Три года назад Петера Марки-Зая не знал практически никто, кроме его большой семьи (у него семеро детей), друзей и жителей городка Ходмезёвашархей на юге Венгрии, мэром которого 49-летний Марки-Зай является с 2018 года. Тогда он неожиданно выиграл выборы мэра города, победив кандидата правящей партии "Фидес", которая находилась там у власти с 1990 года (а в Венгрии в целом – с 2010). После этого Марки-Зай стал заявлять о себе на национальном уровне – и в минувшее воскресенье был избран кандидатом объединенной оппозиции на пост премьера на предстоящих в апреле парламентских выборах. По большинству оценок, у Марки-Зая самые высокие за почти 12 лет шансы победить нынешнего главу правительства Виктора Орбана – одного из ведущих союзников Кремля в Европе.
"Это битва за нашу свободу, – говорит Петер Марки-Зай о предстоящей предвыборной кампании. – Речь идет о том, останется ли Венгрия европейской страной – или потонет. Повернется ли она на восток, окончательно превратившись в коррумпированную диктатуру, откуда бегут люди. Мы должны очистить Венгрию". При этом он не скрывает, что на выборах 2010 года голосовал за партию ”Фидес", однако потом разочаровался в Орбане и его политике. Таких разочарованных бывших избирателей "Фидес" в Венгрии становится всё больше, и, по мнению сторонников оппозиции, у Марки-Зая хорошие шансы получить голоса этих людей. "Многие поддержали его, поскольку он может привлечь колеблющихся избирателей-центристов", – отмечает будапештская журналистка Виктория Шердюлт.
Смотри также По стопам Путина? Зачем Венгрии закон о запрете "ЛГБТ-пропаганды"Сам Марки-Зай, впрочем, рассчитывает на большее. Ведь теперь за мэром 40-тысячного городка в южной Венгрии официальная поддержка шести оппозиционных партий, от социалистов до "Йоббика" ("Движения за лучшую Венгрию") – партии, которая несколько лет назад считалась ультраправой, но в последнее время заметно сместилась в сторону центра. У самого Марки-Зая своей партии нет, хотя он возглавляет общественное движение "Венгрия для каждого" (венгерская аббревиатура – МММ). Его победа на праймериз оппозиции, где определялось, кто именно станет соперником Орбана, стала таким же сюрпризом, как три года назад – избрание мэром Ходмезёвашархея. В первом туре Марки-Зай занял лишь третье место – после Клары Добрев, представляющей левую "Демократическую коалицию", и мэра Будапешта Гёргея Карачоня, популярного в столице, но не в провинции, где недолюбливают "будапештских либералов" (во многом на этом строятся долговременные электоральные успехи Виктора Орбана).
Многие поддержали его, поскольку он может привлечь колеблющихся избирателей-центристов
Между двумя турами праймериз оппозиция, к радости премьера, успела переругаться. Клара Добрев, хоть и победила в первом туре, казалась многим катастрофическим выбором. Во-первых, она – супруга Ференца Дьюрчаня, премьера-социалиста в 2004–2009 годах, покинувшего свой пост со скандалом, который помог Виктору Орбану годом позже прийти к власти. Во-вторых, дед Добрев по матери, Антал Апро, был в 1950–70-х годах высокопоставленным коммунистическим функционером, ее семья принадлежала к элите режима, к свержению которого в конце 80-х был причастен и молодой антикоммунист Орбан. По обеим причинам Добрев, стань она кандидатом объединенной оппозиции, была бы удобной мишенью для нынешнего премьера: он мог бы обвинить ее в том, что она связана с двумя обанкротившимися политическими элитами прошлого – коммунистической и леволиберальной.
Результатом стала перегруппировка сил. Мэр Карачонь, которого тоже считают связанным с "запятнанным" экс-премьером Дюрчанем, снял свою кандидатуру в пользу Петера Марки-Зая – хотя еще недавно заявлял, что выйти из борьбы за премьерский пост его заставит разве что трамвай, если он под него попадет. В итоге во втором туре праймериз Марки-Зай победил Клару Добрев, набрав около 57% голосов. Проигравшая немедленно пообещала победителю свою поддержку, а тот, в свою очередь, заявил, что "мы можем победить только вместе". Опросы подтверждают это: по последним данным, объединенная оппозиция может рассчитывать на поддержку 47% избирателей, партия "Фидес" отстает на 2–3%. При этом по отдельности "Фидес" легко побеждает оппозиционные партии:
Уход Карачоня в тень нарушил предвыборную кампанию партии Орбана, которая уже сосредоточила свои усилия на дискредитации будапештского мэра – например, был начат сбор подписей под петицией, предупреждающей граждан о возможности возврата в коррумпированные и хаотичные времена правления социалистов. Теперь правящей партии придется срочно переключаться на нового соперника.
Тем временем сторонники Марки-Зая воодушевлены:
Сегодня в Венгрии независимый кандидат, мэр небольшого города Петер Марки-Зай с легкостью победил на праймериз, чтобы представлять объединенную демократическую коалицию в борьбе против Виктора Орбана на выборах в апреле будущего года. Петер баллотируется на центристской, антикоррупционной платформе. Поздравляю, очень вами горжусь!
Уверенности приверженцам объединенной оппозиции придают недавние успехи аналогичных широких коалиций по меньшей мере в двух странах. В Израиле в июне этого года 8 весьма разнородных партий объединились в парламентский блок, которому удалось отстранить от власти многолетнего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. А совсем недавно, в октябре, пять чешских оппозиционных партий объявили по итогам выборов о создании правящей коалиции, тем самым "уволив" с поста главы правительства миллиардера Андрея Бабиша.
Петер Марки-Зай – необычный оппозиционный кандидат. С одной стороны, он тщательно поддерживает свой имидж "консерватора из провинции", набожного католика и хорошего семьянина. С другой – говорит о себе как о человеке современном, знающем Запад (Марки-Зай 5 лет жил и работал в Канаде и США), проевропейском (выступает за скорейший переход Венгрии к евро), поддерживающем права меньшинств, ущемленные некоторыми недавними законами, которые одобрил парламент, где у сторонников Орбана конституционное большинство. В то же время многих венгров удивил его странный "троллинг" правящей партии, в которой, по словам Марки-Зая, "на самом деле больше всего гомосексуалов", или его высказывания в поддержку телесных наказаний детей.