Плохой Слепаков и хорошие студенты

Владимир Путин, студенты и Семен Слепаков. Коллаж

1. "Баю-бай, баю-бай, все враги подохнут, а мы попадём в рай". "Колыбельная" Семена Слепакова как повод для лишения российского гражданства.
2. "Я хочу работать в ФСБ!" Какими мечтами поделились московские студенты с Владимиром Путиным?
3. "...Деформация исторической памяти, негативная оценка

значительных периодов отечественной истории, рост индивидуализма..." Президент РФ меняет "Основы культурной политики", потому что россияне портятся.

В эфире: Виталий Манский, Артур Соломонов, Артемий Троицкий. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.

Видеоверсия программы

Елена Рыковцева: Хорошие студенты, которые встречались вчера с Владимиром Путиным на площадках Московского государственного университета, исключительно хорошие люди, которые радовали его своими вопросами, и плохие артисты, которые постоянно огорчают и Путина, и политиков, сосуществуют в одном информационном, медийном и даже порой географическом пространстве. Мы посмотрим сюжет про главного опального героя последнего дня – это Семен Слепаков, хорошо вам известный, которого требуют лишить российского гражданства за очередную песню. Артур Давлетшин, наш корреспондент, подготовил хронологию творчества Семена Слепакова.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Творческий путь Семёна Слепакова

Виталий Манский: До войны, до 2014 года мы все говорили: кто такая власть?! Деньги государственные – это не государственные деньги, это деньги налогоплательщика, и так далее. А что сейчас пытаются сказать те, кто снимает кино на государственные деньги? Дескать, мы дистанцированы от того, другого, пятого, мы снимаем кино про глубинные человеческие переживания (мы знаем все эти тексты, поэтому не будем лишний раз цитировать). Нет, друзья мои, сейчас идет война, и ты либо с одной стороны линии фронта, либо с другой, посередине уже нельзя.

Слепакова лишают гражданства? Окей. И многих других пусть лишают гражданства! Я, кстати, за то, чтобы лишали гражданства, пусть меня лишат гражданства. Я презираю эту войну, я презираю эту власть, называю ее преступной, захватившей, оккупировавшей Россию. Говоря это, я понимаю, что за это могут и должны быть последствия.

Сейчас идет война, и ты либо с одной стороны линии фронта, либо с другой, посередине уже нельзя

Но, с другой стороны, у меня буквально в эти дни разгорелся в фейсбуке спор с моими российскими коллегами в результате того, что национальная премия кинопрессы и кинокритики "Белый слон" объявила, что ставит себя на паузу в ситуации войны. А я сказал: все, что там происходит, – фестивали, где по-прежнему звучат фанфары, льется шампанское, награждают друг друга призами (пусть даже за достойные картины), а потом и агентства, и люди выкладывают фотографии в фейсбуке, как все прекрасно, – все это аморально сегодня, нужно все это закрыть. Самим закрыть, не власть должна закрыть, а люди, которые все это репродуцируют, должны поставить все это на паузу.

Смотри также Как не сойти с ума

Мне стали рассказывать, что нет, я не прав, это отдушина. Один из моих коллег пишет: а вот завтра состоится премия "Золотой орел", – дескать, все по расписанию. Так вот, я считаю, что те люди, которые завтра пойдут на премию "Золотой орел"… Это же все будет публично, Первый или Второй канал покажет трансляцию, все агентства опубликуют фотографии с красных дорожек. Всех этих людей нужно коллективно занести в санкционный список, перекрыть им въезд куда-либо за пределы той страны, где они в момент преступлений государства идут на премию, которую организует лично человек, являющийся идеологом этой войны. Чтобы, идя на эту премию, они четко понимали, что никакие разговоры про то, что это, дескать, профессиональная индустриальная премия, какое-то жюри что-то определяет… Сейчас такого нет и быть не может. Сейчас мы живем в другом мире, и все люди должны отвечать за свои слова. Я эмигрировал из страны, бросил свой дом, оставил все, и я определенным образом отвечаю за свою позицию. Но и люди, которые находятся внутри страны, тоже должны отвечать за свою позицию.

В этом смысле, если возвращаться к Слепакову, ничего страшного, парень долго работал на "Газпром", понял, что неправ, выступил со своей позицией.

Виталий Манский

Елена Рыковцева: Я просто никак не могу понять, как всего за год люди привыкли к тому, что им нельзя думать не так, как им сказано 24 февраля 2022 года.

Виталий Манский: Как можно сказать "нельзя думать"? Думающему человеку такое сказать невозможно по определению.

Елена Рыковцева: Песня Слепакова – это же его мысли. Нельзя такие мысли. Война – значит, нельзя, будет расплачиваться за это.

Виталий Манский: Конечно, это нормально.

Я презираю эту войну, презираю эту власть, называю ее преступной, захватившей, оккупировавшей Россию

Елена Рыковцева: С нами Артур Соломонов. Артур, что вы думаете об этом? Вы, кстати, удивились сегодня, что со Слепаковым что-то происходит, как я поняла, вы не знали об этой истории.

Артур Соломонов: Я еще не успел, ведь сейчас период травли одного, другого, третьего, четвертого человека, принадлежащего к культуре, искусству, массмедиа, – это так часто происходит, что я только от вас узнал про травлю Слепакова. Но при этом я помню, как он осудил протесты за то, что добро становится еще злее. Это помнят, наверное, все, кто следил за безусловно талантливым человеком Слепаковым.

Та тема, которую затронул Виталий, очень существенна. Буквально вчера тоже в фейсбуке я читал по поводу вышедшего фильма "Квартет И". Основные люди, создавшие его, – это одесситы, они создают по новой развлекательную комедию "О чем говорят мужчины". Насколько это вообще правильно делать сейчас, насколько индустрия развлечений и досуга может в принципе перестать делать вид, что ничего не происходит? Это же в каком-то смысле довольно преступное поведение! С другой стороны, мне сразу многие говорят, что надо кормить детей, индустрия должна существовать, не может пекарь перестать печь, не может актер перестать играть, а комик не может перестать смешить. Пекарь, конечно, не может перестать печь, а вот люди, которые публично занимаются развлечениями, должны сейчас все-таки иметь в виду страшную катастрофу, в которой мы все находимся.

Артур Соломонов

Люди, которые публично занимаются развлечениями, должны иметь в виду страшную катастрофу, в которой мы все находимся

Виталий Манский: Эти ребята из "Квартета И" родом из Одессы, которые продолжают снимать свои фильмы, морально поступают очень нечистоплотно. То, что они делают, просто неприлично, непорядочно. Что бы они ни делали (я не могу обсуждать качество их продукта), сама их деятельность непорядочна. Кстати, если опираться на уже сказанное в нашей программе, что, дескать, певец должен петь, – да, но если каждый продолжает делать то, к чему он призван, тогда, господа, не нужно удивляться, что солдат продолжает воевать и убивать. То есть тот образ солдата: "идет солдат по улице, пуговицы в ряд", – это уже не тот солдат. Мы сейчас находимся в ситуации войны, и солдат сейчас не ходит, улыбаясь, по улице, пуговицы в ряд, он сейчас в окопах воюет и убивает граждан другого государства, он сейчас является преступником. Если этот солдат увидит, что музы замолчали, певцы перестали петь, актеры перестали играть, фильмы перестали сниматься, может быть, тогда он почувствует, что что-то в мире изменилось, что-то не так. А сейчас все нормально, все окей, пекарь печет хлеб, продавец его продает, певец это озвучивает, а он воюет, и у него нет внутреннего конфликта.

Художники, которые всегда на авансцене, более заметны, чем истопник и пекарь, ведь эти люди производят свой продукт где-то в закрытых цехах, а артисты на сцене, в эфире, в медиа, в огромных концертных залах. И этим своим присутствием они легитимизируют ту самую войну, про которую общество должно понять, что она нелегальна. Ответственность художника куда более высока. Поэтому вся эта риторика, что я снимаю сериалы, в которых рассматриваются какие-то гуманитарные проблемы, пубертатные периоды, межполовые отношения, что угодно, вообще, фантазии о чем-то… Я в данном случае, живя не в России, немножко превращаюсь в "сам я Пастернака не читал, но скажу". Но я скажу: каким бы прекрасным ни был фильм "Чебурашка", который собрал в прокате пять миллиардов рублей, понятно, что он их собрал, потому что нет "Аватара", нет никакой конкуренции. "Чебурашка" – единственное, что можно посмотреть в кинотеатре, даже не посмотреть, а просто согреться, зайдя в теплое помещение, провести вечер с девушкой – это ведь была одна из мотивационных составляющих похода в кино в России. Этот человек, снимая "Чебурашку", вольно или невольно (а в общем, вполне себе осознанно, он же в сознании это делает) работает на эту войну. Он своим "Чебурашкой" тоже делает ее легальной, продолжает некую довоенную нормальность жизни, которая уже не может быть нормальной.

Смотри также "Будет переучреждение России". Интервью с Дмитрием Быковым
Жизнь изменилась, координаты не то что сместились, а просто покатились кубарем

Елена Рыковцева: С нами Артемий Троицкий. Что вы думаете о словах Виталия о том, что эти люди, которые сейчас остаются в России, если они порядочные и хотя бы не боятся думать то, что они думают, должны накладывать на себя некие самоограничения по части съемок в веселых фильмах, по части съемок ими самими развлекательных фильмов, участия в фестивалях и так далее? Или все-таки нужно как-то жить и как-то себя поддерживать?

Артемий Троицкий: По поводу сказанного Виталием: я хочу только дополнить, что когда фильм "Чебурашка" собрал пять миллиардов рублей в прокате, с этих пяти миллиардов наверняка были уплачены еще основательные налоги российскому государству. Эти налоги пошли на ведение войны – тут помимо морально-этической стороны дела имеется еще и чисто финансовая. Я полностью согласен с Манским в том, что жизнь на самом деле изменилась, координаты не то что сместились, а просто покатились кубарем. Да, я считаю, что те люди, которые сейчас живут в России и молча хавают кровавое месиво, – это позорники. Так жить нельзя, как утверждалось в одном старом документальном фильме.

Артемий Троицкий

Елена Рыковцева: Почему они всего за год стали это есть? Не собирались же ничего этого хавать когда-то.

Люди, которые сейчас живут в России и молча хавают кровавое месиво, – это позорники

Артемий Троицкий: Во-первых, не все стали. Я категорически против того, чтобы, как любят очень многие наши люди из оппозиционно-либеральной среды, всех причесывать под одну гребенку. Скажем, тот же Семен Слепаков. Я вообще не знаток его творчества, я никогда не был на его стендап-концертах, не слышал его песен, единственное, что я видел, – это сериал "Домашний арест", очень забавный, он мне понравился. Семен Слепаков, насколько мне известно, тоже до последнего времени молчал и ничего не комментировал, сатирических и антивоенных песен не писал, а тут взял и написал такую песню, и правильно сделал, молодец. Меня не то что возмутили, а просто мне противны все эти разговоры типа: а где был Слепаков раньше? Это все похоже на разговоры "ватников": а где вы были последние восемь лет? Слепаков раньше занимался другими делами, а тут до него дошло. Более того, не только дошло, но он еще это дело откомментировал: прямо скажем, не то чтобы наотмашь, достаточно осторожно и иронично, но тем не менее смысл этой песни абсолютно понятен. Молодец Слепаков!

Или эта девушка с телевидения, Марина Овсянникова: она свершила смелый поступок, перечеркнула свою карьеру в России, она молодец. Я читаю повсюду: а где она была, эта редактор Первого канала? Это просто противно! Тем более, как правило, все эти обвинения исходят не из уст Ильи Яшина, Алексея Навального, Жени Ройзмана, людей, которые реально что-то делали, а исходят они от каких-то анонимов, которые пролеживают своими жопами диваны, глядя в интернет, и именно они оказываются самыми строгими судьями того же Слепакова, или Овсянниковой, или кого-нибудь еще из людей, которые раньше не отличались особой оппозиционностью, а тут вдруг переобулись, как это называется. Что значит "переобулись"? Тому же Слепакову теперь не дадут ни выступать, ни записываться, ни корпоративы вести, ничего. Он совершил весьма и весьма радикальный поступок. И молодец, что он это сделал! И не этим халявщикам Семена Слепакова судить.

Елена Рыковцева: Мы посмотрим сюжет. К сожалению, все увеличивается и увеличивается хроника этих санкций, которые накладывают в России на артистов, позволяющих себе думать не так, как положено на текущий момент.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Травля знаменитостей осудивших войну

Елена Рыковцева: Кстати, только что телеграм-канал "Бриф" распространил сообщение о том, что Алла Пугачева заявила, что у нее нет ничего в этой стране (России), ни квартир, ни домов, ни замков. Посмотрим опрос москвичей, которых мы спрашивали, нужно ли наказывать артистов за мысли о том, что военная спецоперация не есть хорошо.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Надо ли наказывать артистов за осуждение СВО?

Продолжение обсуждения смотрите на ВИДЕО