Дискуссии о популизме, о приемах, к которым прибегают партии и отдельные политики, чтобы обеспечить себе дополнительные голоса избирателей, стали в последнее время неотъемлемой частью практически любых разговоров о политике. Немало говорят об этом и в Польше, где 15 октября предстоят весьма напряженные парламентские выборы. Почему популизмом не брезгует ни один из политических соперников и как это может изменить общество, и не только польское?
Основных соперников на нынешних выборах два, и они неизменны уже на протяжении почти двух десятилетий. С одной стороны – правящая ныне правоконсервативная партия "Право и справедливость" (ПиС), многолетним лидером которой является вице-премьер польского правительства, в прошлом премьер-министр Ярослав Качиньский. С другой – оппозиционная "Гражданская платформа" (вместе с союзниками она составляет на этих выборах Гражданскую коалицию) во главе с другим экс-премьером и бывшим главой Европейского совета (высший орган Евросоюза) Дональдом Туском. Риторика обоих лидеров накануне выборов чрезвычайно обострилась. Так, Качиньский назвал Туска "олицетворением зла в Польше". Сам Туск, к огорчению своих либеральных избирателей, чтобы заполучить голоса консерваторов, высказывался против приема мигрантов из мусульманских стран.
Смотри также "Орбанизация" Восточной ЕвропыИменно поляризация и политика, основанная на эмоциях, являются характерными чертами популизма, подчеркивает Пшемыслав Садура, профессор Варшавского университета, социолог, издавший в этом году в соавторстве с главным редактором издания Krytyka Polityczna Славомиром Сераковским книгу "Общество популистов". В интервью Радио Свобода социолог рассказал о настроениях в польском обществе перед выборами, об изменении взглядов на украинских беженцев на фоне охлаждения польско-украинских отношений и проанализировал основные причины, по которым популисты с такой легкостью приживаются в Центральной и Восточной Европе.
Народ всегда хороший, при условии, что он голосует за популистов, элиты всегда плохие
– Давайте начнем с определения: что такое популизм?
– Когда мы говорим о популизме, то имеем в виду политическое явление, которое обращается к понятию "народ" (по-латыни populus). Народ противопоставляется элитам. Популисты вводят моральное разделение на хороших и плохих: народ всегда хороший, конечно, при условии, что он голосует за популистов, элиты всегда плохие. Волю народа лучше всего выражает лидер популистов – глас народа, кто-то, кто высказывается в защиту интересов народа. Популисты сильно упрощают понимание демократии. В их представлении это реализация воли большинства. Это не то представление о демократии, которое преобладает сегодня: воля большинства, но с соблюдением прав меньшинств и с уважением к принципам верховенства закона. Популисты стремятся к тому, чтобы каждые выборы становились плебисцитом. Они создают поляризующее разделение. На данный момент польское общество разделено на две группы: избирателей популистской партии "Право и справедливость" и оппозицию. Эти две группы практически не имеют ничего общего. Такие явления наблюдаются и во многих других обществах, например в американском. Там есть сторонники Трампа и сторонники демократов.
– Кого еще на польской политической сцене, кроме "Права и справедливости", можно назвать популистами?
– Феномен популизма заключается также в том, что он заразен. Если в какой-то стране, в какой-то политической системе появится одна популистская партия, один такой лидер, то это сразу же приводит к тому, что не только его сторонники, но и противники начинают вести себя подобным образом. Популизм так сильно снижает уровень общественной дискуссии, ожесточает риторику политиков, что они просто отказываются прибегать к другому оружию. Трудно не принять правила этой игры. Обычно поведение популистов приводит к изменению их противников. В Польше партия "Право и справедливость" победила благодаря популистским приемам и продолжает править, сохраняя им верность.
Смотри также Мятеж "конфедератов". В Польше набирает силу антиукраинская партияПодобным образом ведет себя и крайне правая "Конфедерация", которая обращается к другому избирателю, но не чурается популистских слоганов. Какое-то время назад к популистским приемам обратилась и Гражданская коалиция – самое сильное оппозиционное движение, во главе которого стоит Дональд Туск. Он когда-то называл себя "центристским популистом", то есть просвещенным популистом. Его партия не пытается противопоставить простым, а иногда и грубым слоганам ПиС изысканные рассуждения о реформах публичной политики, а использует точно такой же язык. Когда ПиС предлагает повысить ежемесячные пособия на каждого ребенка, так называемые "500+", до 800 злотых (более 175 евро) в месяц, Туск сразу же заявляет: "Хорошо, только зачем тянуть и делать это в следующем году? Давайте сделаем это уже сейчас". Он пытается победить партию ПиС ее собственным оружием. Поэтому можно сказать, что и оппозиция превратилась в популистов.
Можно сказать, что и оппозиция превратилась в популистов
– В сентябре крупнейшие польские СМИ – Gazeta Wyborcza, Rzeczpospolita и Onet – сообщили о коррупционном скандале, в который замешаны чиновники министерства иностранных дел Польши и сотрудники польских консульств. По данным изданий, десятки тысяч мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока покупали польские визы через фирмы-посредники, сотрудничающие с польскими дипломатическими представительствами. Спикер Сената Томаш Гродзкий в своем телеобращении окрестил визовый скандал "самым большим скандалом XXI века". Несмотря на этот и десятки других скандалов, поддержка ПиС не падает. Почему общество на это не реагирует?
– Это феномен, который мы наблюдаем c самых истоков "Права и справедливости". Складывается впечатление, что ПиС устойчив к скандалам, это "тефлоновая" партия. Скандалов, в которых замешаны министры и самые важные политики "Права и справедливости", было сверх всякой меры. Это не обошло стороной и самого председателя партии Ярослава Качиньского, и премьера Матеуша Моравецкого. Несмотря на это, редко случается, чтобы какой-либо политик ПиС был отправлен в отставку. Никогда не возникала тема отставки правительства в целом или хотя бы публичных извинений.
Дело в том, что у ПиС есть два электората: первый – идейный, даже фанатичный, который идентифицирует себя с Качиньским и его партией. Этот электорат обычно состоит из людей старшего возраста, которые придерживаются традиционных ценностей. Они напуганы скоростью и направлением изменений жизненного уклада в Польше, переменами в сфере ценностей: либерализацией, секуляризацией, уходом многих поляков из католической церкви, большей свободой поведения, равноправием полов, толерантностью по отношению к ЛГБТ-сообществу. Все это пугает старших избирателей, которые горой стоят за ПиС.
Второй электорат более условный, "договорной". Это те, кто не разделяет ценности ПиС, не согласен с идеологией этой партии, даже не любит ее и ее лидеров, но получает личную выгоду благодаря социальным программам, которые инициировал ПиС: "500+", дополнительные пособия для пенсионеров. Один из этих электоратов устойчив к скандалам, потому что он в них не верит. Второй верит, потому что он ничего хорошего от ПиС и не ожидал, но голосует за эту партию из собственной выгоды. ПиС устойчив к скандалам, потому что его электорат устойчив к правде, потому что он частично фанатичен, а частично – циничен и не питает никаких иллюзий. Второй электорат консерваторов и не рассчитывал на честность политиков, он понимал, что они будут воровать, как и все, но при этом будут делиться. В этом и заключается успех "Права и справедливости".
– Парламентские выборы в Польше пройдут уже в это воскресенье. Как вы думаете, ПиС останется у власти?
– Мы не можем сейчас этого сказать. Можно приблизительно оценить результат, на который может рассчитывать ПиС, – 30–35 процентов. Однако многое зависит от результатов других партий. В Польше не удалось объединить оппозицию. Демократическая оппозиция идет на эти выборы несколькими "отрядами". Самый большой, во главе которого стоит Дональд Туск, – это Гражданская коалиция. Она может рассчитывать на поддержку, которая приближается к уровню поддержки ПиС. По некоторым опросам, это до 30% голосов. Также есть Левые, уровень поддержки которых – около 10%. Наконец, "Третий путь" с поддержкой на уровне 10% или меньше. Кроме того, отдельно стартует крайне правая "Конфедерация". В результате, сможет ли Качиньский и ПиС удержать власть, зависит в первую очередь от результатов "Третьего пути" – самого слабого отряда демократической оппозиции. Если они не получат больше 8%, то не войдут в парламент. В таком случае оппозиции не хватит голосов, чтобы сформировать правительство. Тогда его сформирует "Право и справедливость" в коалиции с "Конфедерацией". От результатов "Конфедерации" будет зависеть, сможет ли ПиС получить большинство или нет. Самостоятельно ПиС по итогам этих выборов большинство сформировать не сможет.
Самостоятельно ПиС по итогам этих выборов большинство сформировать не сможет
– Марши 4 июля и 1 октября, которые были организованы Гражданской коалицией, демонстрируют солидарность сторонников оппозиции, но достаточно ли этого для мобилизации электората? Со стороны кажется, что ПиС уже победил и заставил оппозицию играть на своем поле, использовать свои нарративы. Вместо того чтобы продвигать свою повестку, Дональд Туск комментирует повышение социальных выплат, которые ввело правительство "Права и справедливости", ситуацию на польско-белорусской границе, нелегальную иммиграцию и так далее.
– Я считаю, огромная ошибка демократической оппозиции в Польше – то, что она не объединилась. Объединенная, она бы лидировала в опросах, ее бы воспринимали как лидера, она бы задавала темп кампании, имела агентность, как говорят социологи. А ПиС был бы реактивной стороной, подстраивающейся, отвечающей на предложения оппозиции. Это бы имело совершенно иное психологическое воздействие. Всегда есть группа избирателей, которая хочет голосовать за лидера, хочет поддерживать победителей. Те, кто лидируют в опросах, получают некую премию. Однако марши, о которых вы вспомнили, в некоторой степени выполняют задачи совместного выдвижения кандидатов оппозиции на выборах. Они привлекли множество избирателей не только Гражданской коалиции, но и сторонников Левых, "Третьего пути". Эти марши показали избирателям оппозиции, насколько их много. Кроме того, во время маршей представители демократической оппозиции не конкурировали друг с другом, а демонстрировали единство. Это может стать переломным моментом. После марша 1 октября опросы показывают улучшение результатов оппозиции. Впервые за долгое время появилась возможность, что результат выборов в Польше может быть в пользу оппозиции.
– После 24 февраля 2022 года поляки массово принимали беженцев из Украины и всячески им помогали. Однако еще в ноябре прошлого года в своем докладе "Поляки за Украину, но против украинцев", который вы подготовили со Славомиром Сераковским, вы обратили внимание на изменение отношения поляков к украинцам. Ухудшается ли оно и дальше из-за зернового конфликта, жесткой риторики ПиС и резких высказываний украинских властей в адрес Польши?
– Я не располагаю столь свежими данными, чтобы сказать, изменились ли настроения польского общества в самое последнее время. Многое указывает на то, что да. Мы писали, что, несмотря на то что большинство поляков в первые недели и месяцы после начала полномасштабной агрессии России против Украины оказало поддержку беженцам из Украины, в длительной перспективе преобладает опасение касательно того, достаточно ли богато польское государство, чтобы обеспечить потребности и польских граждан, и нуждающихся в поддержке граждан Украины. То есть хватит ли средств, чтобы обеспечить каждому доступ к медицинской помощи, место в детском саду, в школе и так далее. Это опасение, которое подогревается популистскими политиками, становится угрозой, бомбой замедленного действия. Мы говорили об этом, обращали внимание, что не нужно закрывать на это глаза, надо как можно быстрее начать об этом говорить и решать проблемы. Не стоит играть на этих настроениях. Однако все выглядит так, что крайне правая "Конфедерация" как раз обратилась к этим аргументам. В последнее время и партия "Право и справедливость", боясь, что может проиграть выборы, начала разыгрывать антиукраинскую карту. Охладились отношения с правительством в Киеве. До этого мы были самым важным союзником Украины и адвокатом ее интересов на международной арене. Я надеюсь, что это изменение временное и оно связано с выборами, потому что в целом в интересах Польши поддерживать Украину.
Смотри также Зерно раздора. Чем закончится конфликт Украины и Польши– Что может уберечь Польшу, и не только Польшу, но и другие страны, от популизма? Есть ли какой-то универсальный рецепт?
– В нашей книге "Общество популистов" мы показали, что главной причиной, по которой популизм легко прижился в Польше, Венгрии или в других странах Центральной и Восточной Европы, является отсутствие доверия граждан друг к другу, к государственным учреждениям и к власти. Поэтому "партия наличных" побеждает "партию реформ". Люди попросту не верят в обещания правительства создать такие же системы образования и здравоохранения, как, допустим, в скандинавских странах. Никто не согласится на повышение налогов ради этой цели, потому что никто не верит, что правительство способно улучшить сферу общественных услуг до такой степени. В связи с этим никто не хочет платить налоги. Но если человек не платит более высокие налоги, то нет средств, чтобы улучшать эти сферы. Это замкнутый круг. Вторая причина – отсутствие либеральной традиции в этих странах, понимания таких основ, как права меньшинств, независимая судебная система, а не только свободные выборы. Повышение доверия и усиление гражданского общества могут стать прививкой против популизма. Конечно, это невозможно реализовать за пару недель или месяцев. На это потребуется длительное время, но инвестиции в культуру, образование могут спасти от возврата к популизму в будущем.