На канале НТВ закончилась демонстрация 14-серийного сериала "ГДР", которую уже громко назвали "главной премьерой года". В предваряющих титрах говорится, что фильм является "художественным произведением, основанным на реальных событиях", но по факту художественный вымысел авторов едва ли не полностью вытесняет реальность. И этот вымысел выглядит даже не столько как художественный, сколько как подчеркнуто идеологически-доктринальный.
Но когда сегодня какой-то фильм стремятся подверстать под ту или иную идеологию, неизбежно выходит комедия. С сериалом "ГДР" получилось именно так. Стремление авторов идеализировать одних героев и демонизировать других просто ломает реальную картину мира, какой она была, и подменяет действительную историю фантастическими нарративами. Но, возможно, такую задачу они перед собой и ставили. В России замечательно научились "переписывать историю", в чем постоянно обвиняют другие страны.
Кагэбэшники показаны как благородные рыцари без страха и упрека
Например, Матиас Руст в этом фильме везет с собой на своей маленькой "Сессне" чемодан с биологическим оружием. Американцы и восточные немцы не находят более удобного места для обмена секретными предметами, чем Москва. Музыканта Джека Эванса (прототип Дина Рида) убивают на съемочной площадке фильма про индейцев и ковбоев.
Берлин 1989 года показан как арена тотальной войны спецслужб – КГБ, "Штази" и ЦРУ. Они все охотятся за архивом бывшего главы "Штази" Маркуса Вольфа, который не хочет отдавать его никому. Кагэбэшники, конечно, показаны как благородные рыцари без страха и упрека. Сотрудники "Штази" вызывают вопросы – они смеют задерживать советских "старших коллег". Ну а церэушники – это просто дьяволы во плоти: они берут заложников и пытают их.
Кстати, такой заложницей оказывается жена главного героя – советского разведчика Александра Нечаева. Хотя он в конце концов ее вызволяет, отношения между ними довольно прохладны. Нечаев – сексуальный мачо и увлекается активисткой РАФ Ингрид. Слишком очевидно, что авторы фильма стремились изобразить в этом герое Владимира Путина своего времени. Он должен быть круче Джеймса Бонда.
Впрочем, иногда этот образ становится коллективным. Коллега Нечаева Константинов стреляет в воздух из пистолета во дворе советского учреждения в Дрездене, стремясь остановить толпу демонстрантов. Это абсолютно прямая цитата из мемуаров Владимира Путина.
Смотри также Владельцы заплесневевших дворцов. Путинизм и логика мафииКонспирология для спецслужбистов – профессиональное заболевание
Другая линия фильма происходит в московском Кремле. Там Раиса Максимовна бесконечно поучает Михаила Сергеевича. Кстати, в российских фильмах Горбачёвы показаны впервые. Но показаны с заведомой иронией, которая превращает портрет в карикатуру. Михаил Сергеевич в фильме гораздо полнее, чем был в реальности, его знаменитое родимое пятно занимает едва ли не полголовы, и говорит он с ярко выраженным ставропольским акцентом. А Раиса Максимовна, которую многие помнят как весьма элегантную даму с тонкими вкусами, здесь показана как советская домохозяйка с растрепанными волосами и густыми синими тенями на веках.
Присутствует в фильме также тогдашний министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. И он тоже поучает Горбачёва всему – как объединять Германию и даже как строить новый Союзный договор. В целом фильм отлично отрабатывает давний пропагандистский шаблон ельцинской эпохи – мол, Горбачёв был абсолютно нерешительным политиком, подверженным любым влияниям. Вот только непонятно – зачем он начал перестройку?
Единственными "истинными патриотами" оказались сотрудники КГБ
Кстати, Борис Николаевич Ельцин – тоже один из героев фильма. И вот его образ авторам удался – и с дикцией, и с манерой поведения. Хотя они немного попутали времена. В фильме все-таки речь идет о событиях 1989 года, а у них Ельцин уже рассуждает под коньячок о будущей "великой России". В реальности это началось только через год, но перестроечное время шло быстро…
Особенно замечательная сцена – когда Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна слушают с домашнего кассетника песню "Перемен!" и спорят, не пора ли дать Виктору Цою звание заслуженного артиста СССР. А с римским папой Иоанном Павлом II Горбачёв обсуждает средневековые пророчества о мессиях, что только добавляет комедийности сюжету.
В итоге зритель подводится к выводу: это не политика Горбачёва привела к падению Берлинской стены, а он просто "прошляпил" этот момент, чем подыграл "нашим геополитическим соперникам". Единственными "истинными патриотами" оказались сотрудники КГБ, но тогда они не смогли ничего спасти из-за "предательских настроений" в верховной власти.
В финальной серии Нечаев доставляет Горбачёву кассету с записью диалога Рейгана, Буша и Коля 1985 (!) года, где они уже тогда обсуждают объединение Германии. И Михаил Сергеевич впадает в несвойственную ему истерику – мол, всё решили без него. Но на самом деле реальность такого диалога весьма сомнительна. Какое "объединение Германии" они могли обсуждать в 1985 году, когда в СССР еще даже не прозвучало слово "перестройка"?
В целом сериал оставляет двойственное впечатление. Технически он снят весьма профессионально, "экшн" захватывает и не отпускает до финала. Но вот содержательно это наглядный пример абсолютно конспирологического мышления. Мол, историю двигают не идеи, а только чьи-то тайные заговоры.
И неудивительно, что сегодня в России снимаются именно такие сериалы. Конспирология для спецслужбистов – это профессиональное заболевание. А когда они приходят к власти, они заражают конспирологическими подозрениями всё общество. И эпоха перестройки, которая в свое время освободила и раскрепостила людей, начинает им теперь казаться опасным "хаосом", который подстроили какие-то "враги".
Впрочем, в сериале есть одна очень интересная сюжетная линия. Самый конспирологичный генерал КГБ, который подозревает главного героя в "предательстве", в итоге сам оказывается вражеским "кротом".