От февраля до декабря. Рэп безвременья в новом альбоме Влади

Участники группы "Каста", 2011 год

С чувством глубокого удовлетворения отмечаю, что впервые за 35 лет музыка вновь стала вызывать у российской общественности повышенный интерес. Последний раз такое наблюдалось в годы горбачёвской перестройки, когда если не вся страна, но значительная её часть жадно ловила, а затем активно обсуждала новые песни АКВАРИУМА ("Поезд в огне"), КИНО ("Перемен"), НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА ("Скованные одной цепью"), АЛИСЫ, Игоря Талькова и других злободневных артистов. Конечно, популярные певцы и группы, в диапазоне от Земфиры до Лепса, были и после этого – но это уже был чистый шоу-бизнес, практически не затрагивавший трепетные сферы социальной, тем более политической жизни. Сейчас – спасибо Путину за это – вся политическая повестка вернулась, причём с небывалыми процентами! Теперь авторов и исполнителей не только запрещают, но и объявляют "иностранными агентами", а крамольные песни поются не в московских конспиративных квартирках, а выкладываются в интернете и звучат из Нью-Йорка и Лондона.

Да и музыка стала куда разнообразнее: раньше в протестных и табуированных ходили одни барды Галич и Высоцкий, потом с полдюжины рокеров, а теперь кого только нет среди музыкальных активистов – от электронщиков до фольклористов. Но в главных ролях продолжают биться рок в разных своих ипостасях и рэп. И кто кого? Рокеры, с одной стороны, запятнали честь хиппово-панкового мундира участием в Z-сборищах Гарика Сукачёва, ЧАЙФа, А. Ф. Скляра, с другой – пополнили "чёрные списки" фамилиями Макаревича, Гребенщикова, Васильева, Покровского и названиями ПОРНОФИЛЬМЫ, ЭЛИЗИУМ, LOUNA, ANAKONDAZ… Макаревич даже удостоился звания иноагента. Удивительная метаморфоза случилась на склоне лет с лидером группы, игравшей на инаугурации Медведева. Это рок-н-ролл. Респект!

Смотри также В Краснодаре рэпер Walkie покончил с собой из-за войны и мобилизации


Среди рэперов иноагентов даже двое: Оксимирон и Нойз МС. И, кажется, ни одного явного коллаборанта: даже обласканный властями (вплоть до Кадырова) Тимати и опопсовевший Баста сидят пока тихо и в "первые ученики" не стремятся. Интересно почему? Стыдно? Боятся потерять фан-базу? Аудитория рэпа заметно моложе поклонников рока: навскидку, я бы сказал, что средний возраст соотносится примерно как 20+ и 40+. А уровень поддержки войны, согласно всем опросам, среди "возрастных" заметно выше. Молодёжь критичнее, менее конформна и, как ни странно, обладает более сильным иммунитетом к госпропаганде, чем прошедшие и впитавшие "совок" старожилы. Не стоит удивляться, что первый полноценный музыкальный альбом военного времени (надеюсь, недолгого) записал и обнародовал рэпер. Не Дельфин, как я ожидал, и не кто-то из славных иноагентов, обустраивающихся и собирающих аншлаги в Европе и Америке, а Влади (Владислав Лешкевич), сооснователь популярнейшей ростовской группы КАСТА.

Рэпер Oxxxymiron

Буду снова читать рэп в России, когда закончится путинизм. До скорой встречи!

Сразу оговорюсь: я не большой любитель, тем более знаток, рэпа и хип-хопа, и знания мои об этой сцене, и КАСТЕ в том числе, поверхностны и выборочны. Вот что мне известно: квартет выступает с конца 1990-х годов и выпустил за это время шесть альбомов и массу синглов. Музыкальный ряд адекватный, разнообразный, не отстающий от трендов, но, на мой взгляд, не выдающийся. Тексты очень убедительные: это такой, я бы сказал, южнорусский неореализм. Честный отчёт о жизни "на районе", в котором есть место любви и сексу, алкоголю и наркотикам, бандитизму и ментовскому произволу, юмору и сатире. В нулевые годы это всё принималось на ура и не вызывало беспокойства у надзорных органов; в десятые излишне дерзкую КАСТУ начали потихоньку отлучать от радио и телевидения, но единственный по-настоящему скандальный эпизод произошёл с песней "Выходи гулять", которая, по понятным причинам, стала хитом "нон грата" в революционной Беларуси, после чего группу в Лукашенко-ленде запретили.

В новую эру ростовские рэперы вошли и в российский "чёрный список" наряду с тридцатью с лишним прочими нежелательными исполнителями. Полагаю, это было связано не столько с репертуаром, сколько с тем, что один из четвёрки, Шым (Михаил Епифанов), в марте 2022-го покинул РФ, заявив на прощание: "Буду снова читать рэп в России, когда закончится путинизм. До скорой встречи!" Совсем скоро, к сожалению, пока не получилось; последние концерты КАСТЫ на родине прошли ещё весной, летом было выступление в Израиле, и где сейчас участники группы, вместе или порознь, я не знаю. Первая весточка пришла только что – и это тот самый "военный" альбом Влади, называется "Длится февраль".

Чё с этим делать теперь, а? Когда ракета в дом прилетела прямым курсом?

Рэп-поэзия и рок-поэзия (особенно если речь идёт о русском роке) отличаются очень сильно. Различия продиктованы, во-первых, музыкальной структурой: рэп намного шустрее и жёстче в ритмическом отношении. Во-вторых, поколенческими и, в-третьих, социальными контрастами. Рок – музыка, скорее, "центровая"; рэп – окраинная. Заводилами рока, как правило, были интеллигенты; рэпа – простолюдины. Про возраст и ценностный багаж аудитории я уже говорил. Стихия рока – это рефлексия: наблюдения – размышления – мораль. Стихия рэпа – экшн: грубая реальность и что в ней сейчас происходит. Длинные слова и сложные обороты в рэп умещаются с трудом. Рок – картина маслом или плакат с лозунгом; рэп – мгновенная фотография, возможно селфи. Рок склоняется к метафоричности, рэп утопает в конкретике. Классические антивоенные рок-песни, будь то Masters of War Боба Дилана, Give Peace a chance Джона Леннона или “Шар цвета хаки” Ильи Кормильцева философичны и почти всегда содержат суровые вердикты и страстные призывы. Теоретически я представлял себе, каким должен быть русский антивоенный рэп – на практике новый альбом Влади его всесторонне демонстрирует.

Теперь отправимся в слякотный поход по нескончаемому февралю – песня за песней. В музыкальные детали вдаваться не стану: там всё довольно блёкло, но по делу.

Обложка альбома Влади "Длится февраль"

"Безвременье" – пролог и самая "обобщающая" из всех песен. Отдельные чёткие строчки:
"Взросление граждан. Принятие того,
Что на тебя стране плевать и ты просто не важен".
"Последнее, что можно было бы в детях сломать, – Это веру, что мама их любит. Но Родина – не мать.
Кончиться детству пора. Горечь, потеря, тьма".
"Эстетика, культура и куча подобной хери – Чё с этим делать теперь, а?
Когда ракета в дом прилетела прямым курсом?" "Что такое "народ"? Что такое "мы"?
Кто такие "наши"? Это всё теперь старо".

И вердикт в припеве:
"Безвременье. Длится февраль.
На удобрения вся старая мораль".

К вопросу о "поэзии после Освенцима", "наших мальчиках" и вообще обо всём.

"Закапывать себя" – посвящена тем, кто под разными подливами оправдывает войну:
"А кто-то знает, что лжёт, но лжёт
Долг совести перешёл в должок.
Им платят за взгляды, за призывы, за шоу, Но трудно врать долго, трудно быть ханжой, Трудно думать о себе нехорошо…".
Зная лично некоторых "проплаченных", не уверен, что автор прав. А вот ещё про "ферштееров":
"А кто-то внушил себе, что всё справедливо:
“Был же переворот, русских бросить не могли мы. Здесь кто первый – мы или они, либо-либо – Были же Ирак, Сербия и Ливия…”
Как плохое ТО делает ЭТО хорошим? –
Так вопрос не ставится, обнажает ложь он".

Блестяще!

Её картина мира с первого мига Ракетным ударом уничтожена

"Как это, блядь, возможно?" – сильнейшая песня! Это про девушку, вероятно, из Киева или любого другого украинского города:
"Она посреди ночи вскакивает с криком:
“Как это, блядь, возможно?!”
Ведь у неё давняя дружба
В московской среде киношной…"
"Её картина мира с первого мига
Ракетным ударом уничтожена.
Пятьдесят третье февраля, щас почти тихо, Вдали вспышки ПВО-шные, Она посылает новый запрос Вселенной: "Как это, блядь, возможно?!"
Для украинцев под бомбами этот вопрос звучит куда драматичнее, чем для любого русского. Аплодирую эмпатии Влади.

Смотри также Депутат Госдумы попросил проверить антивоенный альбом Влади


"Из Москвы (Рай на острове)" – горькая юмористическая песня-зарисовка (полагаю, с натуры) про молодых русских беглецов в Тайланде.
"Жалею о первых неделях, когда мы только прилетели И жили в отелях, справляли день рождения.
Теперь нет денег и где их взять, идей нет.
Две тени обили пороги всех местных заведений.
Боимся наткнуться на украинцев – у нас муки совести, Боль и стыд – мы из страны свалили, узнав новости…"
Ну и там описываются разные трагикомичные встречи и приключения. И повисшее в воздухе "А что дальше?"

Вам теперь грустно? Всё, поздно!

"Краски не сгущайте" – первый из двух реалистичных монологов "путинистов-патриотов". Этот – из уст прагматичного чиновника, обращён к представителям вольнодумной общественности:
"По сути, вы несли образ жизни чуждый и вредный – Читали сплетни, делились ими как посредник, Были чем-то передовым – стали чем-то последним.
Вы лайкали картинки, делали репосты,
Несерьёзно тратили время, как подростки, Вместо того, чтоб жить и работать, ругали руководство.
Вам теперь грустно? Всё, поздно!"

Говорит уверенно, и эта уверенность автором под сомнение не ставится. Веет безнадёгой.

"Обзывать" – это уже от лица жлоба в автобусе, возмутившегося "оскорбительным" высказыванием другого пассажира о каком-то большом начальстве и оправдывающего войну вот таким образом:
"Но ментальность это ж не хухры-мухры, да?
Хоть и надорвались, мягко говоря, мы –
Но я не скрою радость за наш поступок рьяный:
Мы свою реальность объяснили прямо,
Чтоб знал американец и европеец сраный!"
Да, типичная позиция, хотя для меня непостижимая: надорваться, обосраться, сделать хуже всем и в первую очередь самим себе – ради того, чтобы насолить ненавистной загранице.
И припев:
"Я за наших, а не за этих ваших,
СССР предавших полуинострашек".

Смотри также VK Music не сделал промо для нового альбома участника "Касты" Влади


"Маятник" – песня философская, по поэтическому пафосу более близкая максимализму рока.
"Сочинять больше не нужно – реальность превзошла Самый трагичный ужас мыслимого зла:
Под гипнозом взрывать подобных, дохнуть без числа За неправду, за корону – ту, что трижды сгнила".

И далее Влади задаётся отчаянным вопросом: за что нам этот ужас?! Это расплата "за ушедшую эру блаженства, за все выгоды?" Или временное сгущение мрака перед прорывом в светлое будущее – "рай на земле", "воскрешение по ДНК", "заселение планет"?.. Ответов на этот вопрос, разумеется нет, и завершается всё фаталистично:
"Исторический маятник – движитель эпох
Громыхая, сменяет их, переполнив морг".

Все возможности повлиять на абсурд уничтожены

"Самой большой страной" – эпичное посвящение России и её народу, звучит почти как выступление политолога или социолога на оппозиционном YouTube-канале или мрачный разговор на интеллигентской кухне:
"Без придыхания к волгам-матушкам и тихим донам Зачищу свою голову от махровой хтони. Всё, что с детсада мне смогли вдолдонить, Всю неволю, что режим укрепил бетоном, Выкошу в себе лживых этих завучей, Подчинение и долг прививающих, Отрежу всех, кто нашёл в себе оправдание Двуглавой химеры с её замашками и манией".
Помимо точного и тяжёлого содержания, это, по-моему, очень сильные стихи. Не по лексике, но по духу и образности вызывают в памяти строчки Башлачёва из, скажем, "Лиха" или "Некому берёзу заломати". Или вот ещё:
"Да нормальный у нас народ, говорят
Сострадания полно нутро, говорят
Голытьба – та идёт в расход, говорят
А опросы все брать в расчёт – не вариант. Все в заложниках, все в долгах, тихо ссут Осторожненько говорят, видя суть. Все возможности повлиять на абсурд Уничтожены – всех-всех-всех под суд!"
Ну что тут комментировать?

"Событие" – заключительный трек альбома, единственный, который я не понял, а потому и не оценил. Возможно, специально прицеплен автором для разрядки напряжённости.

Применяя неизбежный штамп, можно сказать, что "Длится февраль" Владислава Лешкевича – Влади – это "документ эпохи". И потому, что многие песни воспринимаются как документальные фильмы, скетчи и репортажи, причём разные по мизансценам и настроению. А также потому, что альбом с социологической достоверностью предъявляет сегодняшний zeitgeist подлинного русского мира – от шевеления волос на голове от ужаса до патриотического самогипноза. Не знаю, где сейчас рэпер Влади и какая судьба – личная и профессиональная – его ожидает. Но своё слово он уже сказал – не называя имён и не избегая мата, но предельно честно. Спасибо ему за это – и ждём продолжения.