумя странами обострились", – рассказала фон дер Ляйен на заседании Еврокомиссии. Глава Еврокомиссии имела в виду конфликт Пекина и Токио в Восточно-Китайском море в 2010 году, после которого Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов в Японию, что спровоцировало кризис производственного сектора в этой стране.
Политика "обезрискивания" не связана исключительно с ролью Китая во вторжении России в Украину, но эти события повлияли на нее, отмечает исследователь из аналитического центра SWP (Германия) Аник Дас. "Это в целом более глобальные опасения Евросоюза по поводу чрезмерной экономической зависимости от Китая, геополитических рисков и необходимость большей стратегической автономии. Но значительный толчок и ускорение политика "обезрискивания" получила на фоне обеспокоенности лидеров ЕС военными поставками Китая в Россию".
В марте 2023 года ЕС принял акт о критическом сырье – с целью снизить зависимость от Китая, о которой говорила фон дер Ляйен. Акт закрепляет увеличение объемов производства и обработки редких металлов внутри Евросоюза, а также разработку альтернативных цепочек поставок такого сырья. В рамках "обезрискивания" Брюссель уже заключил несколько контрактов на импорт редких металлов, который раньше обеспечивался Китаем. В 2023 году ЕС подписал договор об импорте металлов, в частности лития, из Чили, а в 2024-м – из Новой Зеландии.
Мы делаем это, чтобы снизить зависимость от России и Китая и диверсифицировать цепочку поставок полезных ископаемых
Правительство Норвегии, которая не входит в ЕС, в июне заявило, что местная горнодобывающая компания обнаружила самое крупное месторождение редких металлов в Европе. Работы по глубоководному поиску ископаемых велись с прошлого года и широко критиковались экоактивистами. Однако правительство Норвегии утверждает, что разработка поможет "обезрискиванию". "Мы делаем это, чтобы снизить зависимость от России и Китая и диверсифицировать цепочку поставок полезных ископаемых по всему миру", – отметил министр энергетики Норвегии Терье Осланд в интервью CNBC.
Норвегия ранее испытала на себе то, от чего пытается защититься в будущем Евросоюз: экономическое давление Китая при политическом расхождении интересов. В 2010 году норвежский Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию мира китайскому диссиденту и писателю Лю Сяобо. В ответ китайское правительство заморозило экономические и дипломатические отношения с Осло и ввело санкции на норвежский экспорт.
"Вредоносные" электромобили
Еще одним витком охлаждения экономических отношений с Китаем в 2023 году стало расследование Еврокомиссии в отношении электромобилей, поставляемых из Китая в ЕС. Брюссель заподозрил Пекин в субсидировании некоторых производителей этой продукции, что позволило продавать их в ЕС по заниженным ценам, демпинговать и нарушать правила конкуренции. В ЕС одна из самых строгих политик по защите конкуренции и торговли: правительствам стран Евросоюза запрещено бесконтрольно субсидировать отдельные компании, поскольку это дает им несправедливые преимущества на рынке. Однако в отношении зарубежных поставщиков такие меры проводятся выборочно.
Год спустя после начала расследования Еврокомиссия объявила, что нашла признаки государственного субсидирования китайской электромобильной индустрии, и временно постановила облагать их ввоз повышенной импортной пошлиной – от 17,4 до 37,6% вместо ранее действовавшего налога в 10%. Размер пошлины отличается в зависимости от производителя: конгломерат BYD будет платить наименьшую пошлину, а государственная компания SAIC Motor – наибольшую. Согласно расследованию, некоторые китайские производители получали от Пекина прямые субсидии, займы на выгодных условиях и выборочное налогообложение. Меры помогут защитить рынок ЕС, прокомментировала Урсула фон дер Ляйен. "Честная конкуренция – это хорошо. Но нам не нравится, когда Китай наводняет наш рынок электромобилями, произведенными с огромными субсидиями. И мы должны с этим бороться, мы должны защитить нашу отрасль", – заявила глава Еврокомиссии на встрече с лидером Китая Си Цзиньпином.
Смотри также Срединное государствоЭксперты, опрошенные Радио Свобода, отмечают, что, хотя выборочное государственное субсидирование компаний нарушает законодательство ЕС, Брюссель мог инициировать разбирательство с китайскими автомобилями именно сейчас, чтобы обезопасить свой рынок в случае будущего ухудшения отношений, например, из-за ввода санкций против Пекина. "История с китайским государственным субсидированием, увы, не нова. Равно как и не новы законы ЕС о защите конкуренции и торговли. Но мы видим, что этот вопрос в Европе встал во главу угла именно в этом году", – отметил Лукас Шаупп.
С санкциями тянут до последнего
ЕС начал вводить санкции в отношении китайских компаний только с конца 2023 года. В одиннадцатом пакете санкций против РФ оказалось несколько компаний из Гонконга, а в тринадцатом и четырнадцатом пакетах – еще десять китайских фирм. Официальная причина – компании поставляли в Россию оборудование, в основном товары двойного назначения, которое использовалось Кремлем на войне в Украине. Под санкции попали и некоторые фирмы, которые предположительно предоставляли ЧВК "Вагнер" спутниковые снимки для наступления в Украине, например China Head Aerospace Group.
Примечательно, что Брюссель начал в конце 2023 года вводить санкции только против компаний, находящихся в китайском Гонконге. Это специальный административный район, который не во всем подчиняется Пекину и имеет собственное правительство. Кроме того, подавляющее большинство фирм в санкционном списке – частные, а не государственные. Хотя, например, данные Госдепартамента США показывают большое участие государственных китайских компаний в поставке России товаров двойного назначения.
Возможная причина такого подхода Евросоюза – поэтапный характер ввода санкций, отмечает Лукас Шаупп. "Логично, что вначале они ввели ограничения против менее значимых компаний, чтобы просто сигнализировать Пекину, что Брюссель готов это делать. А затем можно постепенно увеличивать давление. И если Китай игнорирует эти меры, в какой-то момент европейские законодатели "переедут" из Гонконга в материковый Китай, перейдут от небольших компаний к, возможно, государственным".
Однако причиной незначительного продвижения санкций против Китая могут быть и опасения отдельных стран ЕС. Например, агентство Reuters сообщало, что при принятии 11-го пакета санкций, куда в итоге попали гонконгские фирмы, но не были включены компании из "материкового" Китая, за мягкий подход к Пекину выступали немецкие политики. Берлин высказывается и против дополнительных налогов на ввоз китайских электромобилей в ЕС. Канцлер Олаф Шольц заявил, что "поддерживает глобальную конкуренцию", и назвал действия Еврокомиссии "протекционизмом".
Евросоюз сильно зависим от Китая, но Германия здесь – рекордсмен, отмечает исследователь из Института Макса Планка (Германия) Андреа Стрельцова. "Германия и Китай имеют очень тесные торговые отношения, особенно в области автомобильной промышленности. Немецкие автомобильные компании открыли производства и совместные предприятия с китайскими фирмами еще в 1980-х годах. И немецкие компании получают огромную часть своих доходов на китайском рынке. Один только Volkswagen имеет около 30% своих мировых продаж в Китае, аналогичная ситуация и с другими немецкими автоконцернами. Поэтому позиция немецкого правительства в отношении санкций и налогов на импорт электромобилей из Китая весьма аккуратная. Берлин опасается, что китайский ответ на ограничения ударит по немецким компаниям".
Санкции – дорогое удовольствие
В последний год Евросоюз проявил максимально жесткую позицию в отношении Пекина за десятилетия. Однако, если сравнивать действия Брюсселя с усилиями США, контраст налицо. Соединенные Штаты на фоне войны в Украине ввели санкции против почти 130 китайских компаний за поставку военной инфраструктуры и товаров двойного назначения в Россию. Некоторые санкции были введены еще после аннексии Крыма и начала военных действий в Донбассе в 2014 году, большинство – после полномасштабного вторжения в 2022-м. Евросоюз пока ввел режим санкций только против 10 китайских компаний и около 20 компаний из Гонконга.
Экономике ЕС будет сложно выдержать одновременное введение санкций против России и Китая
Санкции – дорогое для ЕС удовольствие, отмечает Лукас Шаупп. Евросоюзу тяжело позволить себе санкции и против России, и против Китая одновременно, даже несмотря на проводимую политику "обезрискивания", считает эксперт. "Санкции, вводимые Брюсселем, обходятся дорого самому Евросоюзу. Количество экономических санкций, принимаемых ЕС, значительно возросло после вторжения России в Украину. Если сравнить экономическую и торговую напряженность в Европе сейчас и пять лет назад, разница колоссальная. Экономике ЕС будет особенно сложно выдержать одновременное введение санкций против России и Китая".
При этом даже незначительные санкции, которые Евросоюз постепенно вводит против некоторых китайских компаний, все равно могут сработать, считает профессор Королевского колледжа (Лондон) Джулио Пульезе. Он указывает на то, что, в теории, потеря Евросоюза как рынка сбыта для Китая гораздо ощутимей, чем потеря России. "Китай – экспортоориентированная страна. И Пекин хочет вести бизнес с богатым Западом. Россия — важный экономический игрок, но экономически она, я думаю, сопоставима с одной только Испанией. Я уже не говорю о зависимости Китая от западных ноу-хау, технологий и капитала, включая человеческий".
Слова эксперта частично подтверждают и действия самого Пекина. В июле китайское правительство объявило об ужесточении экспортного контроля товаров двойного назначения в Россию. А китайские банки, опасаясь вторичных санкций, блокируют около 80% платежей в юанях, поступивших из России. Эксперты отмечают, что это одни из первых серьезных попыток Китая избежать дальнейшего введения санкций со стороны США и Евросоюза.