Обретенные голоса. Биографии художниц на выставке "Видимость"

"Когда ты женщина, которая занимается искусством, ты подсознательно ищешь других женщин в этой сфере, потому что понимаешь: вопросы, с которыми сталкиваются женщины, которые выбирают карьеру в искусстве, отличаются от тех, с которыми сталкиваются мужчины. Например, у художников-мужчин не возникает, как правило, вопросов о том, как совмещать отцовство и творчество. Для женщин, как раньше, так и сейчас, это очень актуальная проблема. Эту разницу не спрячешь под ковер – она все равно есть", – рассказывает художница и писательница Надежда Демкина. Ее инсталляция "Услышать голос" была представлена на выставке "Видимость", которая проходила в Петербурге.

Главная идея выставки, по словам одной из организаторов Данаи Немцовой, состоит в том, чтобы сделать женщин видимыми, осветить темы, которые волнуют современных художниц, а также напомнить о достижениях женщин в науке и искусстве.

Нам хотелось сделать выставку, чтобы каждый узнал о великих художницах

В программе выставки были лекции о социокультурном проектировании городской среды, женщинах в искусстве дореволюционной России, месте женщин в перформансе и астрономии. Кроме того, устроители организовали цветочный своп и буккроссинг.

"Нам очень хотелось сделать выставку, после которой человек сможет ответить на вопрос о великих художницах и изобретательницах, поэтому мы выбрали спикеров из разных сфер. Среди лекторов у нас есть девушка, которая занимается астрономией, журналистка и теоретик фотографии", – говорит Немцова.

При описании женщин в искусстве акцент часто делается на их личной жизни

Всего в рамках выставки были представлены работы 26 современных художниц. Надежда Демкина – одна из них. Она собирает биографии художниц, которые родились в дореволюционной России, уже больше двух лет.

– Я всегда интересовалась историей искусства, – рассказывает Демкина. – Собирать биографии художниц начала после прочтения одной книжки о женщинах в искусстве. У меня осталось неприятное послевкусие, потому что при описании акцент делался на их личной жизни. Мне стало обидно. Почему, если пишут о мужчине-художнике, пишут о его творческих исканиях, а если пишут о женщине-художнице, обязательно уточняют, была ли она замужем и сколько у нее было детей?

Надежда Демкина рядом со своей инсталляцией "Услышать голос". Фото из личного архива. Фото: Ксения Радецкая

Тогда Демкина стала искать информацию о женщинах в истории русского искусства. Оказалось, что, несмотря на обилие разрозненных данных, книг на русском языке о художницах очень мало. В популярных изданиях по истории искусств упоминаются обычно три-пять фамилий. "Они тасуются в разном порядке, и складывается впечатление, что больше никаких женщин в искусстве и не было, но это не так. Они существовали и добились успеха, несмотря на все ограничения и все трудности, с которыми они, как женщины, сталкивались. Были потрясающие художницы среди передвижников, в модерне, в авангарде", – рассказывает Демкина.

Даже самой выдающейся женщине предпочтут невыдающегося мужчину

Ее инсталляция "Услышать голос" создана из портретов восьми художниц XIX – начала XX веков. Портреты – как афиши на улице: оборваны, заклеены, разрисованы. У каждого изображения есть QR-код, по которому можно получить доступ к аудиофайлу и услышать "прямую речь" героинь, отрывки из дневников, воспоминаний и писем художниц.

– Каждый отрывок посвящен какому-то эпизоду из жизни художницы, ее переживаниям, которые очень похожи на то, что испытывают современные женщины, занимающиеся искусством. Например, есть кусок письма Нины Симонович-Ефимовой, где она описывает, как ей трудно совмещать материнство и творчество. Ее разрывает между хозяйством, маленьким ребенком и тем, что она хочет заниматься искусством. Есть цитата Марии Тенишевой о том, как трудно женщинам пробиваться в искусстве, и о том, что часто даже самой выдающейся женщине предпочтут, может быть, не самого выдающегося мужчину. Все эти истории актуальны до сих пор. Актуальны и для меня лично, потому что эти героини – ролевые модели, на которые я и другие могут опираться, – говорит Надежда Демкина.

Сейчас на эту тему говорят все чаще. Появляются блоги в Instagram, где искусствоведы-энтузиасты рассказывают о месте женщин в мировом, советском или современном искусстве. Исследователи переатрибутируют картины: выясняется, что работы, авторами которых долгое время считались мужчины, написаны были на самом деле женщинами.

"Думаю, это тренд, который будет только крепнуть, потому что на Западе сейчас уже это серьезное движение. Проходят выставки старых мастериц в крупнейших музеях. У нас же последняя крупная выставка, посвященная женщинам в искусстве, была в Третьяковской галерее почти 20 лет назад. Проходят периодически выставки, посвященные отдельным художницам, но этого пока недостаточно", – считает Надежда Демкина.

В марте отдел современного искусства Эрмитажа запустил проект, в рамках которого рассказывают о женщинах-художницах, чьи работы представлены в собрании музея. Каждый понедельник авторы инициативы публикуют в Instagram под хештегом #hermitagewomenartist работы художниц с подробным описанием. Уже вышли публикации о Луиз Буржуа и ее выставке в Эрмитаже, о Розе Бонер – знаменитой художнице анималистического жанра – и о Мари Лорансен, работы которой были широко известны посетителям парижских выставок и салонов в 1910–1920 годы.