Отличники и двоечники по контактам с народом

Путин и один из его любимцев, тульский губернатор Дюмин. Отличник по версии "Незыгаря"

Кремлевский канал расставил оценки. Кирилл Мартынов, Сергей Митрохин, Дмитрий Козенко о докладе "Незыгаря"

Телеграм-канал, считающийся прокремлевским, подсчитал, кто из российских губернаторов ближе к народу, а кто дальше.

Насколько адекватны его критерии оценки, кому и зачем все это нужно, обсуждают журналисты Кирилл Мартынов ("Новая газета") и Дмитрий Козенко ("Свободные новости", Саратов) и политик Сергей Митрохин. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.

Видеоверсия программы

Елена Рыковцева: Прогосударственный, прокремлевский телеграм-канал, который называется "Незыгарь", выступил с докладом, в котором подсчитал очень аккуратно плюсы и минусы каждого из губернаторов Российской Федерации. Все эти плюсы и минусы касались контактов с народонаселением, как хорошо или как плохо тот или иной губернатор контактирует со своими избирателями, жителями региона, которым он руководит.

Перед тем как перейти к рассмотрению этого доклада, нужно объяснить, что это за телеграм-канал "Незыгарь". Наш корреспондент Артем Радыгин справку подготовил, чтобы мы хотя бы понимали, с чем мы имеем дело.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

История Незыгаря

Елена Рыковцева: После того как мы вам предоставили общую характеристику этого канала, предлагаю теперь посмотреть сюжет о его докладе, который мы будем обсуждать с вами и с нашими гостями.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Доклад Незыгаря о губернаторах

В идеальной РФ все губернаторы были бы просто Владимирами Путиными

Елена Рыковцева: Я должна сказать, что несчастный Жвачкин Сергей из Томской области в этом докладе несколько раз фигурирует в паре с Клычковым, Орловская область, как аутсайдер по общению с жителями на выездах, в прямых линиях. Только что был скандал с этим губернатором, что якобы он отдал команду снять афишу спектакля драматического театра, который назывался "Сережа очень тупой". Избиратели решили, что это он себя решил обезопасить от такого рода названия. С нами Кирилл Мартынов. Мы действительно очень внимательно изучили, кто хороший, кто плохой, как они коммуницируют с аудиторией. Это все, как вы считаете, к чему и зачем?

Кирилл Мартынов: Мне кажется, в идеальной Российской Федерации все губернаторы были бы Владимирами Путиными просто. Его можно было бы 90 раз клонировать, дальше он бы реализовывал всю политику Кремля на местах наилучшим образом, собирая большие аплодисменты публики. Поскольку, к сожалению, современная наука до этого не дошла, то российской власти приходится действовать по старинке и некоторые полномочия федерального центра делегировать губернаторам. Кто все эти люди, по большому счету никто не знает. Насколько они хорошо работают, как их можно оценивать, мы тоже совершенно не понимаем. Это, кажется, не интересует в федеральном масштабе ни граждан страны, ни каких-то экспертов. Другие развлечения сейчас, может быть, в преддверии выборов или в принципе это не такая важная задача.

В этот момент времени инициативу на себя берут какие-то очень странные аналитические структуры, как телеграм-канал "Незыгарь", который известен своим огромным количеством предположений, информацией, которую они выдают за инсайд. Мне кажется, немножко слава этого канала остается в прошлом. Вот они выдают нам такое тотальное сравнение, мы берем все эти 80 с чем-то человек и начинаем их сравнивать друг с другом, вводим какие-то параметры, дальше публикуем этот доклад, из которого все желающие могут узнать, насколько хороши наши губернаторы, насколько сильно они отличаются от Владимира Путина, насколько силен контраст между прекрасной федеральной властью и ужасной властью региональной.

Дальше мы немножко в ироническом ключе, мне кажется, обсуждаем. Потому что, конечно, в нормальном обществе эти функции, которые мы сейчас делегировали телеграм-каналу "Незыагрь" или он сам себе это взял, просто выполняют регулярные выборы, открытые медиа, которые критикуют губернаторов, и разделение властей, когда есть региональные парламенты, которые губернатору не только аплодируют, но еще и с ним спорят иногда. Когда всего этого нет, тогда мы вынуждены обсуждать рейтинг, качество коммуникации анонимного телеграм-канала.

Смотри также В СМИ попало дело Фургала: оно строится на показаниях одного человека

Елена Рыковцева: На самом деле никакой другой информации, как общается глава региона со своей аудиторией, нет. Например, как положительный пример общения и контактов отмечены по разным параметрам, особенно прямой линии, потому что Владимир Путин призвал такую же делать, как я, прямую линию всем, по параметрам прямых контактов очень хороши здесь двое – это Сергей Собянин и Андрей Воробьев, губернатор Московской области и мэр со статусом губернатора Москвы. Сергей Митрохин может сказать, насколько адекватна такая оценка.

Поверить в эффективность прямых общений губернаторов с народом может только бабушка на скамейке

Сергей Митрохин: Мне трудно сказать, насколько Сергей Собянин лучше общается с народом, чем другие губернаторы. Я, честно говоря, не смотрел ни его общение с народом, ни других губернаторов. Я просто знаю прекрасно, что эти все коммуникации, прямые линии – это чистый пиар. Если серьезно изучать этот процесс, то надо, во-первых, опубликовать данные, сколько людей обратилось, опубликовать список проблем, с которыми люди обратились, потом проанализировать, какие из этих проблем были решены. Так можно очень легко вычислить эффективность этих самых прямых общений губернаторов с народом. По тем эффектным некоторым жестам, которые они делают в ходе таких общений, когда кому-то какую-то проблему помогают решить – это, конечно, чистый пиар. Поверить в эту эффективность может, наверное, только бабушка на скамейке.

Елена Рыковцева: Такого рода доклады – это, может быть, подсказка кому-то, Путину, избирателю, что вот на кого надо обратить внимание в позитивном смысле, а вот кого бы уже и подвинуть? Или это подготовка избирателя к тому, что этот нехорош, его уберем, он с вами плохо общается?

Сергей Митрохин

Все эти коммуникации, прямые линии – это чистый пиар

Сергей Митрохин: Я думаю, что такая задача тоже решается. Есть еще один момент, о котором я хотел сказать. Дело в том, что телеграм-канал "Незыгарь" уводит общественное внимание от самой главной темы, которая более важна, чем личное общение губернатора с народом – это тема обратной связи между властью и обществом. А эта обратная связь сегодня практически отсутствует, особенно в Москве. Потому что в других регионах есть органы местного самоуправления, наделенные довольно большими полномочиями. Они, конечно, хотят больше этих полномочий, но тем не менее какие-то у них есть. В Москве органы самоуправления никаких полномочий не имеют, кроме самых минимальных, типа празднований районного значения или утверждения шлагбаумов. Это означает, что отсутствует системный элемент связи общества и власти, когда избранные народом представители решают проблемы на местах. В Москве местные проблемы районов решают чиновники московского уровня, делают они это очень плохо. Механизмы обратной связи либо вообще отсутствуют, либо они носят фиктивный характер.

У нас был институт публичных слушаний до недавнего времени, когда обсуждались проблемы, которые непосредственно касались человека, живущего на данной территории, что у него будут строить, как будет земля размежевываться между различными домами и так далее. Люди приходили в зал, садились, перед ними выступали чиновники, и люди выражали самыми разными мнениями свою позицию. Они задавали вопросы, им отвечали, они свое мнение озвучивали. Теперь это все отменено. На бумаге это все осталось в законах, можно проводить публичные слушания, но разрешили заменять их другим процессом – так называемыми общественными обсуждениями в электронной форме.

Людям буквально затыкают рот по самым ключевым важнейшим вопросам

Это чистый обман и мошенничество, я по-другому не могу назвать. В Москве оно называется "Активный гражданин". Вы через компьютер посылаете свое мнение по поводу того или иного проекта. Если вы против этого проекта, вам отвечают, что ваше мнение отвергается, потому что все тут законно. Вы ведете диалог с машиной, и это называется общественным обсуждением, по итогам которого у вас могут снести историческое здание. Да еще и проводят таким образом эти обсуждения, что ни один житель окружающих домов вообще в них не участвует. Это не ответственность мэра Москвы Собянина, который это позволяет, проводить в такой форме обсуждение вопросов, которые жизненно важны для этих людей? Он это все поощряет.

Елена Рыковцева: В порядке обратной связи был задержан ваш коллега Кирилл Гончаров, который выступил против такого рода застройки.

Людям буквально затыкают рот по самым ключевым важнейшим вопросам

Сергей Митрохин: В порядке обратной связи я сам не раз был задержан. Есть такая связь у нас, ее осуществляет наша доблестная полиция. Когда канал "Незыгарь" акцентирует вопрос только на том, как губернатор общается с населением, конечно, он подыгрывает этой системе. Я уверен, что на этом канале эта тема никогда не будет освещена. Людям буквально затыкают рот по самым ключевым важнейшим вопросам.

Елена Рыковцева: Это обсуждаются абсолютно формальные форматы, и подсчитываются даже с элементом критики, что в рамках этого формального формата есть губернаторы, которые не получают должной отдачи от людей, с которыми они общаются.

С нами Дмитрий Козенко, "Свободные новости", Саратов. Прочитаю я вам абзац в этом произведении, который касается саратовского губернатора. Я даже удивилась этому наезду, потому что сейчас Саратов и так в центре внимания в связи с вашим доблестным спикером. "Валерий Радаев самый плодовитый губернатор, наряду с Владимирским, за полгода 606 постов в социальных сетях, по три в день, хотя их коэффициент эффективности и вовлечения аудитории невысокий. Эксперты говорят о высоком антирейтинге саратовского губернатора и инерционной информационно-коммуникативной повестке, которая не ведет к увеличению рейтинга доверия региональной власти в Саратовской области". Володину не нравится этот губернатор?

Губернатор, мэр и другие чиновники в дни приездов Володина послушно исполняют роль мальчиков для битья

Дмитрий Козенко: На самом деле, если говорить о Валерии Васильевиче Радаеве, его способности к коммуникации, то надо признать, что способности эти никакие. То, что вы сейчас приводите число постов в инстаграме, – это результат стараний его пресс-службы. Сам Валерий Васильевич при всей народной любви к нему просто не умеет говорить без бумажки. Поэтому за полтора срока губернатор сподвигнулся провести две пресс-конференции. Прошедшая в понедельник прямая линия по приказу, естественно, принесла следующие результаты: 1300 вопросов, отвечено было на 12. В течение часа с небольшим мероприятие свернули. При этом чуть позже губернатор выражает недовольство, что вопросы были не его уровня, не политические, не экономические, а вопросы были муниципальные, типа вода течет, забор упал и так далее. То есть фактически навыков общения, в инстаграме можно быть смельчаком и остроумным, но навыков прямого общения с людьми у нашего губернатора нет. Поэтому, как ни относись к "Незыгарю", он рассказывает очевидные для всех в Саратове вещи.

Смотри также Граждане, вас не слышно. Реакция соцсетей на "прямую линию" Путина

Елена Рыковцева: Какие отношения у вашего губернатора с Володиным? Если мы рассматриваем этот канал как некую подсказку для власти, насколько адекватно это зеркало их отношений, у него как с властью московской складываются контакты?

Дмитрий Козенко: С одной из ветвей власти у нас контакты складываются замечательно. Кстати, хочу отметить, что наш губернатор и Володин земляки, не просто из одной области, а из одного района. Что губернатор, что мэр, что другие чиновники в дни приездов Володина послушно исполняют роль мальчиков для битья. Они ходят стайкой за Володиным, выслушивают упреки, Володин улетает, они тихо засыпают. То, что за отсутствие общения с людьми Радаев заслуживает упрек, возможно, этот упрек неким образом опосредованно от Володина. С другой стороны, у нас всю сферу общения с людьми на себя уважаемый Вячеслав Викторович перетянул. За ним ходят камеры, к нему подходят люди и так далее. У него язык подвешен, он отвечает бойко, а остальным остается помалкивать.

Дмитрий Козенко

Елена Рыковцева: То есть мы пока еще не понимаем природы наезда на вашего губернатора в этом телеграм-канале.

Дмитрий Козенко: Что значит наезд? Это очевидная вещь – он в принципе не умеет говорить.

Елена Рыковцева: Как только вышло расследование по Володину, часть которого составляла тема, как его копируют его подчиненные, как они исполняют роль мальчиков, как он себя за счет них самоутверждает, стали тотально блокировать все сайты, связанные с именем Алексея Навального. Я не знаю, совпадение ли это, хотя можно догадываться. Наталья из Челябинской области, здравствуйте.

Никакой связи с народом, вообще ничего

Слушательница: У нас был губернатор Дубровский, никакой связи с Дубровским не было. Когда Дубровского выбирали в губернаторы, единственная связь заключалась в том, что на каждом столбе, дереве, ларьке, трамвайного стекла, автобусной маршрутки, все, что можно, естественно, местное телевидение было только про Дубровского, выбирайте его, и все. Я работала в организации бюджетной, где говорят, что нам надо, чтобы Дубровский. Никакой связи с народом, вообще ничего.

Смотри также "Вычистить из Интернета". Соцсети о блокировках Навального и ФБК

Елена Рыковцева: Я хочу пересказать, по каким параметрам их оценивает этот телеграм-канал. Первая глава – это общение с жителями во время визитов в муниципалитеты. Подсчитано, что аутсайдеры по общению с жителями на выездах – это Травников, Новосибирская область, Богомаз, Брянская область, Миронов, Ярославская область, и уже известная нам пара пара Клычков и Жвачкин. А лидеры по общению с жителями на выездах – это Белгородская область Гладков и Русских, Ульяновская. По параметру "рассмотрение обращений граждан во время заседаний правительства" лидирует Дюмин, Тульская область.

По прямым линиям на телевидении лидер Собянин

Личные приемы: ни разу не встречались 17 глав с глазу на глаз с гражданами. Лидеры по личным приемам граждан – Гладков, Белгородская область и Циденов из Бурятии. "Прямые линии" на телевидении и в соцсетях – очень хорошо отмечен Николаев из Чувашии, Комаров из ХМАО, Чибис из Мурманской области, и наконец-то Клычков из Орловской области. Они все оперативно услышали президента и стали с вами общаться по прямым линиям. Снова был очень одобрен Дюмин из Тульской области, который "умело сочетает рассмотрение обращений жителей во время заседаний правительства с непосредственным управлением территорией". По прямым линиям на телевидении лидер Собянин. Лидер по пресс-конференциям Гладков из Белгородской области. К сожалению, Дюмин из Тульской области аутсайдер по прямым обращениям к гражданам, как и губернатор Беглов из Санкт-Петербурга. Дюмин – это не простой человек для Владимира Путина, это человек, которому он выделил очень много денег на реконструкцию центра Тулы, за счет чего акции Дюмина выросли в глазах избирателей. Не кажется ли, что какое-то объяснение в этих телеграм-каналах, что хорошо все-таки его сохранить на своей должности, присутствует в такого рода докладах-подсказках?

Кирилл Мартынов

Кирилл Мартынов: Я боюсь, что эти KPI, которые введены телеграм-каналом, они абсолютно произвольные, их можно так посчитать, можно по-другому посчитать, можно ввести другие параметры, по которым активность губернаторов рассчитывается. Единственная причина, почему этим телеграм-канал занимается, заключается в том, чтобы поднять свою собственную значимость, стать каким-то источником информации. Вы правильно отметили, что у нас нет других способов оценивать деятельность российских губернаторов, кроме как по анонимным или полуанонимным телеграм-каналам. Что называется, довели и нас, и страну. Конечно, те люди, которые этот телеграм-канал ведут, для них это бизнес, очевидно. Этот бизнес заключается в том, чтобы с одной стороны продвинуть тех, кто с их точки зрения всегда будет лоялен, всегда будет на хорошем счету перед тем единственным приемщиком этих цифр, которые существуют для российских губернаторов, а именно для президента Путина.

Губернаторы могут легко пожертвовать несколько сотен тысяч рублей анонимному телеграм-каналу, чтобы он поднял их повыше

Но с другой стороны, может быть, "Незыгарь" надеется на то, что если такие рейтинги будут регулярными, им начнут заносить, буквально платить деньги за то, чтобы кого-то продвинуть в этих рейтингах. Я видел, как люди буквально открывают такой бизнес. Тут логика очень простая: рейтингов мало, мы это обсуждаем, значит он попал в какие-то списки, в сферу нашего интереса. У губернаторов денег очень много, поэтому они могут легко пожертвовать несколько сотен тысяч рублей анонимному телеграм-каналу для того, чтобы он поднял их повыше.

Смотри также Верховный суд разрешил высказываться о губернаторах

Елена Рыковцева: Причем, обратите внимание, это так умненько делается, Дюмину два плюсика поставили за такие явно народные форматы, и поставили минус за довольно дурацкий формат, который особо и не нужен – прямые обращения к гражданам. То есть у вас по сумме объективное ощущение остается, впечатление от народной деятельности этого губернатора, есть минус, но при этом явно доминируют плюсы, эта объективная картинка настроит вас на правильный лад.

Кирилл Мартынов: Стоит немного Дюмину подтянуть работу с телеграм-каналом "Незыгарь", просто будет лучшим губернатором – это довольно очевидно.

Елена Рыковцева: Я предлагаю послушать москвичей, они чувствуют эту связь со своим, который лидер, отличник в этом рейтинге.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Контактирует ли с населением Сергей Собянин?


ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО