"Патриот до последней минуты". Соцсети об автобиографии Навального

Алексей Навальный

22 октября вышла в свет автобиография Алексея Навального под названием "Патриот". Книга одновременно опубликована в 36 странах на 26 языках, в том числе на русском, но в российских книжных магазинах ее пока искать не стоит.

Алексей Навальный начал писать мемуары на лечении в Германии после отравления "Новичком" и продолжал работать над ними, оказавшись в российской тюрьме. Выход книги заставил многих снова задуматься о потере, которую понесло в его лице российское общество.

Константин Сонин

Алексей начал писать свою книгу вскоре после того, как выжил после первого покушения на его жизнь в августе 2020 года. Тогда его отравили в Томске агенты ФСБ – масштаб операции, в которой участвовали десятки высокопоставленных офицеров, ясно указывает на прямой приказ с самого веха. Благодаря смелости и умению местных врачей, быстро реакции команды Навального и международному резонансу, он выжил, хотя жизнь его висела на волоске. Книга начинается с мрачных страниц истории этого покушения и борьбы за жизнь, а затем книга погружается в историю жизни Алексея – одновременно обыденную и удивительную.
Полноценное расследование той попытки отравления не вошло в книгу, хотя это, вероятно, было бы увлекательным чтением. Сам Алексей возглавил расследование – как он мне тогда написал, это было похоже на изучение производства колбасы, со всеми его малоприятными подробностями. Его команда тогда не только раскрыла всю схему работы убийц из ФСБ – с их именами, домашними адресами, резюме и маршрутами передвижений. Алексей даже позвонил одному из исполнителей, притворившись его начальником, и заставил подробно рассказать обо всех деталях "производства колбасы" – того самого отравления.

Навальный, как раньше Немцов, был всем тем, чем не был Путин

В феврале 2021 года, едва оправившись после покушения и написав половину мемуара, Алексей вернулся в Россию, чтобы вести своих последователей – куда? Его арестовали сразу по прибытии, и остаток жизни он провел в тюрьме, в постоянно ухудшающихся условиях, где подвергался пыткам и унижениям. Сначала задача была сделать его больным и несчастным, сломить дух и заставить замолчать – прекратить поток сообщений, к которым прислушивались миллионы людей. Затянувшаяся, кровавая и затратная война с Украиной и ухудшение ситуации внутри, усиление репрессий и массовая эмиграция – это всё вместе подтолкнуло Путина к более решительным действиям. Навального перевели в тюрьму на далёком севере, арестовали его адвокатов, чтобы заблокировать доступ к информации и убили в феврале 2024 года.
Некоторые комментаторы объясняют личную ненависть Путина к Навальному какими-то персональными причинами. Путин не мог заставить себя произнести его имя вслух. Конечно, Навальный, как раньше Немцов, был всем тем, чем не был Путин – высоким, сильным, умным, храбрым, красноречивым. Путин, физически трусливый, малообразованный, лишенный чувства юмора, должен был постоянно чувствовать себя униженным на фоне роста популярности Навального. Но я думаю, что дело было не в личном – Навальный был политическим гением, человеком, который мог говорить с людьми далеко за пределами круга традиционных российских либералов. Его способность одновременно видеть Россию в исторической перспективе, сильной и большой, но и мирной, счастливой, более честной и более доброй делала его популярным среди полицейских, в армии и среди мелких чиновников, что представляло реальную угрозу для власти Путина. Чтобы удержать власть, Путин и его ближайшее окружение совершало вещи и похуже, чем убийство политических оппонентов, так что не думаю что там было много колебаний, прежде чем отдать распоряжение об убийстве.

Алексей оставался воином света, лучом в темном царстве

К счастью, в мемуарах не так уж много упоминаний непосредственно о Путине или какой-то конкретной нечисти. Тюремные главы состоят из записок, которые Алексей передавал из тюрьмы, несмотря на все попытки заставить его замолчать. Из камер и залов апелляционных судов он смело и твердо выступал против преступного вторжения в Украину, войны, которую Путин начал в феврале 2022 года, против политических репрессий, которые превратили Россию в полицейское государство, и в защиту своих многочисленных последователей, оказавшихся в тюрьмах, подвергшихся преследованиям или изгнанию. Несмотря на все это – жестокие условия, навязанную изоляцию, проблемы друзей и сторонников – то, что Алексей оставался воином света, лучом в темном царстве, лидером и патриотом до самой последней минуты – это видно в каждом слове его мемуара.

Наталья Геворкян

Я подумала, что на всех иностранных языках книгу Навального надо продавать во всех форматах, на русском же надо предоставить возможность покупки бумажной версии, а в электронном выложить ее бесплатно в открытом доступе с возможностью для всех желающих, прежде всего в России, ее прочесть. (Судя по валюте, в которой указана цена на покупку книги сейчас, в России она вряд ли доступна.) Возможно, позднее так и сделают. Надеюсь.

Один из первых рецензентов книги, писатель Михаил Зыгарь, назвал ее "Евангелием от Мессии".

"Это книга в очень понятном жанре. Это Евангелие. Оригинальное Евангелие было написано две тысячи лет назад Лукой, Марком, Матфеем и Иоанном. Для новой российской версии евангелисты не понадобились. Оттого читать его еще страшнее. Это Евангелие от Мессии – книга о том, как человек осознанно идет на смерть. По пути он терпеливо объясняет, зачем это делает, как к ней готовится – и как ее победил.

Книга начинается со слов "Умирать было совсем не больно". С одной стороны, мы понимаем, что автор, то есть Алексей Навальный, так шутит. С другой – мы знаем, что с автором, то есть с Алексеем Навальным, в итоге произошло", – пишет Зыгарь.

Такую же аналогию проводит политолог Федор Крашенинников:

Читаю книгу Навального и параллельно, для языковой практики, евангелие на нидерландском. Удивительное созвучие: в обоих случаях известно, что случилось в итоге с главным героем. В обоих случаях, это не портит книгу, а делает ее глубже.

С автобиографией Навального сфотографировалась Сара Джессика Паркер, исполнительница роли Кэрри Брэдшоу в сериале "Секс в большом городе", – фото со съемок продолжения сериала опубликовал британский Vogue. Неизвестно, читает ли эту книгу героиня сериала либо сама актриса. Снимок стал поводом для споров в блогах: некоторые комментаторы огорчаются превращению мемуаров погибшего политика в модный аксессуар или считают, что актриса снялась с книгой не бесплатно, другие радуются, что об автобиографии Навального благодаря этому узнает больше людей.

Вера Афанасьева

Удивляют те, кому по душе книга Навального в руках Сары Джессики Паркер.
Как-то это… чтобы помягче… неправильно.

Михаил Козырев

Книга замученного в колонии Алексея Навального в руках у героини "Секса в большом городе".
Мир беспощадного продакт-*****-плейсмента.
Маркетологи пленных не берут.
И покойникам не будет покоя…

Рустем Адагамов

Кэрри Брэдшоу современная женщина, в курсе политических событий, ее интересует книга Навального, что тут не так?

Иван Филиппов

...действительно, как может Сара Джессика Паркер, которая подписана в инстаграме на аккаунты Алексея Навального, Юлии Навальной и Марии Певчих бесплатно держать книгу, которая первое место на Amazon по продажам. вероятно и Марк Руффало и Эдвард Нортон, которые про Алексея многократно высказывались тоже делали это за деньги. какой однако у ФБК огромный бюджет, что таких звезд покупать могут.

Саша Барто

Алексей никогда слишком серьезно к себе не относился – так зачем сейчас соблюдать какой-то несуществующий церемониально-чинно-трагический протокол?

Круто, что политика пробралась в "бабский сериал"

Я почему-то уверена, что если бы он увидел эту фото – он бы обрадовался. Черт, это так круто! Это же победа добра над нейтралитетом! Это же политика пробралась в пространство, в которое важным государственным мужам брезгливо заглядывать – политика пробралась в "бабский сериал", который смотрят их жены.

Катя Федорова

...Пусть с книгой Навального ходит хоть Кэрри Брэдшоу, хоть Бритни Спирз, хоть кто угодно в розовом, стразах и перьях, если это привлечет больше людей узнать о нем, других политзаключенных и репрессиях в России в целом и может даже вдохновит их что-то сделать или сказать по этому поводу без страха, что их слова и попытки обесценят те кто лучше знает как делать это правильно и достойно. Толку от этого как мне кажется может быть куда больше чем от форумов где одни и те же умные важные дяди собираются послушать звук своего голоса по кругу уже много много лет.

Фото Сары Джессики Паркер охотно критикуют и в провластных блогах.

Роман Антоновский

Пендосские политтехнологи пытаются искусственно сделать эту книжонку бестселлером, всовывая в руки селебам и лидерам мнений.

Думаю, Сара в душе не знает, кто такой Навальный, и после срежиссированной фотосессии псевдопапарации растопит этим томиком свой камин или отдаст бомжу) то есть, главной ЦА этой книги)

Публикацию мемуаров прокремлевские авторы подают как торговлю памятью Навального.

Алексей Чеснаков

Интересно изучать, как семья и соратники Навального* продолжают политически и финансово капитализировать его историю.

Документальный фильм, снятый еще при жизни персонажа, на данный момент уже отработал свое и нужные дивиденды не приносит. Необходимо что-то новое.

Запустили продажу книги. Нужна ведь какая-то единая текстовая база из первых рук. Иначе подвисает в воздухе вся история. Это несмотря на очевидные проблемы с содержанием и авторством.
Даже у сообщества антисистемщиков остались вопросы по поводу авторства постов, которые появлялись в Telegram-канале Навального* после его возвращения в Россию. Чего уж говорить о представленной биографии, которая якобы написана самим Навальным*.

Однако обычная логика эксплуатации бренда в коммерческих целях всегда одна и та же. Данный случай – не исключение. Мерч уже давно был, документалка – была, теперь книга.

Критические отзывы встречаются и в оппозиционных блогах. Название книги считает неудачным Игорь Эйдман:

Сейчас патриотический дискурс из маргинального стал государственным. Нынешняя урапатриотическая пропаганда опирается на многолетнюю имперско-шовинистическую традицию, укоренившуюся ещё во времена Николая 1, если не раньше. Русский патриотизм (опять-таки с романовских времен) был тесно связан с имперством. Даже либеральные патриоты (Милюков, например) бредили имперскими захватами, Константинополем, проливами и т.д.

Во время перестройки слово "патриот" четко ассоциировалось с охранительными силами

Иным русский (российский) патриотизм не был и вряд ли может быть. Недаром во время перестройки слово "патриот" четко ассоциировалось с охранительными силами, а сторонники освобождения от тоталитаризма называли себя демократами и противостояли "патриотическому движению".

Бессмысленно изобретать какой-то "хороший" российский патриотизм в противовес нынешнему плохому провластному – искусственный продукт никогда не сможет составить конкуренцию натуральному, коренящемуся в умах и в веках. Любой русский патриот, придя к власти, будет сторонником сохранения и по возможности расширения империи, как и предписано в этой традиции.

Команда Навального выбрала заведомо провальный образ и направление позиционирования своего покойного лидера (в российском политическом контексте, для продажи книги в США это, наверное, правильный маркетинговый ход). Реальные "русские патриоты" никогда не признают западника и противника войны против Украины Навального своим. У них другие кумиры: у кого-то Путин, у кого-то Пригожин или Гиркин. А либеральных, антиимперских, демократически настроенных россиян такое позиционирование может только оттолкнуть.

Но, судя по другим отзывам в соцсетях, большинство либерально настроенных россиян название книги не оттолкнуло.

Аббас Галлямов

Не знаю, кто придумал назвать мемуары Навального словом "Патриот", но это было очень правильное решение. Скепсис в отношении режима достиг уже такого уровня, когда можно начинать ставить в повестку вопрос о том, насколько правомерными являются попытки властей узурпировать понятие "патриотизм". Всё большему числу людей становится очевидным, что реальными патриотами являются совсем не те, кто так себя называет.

Многие пишут, что уже заказали автобиографию либо готовятся ее прочесть.

Татьяна Струкова

Смешанные чувства: и больно и радостно одновременно. Радостно, что эта книга вышла в свет и ее прочтут миллионы. А больно от того, что ее презентует не сам Алексей 💔

Андрей Пивоваров

Мы, к сожалению, больше не услышим новых мыслей, проектов и обращений Алексея Навального, поэтому его книга представляет особенную ценность для тех людей, кому демократическая Россия и изменения в нашей стране важны. Я приобрету её, как только будет такая возможность.

Ольга Тимофеева

(На самом деле, умереть не было больно). Так начинается "Патриот" 🖤
Оказалось, очень больно, ему и нам.
Долгожданная книга Алексея Навального в Италии. Не могла не купить, хотя ко мне уже летит русское издание. Пусть миллионы людей купят эту книгу и прочтут.
Алексей Навальный, помним, любим. И не сдаемся. Делаем пусть маленькие, но важные шаги к свету. Чтобы не презирать себя потом.

Анна Монгайт

Большой компанией заказали книгу Навального на русском и с нетерпением ждем. Завидую Мише Зыгарю, который прочел ее одним из первых для рецензии, и Сарре Джессике Паркер, которая уже отхватила где-то этот главный must have сезона. Хочется еще раз почувствовать Навального живым и наполниться надеждой, которую пока никто кроме него не может мне дать, к сожалению. А вы уже заказали книгу?

Ольга Бешлей

Бог знает, какие ещё обстоятельства, уникальные качества и внутренние метаморфозы привели веселого человека к мученической смерти.
В конце концов, мы можем вывернуть всю историю по-другому: ведь есть же небезосновательное представление, что больше всего смеются и шутят люди, которые боятся заглянуть за свой смех и увидеть там непрожитое горе, одиночество, слезы.
Что если мы не знаем настоящего Навального, потому что он отшутился от самого себя? И положил свою жизнь на, предположим, алтарь нарциссических стремлений к величию. Ведь мы не раз видели и признанных святых, чья жизнь вызывала такие вопросы (Мать Тереза, к примеру).
Я не знаю и поэтому хочу прочесть его книгу.
А когда-нибудь – я надеюсь – и подробные воспоминания его детей.
Человек это, безусловно, уникальный, и пока для нас он ещё человек, а не памятник, название улицы или глава в учебнике, я хочу понять, есть ли во мне место для хотя бы одной десятой его смелости и должна ли я всеми силами её искать, сколачивать из подручных средств, чтобы будущее, может быть, стало чуть менее ужасным хотя бы в нашем воображении?
Или я могу разрешить себе моё выстраданное, эгоистичное счастье маленькой жизни?
Вопросы эти, впрочем, поставила не смерть Навального, а само время. Где каждому из нас теперь нужно заново выбрать себе место.

"Я мечтаю, чтобы эту книгу прочитали как можно больше людей, потому что мне кажется, что каждый узнает об Алексее что-то новое. Посмеется и поплачет. Он был такой классный: сильный и смелый, добрый и веселый. Самый лучший. И самый родной", – написала вдова политика Юлия Навальная в соцсети X.