Ночью 10 сентября украинский беспилотник врезался в многоэтажный дом в Спортивном проезде в подмосковном Раменском. Губернатор региона Андрей Воробьёв сообщил о том, что погибла 46-летняя женщина, ещё несколько жильцов госпитализированы с ранениями. По словам Воробьёва, ещё один дрон попал в дом на Высоковольтной улице. Ранен один человек.
Власти Подмосковья рассказали, что ночью российские военные уничтожили 14 беспилотников возле аэропортов Жуковский и Домодедово. Мэр Москвы Сергей Собянин написал, что обломки сбитого возле аэропорта Внуково беспилотника упали на частный дом в Троицком округе, обошлось без пострадавших.
Куда летели украинские беспилотники, в чём цель масштабной атаки на Подмосковье и как на ночные обстрелы реагирует Кремль – обсудим с военным экспертом Давидом Гендельманом и социологом Николаем Митрохиным.
Москва и Московская область, а также некоторые другие российские регионы во вторник подверглись самой крупной атаке с применением беспилотников с момента начала российского вторжения в Украину. По меньшей мере один человек погиб, несколько получили ранения. Разрушены десятки зданий. Работа аэропортов российской столицы в течение некоторого времени была приостановлена. Российское военное ведомство обвинило в атаке Украину. Украинские власти атаку не комментируют.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
На фоне крупнейшей атаки украинских беспилотников пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что "российские военные располагают необходимыми планами по "выдавливанию" украинских войск из Курской области, но они не для публичного обсуждения". Говоря о возможных договоренностях Москвы и Киева, Песков сказал, что главное для РФ - "достижение целей".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
По факту атаки украинских дронов СК России возбудил уголовное дело о теракте. Об этом говорится в телеграм-канале ведомства. "В связи с массированной атакой по территории ЦФО, в том числе городах Москвы, Московской, Тульской, Орловской и Калужской областей, главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 205 Уголовного кодекса (террористический акт)", - сообщили в СК.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
За последнюю неделю Россия применила против Украины около 1000 средств воздушного нападения. Об этом заявил президент страны Владимир Зеленский. По его словам, россияне выпустили по украинским регионам 700 управляемых авиационных бомб, около 170 ударных беспилотников и 80 ракет разных типов.
По мнению военного аналитика Давида Гендельмана, украинские атаки дронами по России – это не случайные вылазки, а конкретная стратегическая программа.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
О том, как скоро россияне привыкнут к новой военной реальности на фоне массовых атак дронов и гибели людей, рассуждает социолог и военный аналитик Николай Митрохин:
Население удивится, но привыкнет, так уже было
– Это далеко не первый налет украинских дронов, не часто они касаются многоэтажных комплексов. Население, я думаю, удивится, но, в принципе, привыкнет. Я помню, как после налетов по Международному торговому центру в Москве систематические комментарии были такие, что люди привыкли: где-то пошумело, и ладно. Я думаю, для большей части населения Москвы это примерно так и продолжится. Конечно, удары по многоэтажкам в Раменском не были явно военной целью для украинских дронов, целью являлся аэропорт Жуковский, расположенный в километре от этого комплекса. В случае украинской атаки, так же как в части российских случаев, эти дроны летают по старым картам, не учитывают вновь возведенных жилых комплексов, поэтому врубаются в многоэтажки на уровне 12–14-го этажа. Аэропорт Жуковский, несмотря на то что он международный, на сайте Ростеха указан как аэропорт экспериментальной и правительственной авиации. Там располагается несколько испытательных цехов различных российских военных авиакорпораций. То есть это вполне законная военная цель. Да, у людей, которые живут неподалеку от таких крупных и опасных военных объектов, будут некоторые проблемы.
– Мы видим довольно сухую реакцию чиновников на произошедшее, я уже не говорю о тотальном игнорировании ситуации со стороны Владимира Путина …
Это типичная политика Путина: населению не надо волноваться, все идет по плану
– Это типичная политика Путина и его военно-политического руководства: не нагнетать паники, все нормально, населению не надо волноваться, все идет по плану. Паника может привести к некоторым политическим реакциям населения, которые могут быть признаны нежелательными. Главное, что власти ничего поделать с этим реально не могут. Россия - огромная страна, у нее большие пространства, ни систем ПВО, ни ракет для защиты узких направлений все равно не хватит, - полагает Николай Митрохин.
В Румынии были обнаружены обломки российского беспилотника, который вошел в воздушное пространство страны в ночь на 8 сентября. Днем ранее, 7 сентября, российский военный дрон залетел на территорию Латвии. Он упал в Резекненском крае, а прилетел из Беларуси, сообщили местные СМИ.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
К чему приведут участившиеся атаки дронов с обеих сторон конфликта и сможет ли это повлиять на ускорение военной помощи Украине, - рассуждает Николай Митрохин:
Это связано с успехами украинской армии
– Риторика о том, что мы воюем не с Украиной, а с НАТО, – это перманентная путинская риторика. Что касается дронов, то действительно случаи участились. Отчасти, видимо, это связано с успехами украинской армии, потому что буквально дней 10 назад в их отчетах начали появляться ранее не встречавшиеся показатели, а именно количество российских "Шахедов", которые потеряли ориентацию в результате работы РЭБ (установки радиоэлектронной борьбы с дронами - Р.С). Часть из этих "Шахедов" улетает в сторону Беларуси, за ними там уже охотятся несколько дней. Подобные инциденты коснулись Польши, через польскую территорию также неделю назад пролетал дрон. Есть системная проблема в войсках НАТО с обнаружением, главное, с уничтожением подобного рода дронов. Скорее всего, НАТО придется менять свои процедуры и решаться на их сбитие. Я думаю, есть некоторая проблема в реальном количестве систем ПВО, которые стоят вдоль границ и способны сбивать беспилотники.
– Почему нет более эмоциональной реакции на эти дроны со стороны европейских политиков?
Европейские военные и политики медленно раскачиваются
– Европейские дроны летают вдоль российских границ, в том числе в Черноморском регионе, и активно поддерживают Украину в ее войне, доставляя, прежде всего, разведывательную информацию и перехваты. Вопрос в том, что европейские политики и военные действительно медленно раскачиваются. Для эффективной поддержки Украины, ведущей войну, им потребовалось примерно полгода, прежде чем была принята хотя бы часть необходимых решений. В данном случае, видимо, ситуация медленно проходит через жернова бюрократического армейского и политического аппарата. Но когда эта машинка заработает, тогда придется в значительной степени менять систему европейской безопасности, в частности, очень активно вкладываться в новые системы ПВО. Потребуется переустройство всего военно-промышленного комплекса, производящего противовоздушные ракетные системы, закупку новых, их постановку на боевое дежурство, обучение персонала и прочее, то есть это займет года два. Но когда это случится, то Россия получит не соседей с очень слабыми армиями, частично контролирующими свое воздушное пространство, а полноценную линию фронта с многократно усиленными системами контроля. Поскольку Россия сейчас реально не готова воевать с Европой и НАТО, то через два-три года защита Евросоюза и союзников Украины по НАТО будет многократно усилена.
– На ваш взгляд, насколько меняют баланс сил на фронте подобные атаки дронов?
– Если честно, то не особо меняют. У России тысячи построенных объектов, которые могут стать потенциальной целью для украинских самолетов. Но другой вопрос, что, растягивая систему ПВО внутрь страны, прикрывая важные объекты, соответственно, сокращается количество систем ПВО на фронте, которые прикрывают войска. Это единственная очевидная польза от этих атак, – полагает аналитик Николай Митрохин.