Пять лет назад, весной 2019 года, Александр Габышев, называющий себя шаманом-воином, отправился пешком из Якутска в Москву. В столице он хотел провести обряд изгнания Владимира Путина из Кремля. По пути к нему присоединялись единомышленники, он собирал многочисленные митинги.
Поход шамана был прерван: Габышева задержали на границе Бурятии и Иркутской области, возбудили уголовное дело о призывах к экстремизму, и в октябре 2021 года суд поместил его на принудительное лечение в психбольницу специального типа.
Правозащитный центр "Мемориал" включил Габышева в списки политзаключенных, "Международная Амнистия" признала его узником совести. Несмотря на международную кампанию в его защиту, шаман до сих пор остается в психиатрической лечебнице.
Судьбе Александра Габышева посвящен документальный фильм "Шаманская сказка". Его авторы – режиссер-документалист Беата Башкирова (Бубенец) и ее муж драматург Михаил Башкиров, живущие во Франции. Беата Башкирова сопровождала Александра Габышева в его походе, Михаил Башкиров написал пьесу о шамане. Показы спектакля по этой пьесе в московском Театре.doc были сорваны путинистами. Для Беаты Башкировой это было не первое столкновение с ура-патриотами: в 2017 году показы ее документального фильма "Полет пули" о бойцах украинского батальона "Айдар" в Донбассе были сорваны таким же образом.
Разговор с Беатой Башкировой для программы Радио Свобода "Культурный дневник" записан после премьеры фильма "Шаманская сказка" на кинофестивале "Единый мир" в Праге.
– Беата, как вы познакомились с шаманом Габышевым?
Он услышал голос Бога, который сказал ему, что Путин – демон
– Про шамана я впервые услышала в марте 2019 года, когда он только-только отправился в путь. Он тогда еще не был известен на всю Россию, зато начал обретать популярность в Якутии и в Амурской области. Изначально он получил популярность благодаря дальнобойщикам: они снимали видео и отправляли по своей сети, потом в YouTube. Когда весной я поехала в Якутию искать идею для фильма, друзья мне стали отправлять видео с шаманом, рекомендовать его в качестве моего будущего героя. Но решилась я его снимать только в июне. В это время со мной связался Влад Кеткович – независимый продюсер документального кино, он сделал много политических фильмов и не просто предложил стать продюсером, но и внес собственные деньги в мой проект. Была мечта сделать роуд-муви про шамана, снимать два года на дорогах России. Это была красивая идея, которая, к сожалению, не осуществилась, потому что получился фильм о политических репрессиях. В последние годы почти все фильмы из России про это.
– Вы подружились с шаманом?
– Да, у нас сложились очень хорошие отношения. Когда мы снимали его в Якутске, мы были, наверное, среди самых близких ему людей.
– Он не возражал против съемок?
– Он приветствовал съемки, он хотел, чтобы больше разных людей о нем говорили, чтобы его идеи распространялись. Его сопровождало много блогеров, журналисты его активно снимали. Хотя в самом начале не так уж легко он нас допустил. Недоверие было не с его стороны, а со стороны его окружения. Они с опаской к нам отнеслись, но потом все было нормально.
– Шаман, безусловно, человек обаятельный. Но о некоторых людях из его окружения этого не скажешь, судя по вашему фильму. Всегда, наверное, к ярким личностям примыкают люди, мягко говоря, странные.
У шамана было предсказание, что он должен дойти до Путина в 2021 году, потому что иначе произойдет катастрофа
– Да, у него было очень разное окружение, и он сам это понимал. Всем, кто к нему присоединялся, он давал сказочные прозвища. У него было два первых спутника, одного он называл Вороном, а другого Ангелом. Один был добрый, светлый человек нового мира (шаман разделял новый мир и старый), другой был человеком старого мира, темный, он до этого сидел в тюрьме, такой непутевый. У этого Ворона было много конфликтов с другими членами отряда. Шаман мне говорил часто, что да, со мной идут очень разные люди, но это и есть Россия, их надо принимать такими. Да, они разные, у каждого свои особенности, не все они самые приятные люди на свете, но при этом они не самое страшное зло, которому они все противостоят.
– В фильме Габышев пытается объяснить японскому журналисту, как он стал шаманом. Почему он решил идти на Москву и изгонять Путина-демона?
– Он учился в университете, служил в армии, была обычная жизнь. Потом женился, но жена сильно болела и умерла, для него это был большой удар. На какое-то время он ушел жить в лес, несколько лет жил один в лесу. Естественно, он знал, кто такой Путин, но не интересовался политикой. Как он говорит, в какой-то момент он услышал голос Бога, который сказал ему, что Путин – демон и ты должен пойти и изгнать его из Кремля. Это была очень ясная мысль, осознание, что это его миссия. Она пришла к нему не в 2019 году, когда он отправился в путь, а гораздо раньше. Он начал готовиться за много лет до своего похода, но он готовился в секрете, никому не говорил, что у него такая миссия. Он занимался боевыми искусствами – не чтобы драться, а духовного плана.
– И довольно долго он шел беспрепятственно, власти не сразу спохватились?
Чем ближе он подходил к Москве, тем хуже шли дела у Путина
– Да, на самом деле мало кто воспринимал вначале, что это может быть что-то серьезное, все смеялись. Но потом к нему стали присоединяться люди. Через несколько месяцев, когда мы с ним шли, там уже было человек тридцать и каждый день присоединялись новые. Его отряд рос очень быстро. Два варианта, почему его остановили. Первый – то, что через несколько месяцев уже просто сотни людей шли бы с ним, это была бы политическая угроза. А вторая причина – мистическая. Есть версия, что власти испугались именно его мистической силы. Чем ближе он подходил к Москве, тем хуже шли дела у Путина, тем больше протестов возникло. Примерно в это же время начались протесты в Беларуси. Опять-таки это на уровне слухов – что у Путина были сложности со здоровьем. Поэтому, возможно, шамана сейчас сослали в самую дальнюю точку от Москвы, даже не в Якутск, а еще дальше. То есть связан момент его приближения к Москве с ухудшением дел у российской власти.
– Да, говорят, что в Кремле много суеверий. И в вашем фильме адвокат Прянишников тоже объясняет, что власти испугались мистической силы шамана.
– Насчет того, что власть суеверная, – это, конечно, гипотеза, нам же Путин не показывает ритуалы, очень много мифов вокруг этого. Известно, что один из самых близких его соратников, Шойгу, – тувинец и он практикует шаманизм. Поэтому вполне возможно. Мои якутские знакомые часто говорили: знакомый моего знакомого самому Путину какие-то ритуалы проводил. Но, конечно, это все очень секретно, невозможно доказать. Я не утверждаю, что Путин делает шаманские ритуалы.
– Было ли у вас ощущение, что Габышев на самом деле обладает сверхъестественными способностями?
– Впервые это было в 2020 году. Когда наступил 2020 год, шаман все время подчеркивал: ребята, наступили новые времена, все будет теперь по-другому, в этом году изменится мировоззрение всех людей на планете. И в 2020 году случилась пандемия, действительно человечество перешло в другую реальность. Его слова оказались пророческими.
– Люди, которые общались с Распутиным, говорили о его невероятном магнетизме. И о многих пророках, волшебниках говорят то же самое. Чувствовали ли вы при общении с Габышевым нечто подобное?
Шаман оказался прав: в буквальном смысле он говорил про войну
– Он очень добрый, очень открытый, около него были люди, которые верили в его мистическую силу. Я человек в этом смысле довольно скептичный, но все равно я отмечала, что добрая энергия от него исходит.
– Люди, которые его окружали, воспринимали его как пророка, святого?
– Да, конечно, вокруг него были люди, которые верили прежде всего в его мистическую силу. Московская публика, либеральная интеллигенция, настроенная оппозиционно, в принципе ему симпатизировала, но с иронией относилась. А если говорить не про Москву, а про остальную Россию, было впечатление, что люди верят именно в его мистическую силу.
– Представляя фильм в Праге, вы сравнили Габышева с Навальным. Это не очень обычное сравнение: в Москве бы мало кто согласился, что это люди одного плана. Почему вы считаете, что можно эти имена произносить через запятую?
– Тогда было 40 дней со дня смерти Навального. Мне Навальный в последние его годы казался одиночкой, который идет против системы. Наш герой тоже одиночка, который идет против системы. Этим они, мне кажется, похожи.
– Присутствовали ли вы в тот момент, когда его путь на Москву был окончательно пресечен?
– Это было 19 сентября, именно в этот день меня не было рядом с ним. Очевидцы говорят, что это произошло ночью, очень быстро. Первые дни никто не знал, где он, были разные слухи. Потом оказалось, что в Якутске. Мы почти сразу же встретились, он был в довольно хорошем расположении духа, несмотря на эти события.
– А почему его решили окончательно изолировать?
– Он собирался снова пойти весной. К нему приехали члены отряда. Из-за это ли его решили окончательно закрыть, я не знаю.
– Может быть, статья в "Нью-Йорк таймс", внимание Запада?
– Может быть, но это же было в сентябре. Первый раз его весной 2020 года задержали, из дома увезли, потом освободили, а окончательно решили закрыть в начале 2021 года.
– Вы показываете в фильме отрывки из спектакля о шамане в Театре.doc. Этот спектакль поставил ваш муж по своей пьесе?
Шаман свою историю осознавал именно как сказку и Путину сказочное имя дал
– Да, пьесу написал муж, мы с ним поставили вместе этот спектакль – это была экспериментальная работа. Мы решили сделать кукольный спектакль, сказку, потому что шаман свою историю осознавал именно как сказку, давал сказочные имена всем персонажам, которые его сопровождали, и Путину сказочное имя дал. Поэтому был сказочный спектакль, который долго не просуществовал, потому что в первый же день пришли прокремлевские провокаторы и попытались его сорвать. Каждый раз они чинили препятствия, приходили большой компанией, устраивали перформанс перед зданием театра, вызывали полицию, кто-то во время спектакля начинал кричать из зрительного зала. Потом владелец помещения, где находился Театр.doc, испугался последствий для себя и разорвал контракт с театром. Стало понятно, что мы не сможем играть спектакль.
– Беата, а когда вы покинули Россию?
– Мы уехали в конце марта 2022 года.
– И только во Франции решили смонтировать фильм?
– Фильм готовился, когда мы еще были в России. У шамана было предсказание, что он должен дойти до Путина в 2021 году, потому что иначе произойдет катастрофа не только для России, но и для всего мира. Основные съемки завершились в начале 2020 года, но мы понимали, что должны дождаться. Мы монтировали, обсуждали с продюсерами. Продюсеры предлагали выпустить фильм уже в 2020 году, когда стало понятно, что шаману не дадут идти, но мы понимали, что история не закончена, драматургия уже задана самим шаманом, нужно дождаться 2022 года. События, которые последовали, повлияли на мое восприятие этой истории, я стала по-другому на это смотреть, если говорить про мистический план. Шаман оказался прав: в буквальном смысле он говорил про войну. Он говорил, что будет война физическая, а не духовная, если ему не дадут дойти до Москвы. Это удивительно, что откуда-то он знал по датам все.
– Он предчувствовал войну именно в 2022 году?
Он говорил, что будет война и только военным путем можно будет свергнуть Путина
– Он говорил о том, что у человечества, у России есть два пути развития. Первый путь – добрый, светлый. Если ему дадут дойти до Кремля, Путин просто мирно уйдет в отставку, поменяется власть в России, тогда люди перейдут на новый уровень. Если ему не дадут, будет темный путь, путь воинов, а это и есть война. Он, не говорил, что будет война России с Украиной, он говорил, что будет война и только военным путем можно будет свергнуть Путина.
– Его несколько раз переводили из одной больницы в другую. Что с ним сейчас?
– Он находится в психоневрологической клинике в Приморском крае. Поскольку существует несколько уровней этой системы, адвокат старается сделать так, чтобы его перевели в Якутск, где через суд можно добиться того, чтобы его освободили. Сейчас идет борьба на юридическом уровне, чтобы постепенно, шаг за шагом добиться освобождения.
– Поначалу его держали в учреждении строгого режима и пытались "лечить" галоперидолом?
– В самом начале, в Якутске ему давали жесткие препараты, которые негативно на него влияли. Сейчас в Приморском крае полегче – ему дают лекарства, но не такие тяжелые.
– Вы писали о том, что он знает о премьере фильма в Праге и передавал привет зрителям. У вас есть возможность с ним переписываться?
– Да, мы общаемся через посредников, адвокат Прянишников больше всех имеет к нему доступ. Его друзья с ним периодически созваниваются, у него есть возможность звонить раз в неделю.
– В каком он состоянии? Галоперидол и прочие серьезные препараты могут сильно навредить здоровью.
Его очень поддерживает мысль о том, что его помнят
– К счастью, сейчас его не колют этими препаратами. Он всегда старается быть в бодром расположении духа. Ему можно написать письмо или открытку отправить. Его очень поддерживает мысль о том, что его помнят. Он, конечно, рад, что вышел фильм, потому что это продолжение той идеи, которую он проповедовал. Его эмоциональное состояние тоже во многом зависит от того, насколько его миссия может быть исполнена.
Смотри также Шаман Габышев останется в психбольнице специального типа– Несколько лет у него было много сторонников, которые были готовы идти с ним до Москвы. Этот круг рассеялся или ядро сохранилось?
– Можно сказать, что ядро сохранилось. Например, Виктор Егоров (Дед Мороз), снимает видеоролики, постоянно с ним на связи, можно посмотреть в YouTube. Другие якутские его друзья тоже продолжают его поддерживать. Были те, кто шел с ним, были те, кого он просто встречал на дороге, но была еще остальная Россия, которая не шла с ним, но следила за ним через YouTube. Люди до сих пор даже у меня спрашивают, и я чувствую, что много людей его помнит и поддерживает.
– У вас возникали когда-нибудь подозрения, что он может быть психически нездоровым?
Бойкот русской культуры работает в пользу российской пропаганды
– Нет, никогда. Он довольно образованный человек, у него широкий кругозор, у него много самоиронии. Я не психиатр, но я не видела в нем никаких психических отклонений. Я гораздо чаще встречаю на улицах людей, которые более сумасшедше выглядят, чем он.
– Сейчас довольно сложно снимать кино на российские темы: к русским режиссерам в Европе относятся с подозрением, потому что считают их представителями государства-агрессора. Сложно ли вам было делать этот фильм?
– Да, действительно, в связи с трендом на бойкот было непросто делать фильм. Я считаю, что этот бойкот помогает сейчас прежде всего российской пропаганде, потому что не слышны голоса независимых, оппозиционных режиссеров, зато слышны голоса пропагандистов, на которых невозможно повлиять этим бойкотом. В итоге в информационном плане побеждает пропаганда. Бойкот русской культуры работает в пользу российской пропаганды, мне так кажется.
– Российские зрители смогут увидеть ваш фильм?
– Сейчас у нас фестивальный период. Затем фильм будет показан на канале "Настоящее Время". Когда – пока еще сложно сказать. "Настоящее Время" вещает на русскоязычную аудиторию, и в России в интернете фильм можно будет посмотреть.