Иван Толстой: Ежегодно десятки тысяч христиан, в основном из стран Западной Европы, совершают паломничество к могиле апостола Иакова в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, на северо-западе Испании. Так называемый путь Святого Иакова существует уже более тысячи лет. В последние годы приобщаются к паломничеству и россияне, живущие в Испании и Португалии, а также прибывающие специально из России, чтобы побывать в одном из главных мест поклонения христиан. С рассказом о паломничестве к могиле апостола – наш мадридский автор Виктор Черецкий.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Виктор Черецкий: Сантьяго-де-Компостела стал одним из трех главных центров паломничества европейцев после Иерусалима и Рима еще в Средние века. Именно с того времени пилигримы идут в отдаленную область Испании, чтобы поклониться хранящимся там святым мощам. Напомним, что Иаков Заведеев, или Иаков Старший, брат Евангелиста Иоанна Богослова, происходил из семьи зажиточного рыбака. Он слушал проповедь Иоанна Крестителя и был одним из первых призван Христом к апостольству. Иаков был свидетелем чудес Спасителя и многое сделал для утверждения его учения. В частности, он, в соответствии с письменными источниками, появившимися, правда, лишь в VI веке, проповедовал христианство в Испании, которая в те времена находилась под властью Рима. Самая знаменитая история связана с крещением жителей Колонии Цезаря Августа, нынешней Сарагосы. Рассказывает известный в Испании путешественник, историк Луис Тобахас.
Луис Тобахас: Здесь, в Сарагосе, на апостола поначалу никто не обращал внимание. У людей были свои традиции и свои боги. Христианство, похоже, их не привлекало. В один прекрасный день Иаков, устав и даже отчаявшись от подобного отношения, вышел на берег реки Эбро, чтобы помолиться и изложить Господу свои обиды. И в этот момент к нему снизошла с небес Богородица. Она наполнила надеждой сердце Иакова: он вновь принялся убеждать людей принять учение Христа и добился своего – вся Сарагоса стала христианской. На месте, где появлялась Богородица, была сначала построена небольшая церковь, а потом возведена нынешняя грандиозная базилика.
Апостол принял мученическую смерть, когда вернулся на родину
Виктор Черецкий: Апостол принял мученическую смерть, когда вернулся на родину. Между 41-м и 43-м годом – точно неизвестно – царь Ирод Агриппа приказал его обезглавить в Иерусалиме. Согласно преданию, после кончины Иакова его останки были доставлены учениками Афанасием и Феодором в Испанию. Профессор истории Университета Сантьяго-де-Компостела Мигель Таин.
Мигель Таин: Население Испании – провинции Римской империи – было обращено в христианство очень рано. Конечно, у нас нет материальных доказательств участия в этом процессе самого апостола. Однако вера в то, что за крещением стоял именно Иаков, существует буквально с первых веков нашей эры. Если в Библии описывается мученичество апостола, то древние рукописные книги "Кодекс Каликста" и "История Компостела" повествуют о перенесении его тела в Испанию. Сначала ученики – Афанасий и Феодор – перевезли останки из Иерусалима в Яффу. Там до сих пор есть церковь, посвященная этому событию. Оттуда на корабле апостола доставили в Испанию – сначала по морю, а потом по реке Сар – в окрестности города Ириа-Флавиа, основанного римлянами и где некоторое время назад сам Иаков крестил людей. Здесь корабль привязали к камню – "педрон". Местный муниципальный округ впоследствии получил в честь этого камня слегка измененное название – Падрон. Камень сохраняется как реликвия до сих пор. Местные власти разрешили похоронить апостола на месте, где, по легенде, остановились и не сдвинулись с места, несмотря на все усилия возницы, волы, везшие телегу с останками. Апостол Иаков был погребен в мраморном римском саркофаге.
Виктор Черецкий: Прошли годы и о могиле апостола люди забыли на целых восемь веков. И это не удивляет. В те времена Испания переживала бурные потрясения: римских завоевателей сменили вестготы, а вестготов – арабы. При этом каждый новый властелин стремился уничтожить любую память, любые следы прежних хозяев полуострова. И тем не менее, могила все же нашлась.
Луис Тобахас: С годами история с захоронением святого Иакова была предана забвению. И никто не вспоминал, где покоятся останки апостола. Но в 813 году, в соответствии с легендой, свершилось чудо. Монах-отшельник по имени Пелайо и еще несколько селян увидели звездопад. При этом звезды падали в местности, где ныне находится Сантьяго-де-Компостела. Кстати, Компостела переводится как "поле звезды". Одновременно Пелайо явился ангел и повелел идти туда, куда упали звезды, чтобы найти могилу апостола Иакова. Отшельник отправился в путь и обнаружил среди развалин древнеримского селения под названием Ассегония несколько захоронений: ковчег с нетленными мощами апостола и могилы его учеников – святых Афанасия и Феодора. Папа Лев III, узнав о находке, направил в Галисию своих священнослужителей, а затем, после их возвращения, подтвердил, что речь шла именно о могиле апостола Иакова.
Виктор Черецкий: Со временем апостол был провозглашен небесным покровителем испанцев, их защитником. По преданию, в 844 году кордовский эмир потребовал от астурийского короля Рамиро в качестве дани 100 христианских дев. Возмущенный король собрал войско и выступил в поход. Однако, увидев, что арабы-мавры, собравшиеся у местечка Клавихо, во много раз превосходили его войско, он колебался и в бой не вступал. И тут ему явился Святой Иаков, повелев начать сражение. Рыцари бросились на врага – на верную смерть, но неожиданно в их рядах явился апостол – на белом коне и в белом облачении. Его разящий меч обратил в бегство полчища мавров. Апостол, как гласят древние книги, помогал испанцам и в других сражениях в течение всей "реконкисты" – изгнания завоевателей с Иберийского полуострова, продолжавшегося семь столетий. Испанцы даже стали его называть Иаковом – "матаморосом", то есть "умертвителем мавров".
Каково отношение русской православной церкви к христианской святыне в Сантьяго-де-Компостела? Почитается ли она православными? Есть ли уверенность, что речь идет действительно о мощах апостола Иакова? Говорит протоиерей Андрей Кордочкин, бывший настоятель храма Марии Магдалины в Мадриде.
Смотри также Грозил, что всех нарисуетО.Андрей: Сейчас в Европе есть такая общая традиция, ну, скажем так, православного интереса к святыням неразделенной церкви. Вообще, все святыни католической церкви – до разделения церквей – почитаются православной церковью. Мы, например я, возили приход год назад, и мы тогда даже там немножко служили. Когда я ездил в Сантьяго, то там довольно четкое ощущение, что весь город был построен вокруг ковчега с мощами, и мне, честно говоря, не верится, что такой город мог возникнуть вокруг фальшивки. Люди, мне кажется, должны были бы это почувствовать.
Астурийский король Альфонс II считается первым паломником
Виктор Черецкий: Напомню, что разделение единой христианской церкви на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке произошло в 1054 году. Между тем события вокруг обнаруженных в Галисии мощей апостола развивались довольно быстро. Астурийский король Альфонс II, который считается первым паломником, поскольку отправился к мощам практически сразу же после их появления, велел построить над гробницей небольшой храм. К концу IX столетия этот храм был снесен по воле внука Альфонса, и вместо него была построена просторная базилика. В 997 году армия Кордовского халифата под предводительством Аль-Мансура, более известного под именем Альманзор, разрушила храм. Впрочем, мощи были испанцами заблаговременно вывезены. Ну, а базилика была быстро восстановлена после набега и останки возвращены на свое место. К XI столетию город Сантьяго-де-Компостела уже находился в одном ряду с другими крупнейшими центрами паломничества. Пилигримы, совершающие туда путешествие, стали носить на груди или шляпе раковину морского гребешка – символ пути Святого Иакова.
Мигель Таин: В первые века паломничества в Сантьяго-де-Компостела Испания была разделена на христианскую и мусульманскую части. В IX веке Галисия входила в христианское Астурийское королевство. Это было небольшое и довольно бедное государство с ограниченными военными возможностями. Так что обнаружение могилы апостола ему оказалось выгодным. Астурия запросила помощь у всех христианских монархов Европы для защиты святыни от арабских завоевателей, которые в то время покорили практически всю Испанию. И в Астурию поспешили молодые рыцари из разных стран, чтобы противостоять набегам.
Виктор Черецкий: Число паломников, растущее с каждым годом, заставило местные церковные и светские власти принять в 1075 году решение о строительстве грандиозного собора, который мог бы вмещать всех желающих. Личность главного строителя Бернара Старшего и по сей день окружена ореолом таинственности. Считается, что он приехал из Франции вместе с бригадой из 50 каменотесов. Строительство продолжалось долго, и в нем принимали участие разные архитекторы. Заканчивал работы испанец, которого хроники называют ''мастером Матео''. Освящен собор Святого Иакова был лишь в 1211 году.
Впоследствии, по мере того как все больше и больше паломников отправлялись в путь, чтобы поклониться святыне, у основного здания появлялись новые пристройки. В XVII–XVIII веках собор снаружи покрыли многочисленными барочными украшениями, но его интерьер остался прежним. Прежними остались и традиции посещения собора паломниками. К примеру, они отмечают завершение своего путешествия в так называемой Галерее славы – прикосновением к камню центральной колонны. Затем присутствуют на мессе, молятся, исповедуются, причащаются. В соответствии с традицией пилигримы проходят к алтарю, от него поднимаются по ступеням к статуе Святого Иакова. В подземном склепе под алтарем покоятся мощи апостола и его учеников. О некоторых традициях паломничества рассказывает испанский священник Мариано Седано, неоднократно совершавший пешие походы в Сантьяго-де-Компостела.
Мариано Седано: Внутри нужно обязательно быть на месте, где был похоронен апостол Иаков. Там прочитать "Верую…" – апостольский символ веры. А потом существует такая традиция – обнимать апостола Иакова. Есть изваяние апостола в главном алтаре Кафедрального собора. И все обнимают святого Иакова… друга и покровителя всех людей. Человек делает такой серьезный путь, и, когда он приходит в Сантьяго-де-Компостела, он получает так называемую индульгенцию. Это значит: ему прощаются все грехи, которые он сделал в жизни.
Виктор Черецкий: По особым случаям с центрального купола собора на канате опускается большое серебряное кадило. 8 служителей храма раскачивают его, наполняя помещение ароматом благовоний. И если теперь это лишь дань традиции, то когда-то подобная процедура имела вполне практическую цель – облагородить воздух в соборе, где находились сотни паломников, забывших о гигиене в течение долгого пути.
Дурное предзнаменование воплотилось в жизнь – испанский флот был разбит в сражении с английской эскадрой
Кроме того, кадило, по легенде, имело свойство предупреждать людей о грозящих бедах. К примеру, в 1588 году во время службы, посвященной "Великой армаде" перед ее отплытием, канат порвался. Дурное предзнаменование воплотилось в жизнь – испанский флот был разбит в сражении с английской эскадрой.
Что же касается непосредственно пути Святого Иакова, то со временем сложились несколько маршрутов паломничества. Например, пилигримы из германских земель сначала шли к Парижу. Дальше их путь лежал на юг – в Испанию. Другие дороги паломников в Сантьяго-де-Компостела вели из Северной Италии к Авиньону. Через перевалы Пиренеев они добирались до испанской Памплоны.
Мигель Таин: Основной маршрут паломников назывался "французским", поскольку лежал от французской границы. Он был свободным для прохода, то есть бесплатным, для тех, кто отправлялся в Сантьяго-де Компостела к мощам апостола. Дело в том, что в старые времена, к примеру, за переход через реку по мосту требовалось платить пошлину. Ну, а у паломников был документ, охранная грамота, выданная им в начале пути и свидетельствующая, что они направляются именно в Сантьяго. У нас сохранились подобные печатные грамоты XVI столетия – до этого они были рукописными. Эти свидетельства пилигримы после возвращения домой показывали своим приходским священникам, чтобы доказать факт паломничества. Кроме того, во все времена путники вели дневники. Сегодня путь Святого Иакова насчитывает сотни подобных документов, в которых люди день за днем описывали свои впечатления. Они продолжают изучаться историками. К тому же собрание путевых заметок постоянно пополняется новыми манускриптами, обнаруженными в том или ином архиве.
Виктор Черецкий: Помимо разнообразных пеших маршрутов в Сантьяго-де-Компостела были и морские. Они давали возможность совершить паломничество людям из самых отдаленных европейских государств. Говорит директор Музея морского паломничества Хавьер Аготе.
Хавьер Аготе: У нас есть путь в Сантьяго-де-Компостела от атлантического побережья, который временами забывался, но потом вновь использовался. Он неразрывно связан с мореплаванием. Сюда плыли в основном корабли из разных стран Северной Европы. Некоторые паломники предпочитали высадиться на побережье подальше от Сантьяго, чтобы часть пути пройти пешком, как того требовали правила, другие – поближе. Есть много легенд о монахах-кельтах, которые плыли из Ирландии или Англии. Я полагаю, что возможность доплыть на корабле до Сантьяго была лишь у привилегированных паломников, поскольку оплатить подобную поездку могли далеко не все.
Смотри также Спец по дегенератамВиктор Черецкий: Еще в XII веке для паломников был написан специальный путеводитель, в пяти томах которого содержались списки постоялых дворов, рекомендуемые молитвы на каждый день и различные практические советы. В дополнение к нему существовали разговорники, в которых можно было встретить перевод самых распространенных в то время просьб и обращений к местным жителям и попутчикам. Между тем дорога к Сантьяго-де-Компостела, городу, расположенному в Галисии, которую из-за ее географического положения называли "концом света", всегда была трудной, долгой и опасной. В путешествие паломники, как правило, отправлялись группами. Так было надежнее – ведь путников в долинах и на горных перевалах нередко поджидала смерть от болезней или от рук разбойников. Кроме того, в IX–X веках север Испании страдал не только от нападения арабов, но и викингов. Так что всякому, кто совершал такое путешествие, требовались твердость духа и целеустремленность. Требуются они и современным пилигримам, хотя разбойники на пути Святого Иакова сегодня не промышляют. Священник Мариано Седано.
Я встретился по пути с монахом-поляком. Ему было 70 лет. И он шел пешком из Кракова
Мариано Седано: Конечно, путь можно начинать из Франции, из Германии. Я делал такой путь три раза пешком... От границы Франции до Сантьяго это около 800 километров. Это очень интересный путь, его можно начинать из любого места. Я первый раз, я помню, встретился по пути с монахом-поляком. Ему было 70 лет. И он шел пешком из Кракова. Есть места, где возможно ночевать, где можно приготовить пищу. И это бесплатно. Это очень хорошая традиция – люди помогают друг другу: овощи, фрукты, вино, хлеб. Очень много людей: разные люди, и вместе жили, и вместе пели, и вместе кушали, и вместе молились. Это как будто, первый европейский парламент, который был в истории. И поэтому для нас сегодня так важно... потому что сегодня этот путь делают очень много людей. Наверное, каждый год 300 тысяч людей, пешком, конечно.
Виктор Черецкий: Современный пилигрим отличается от своего средневекового собрата, часто преодолевавшего путь босиком, с посохом в руке, с высушенной тыквой в качестве сосуда для воды и раковиной морского гребешка. На сегодняшнем страннике современная одежда и обувь, но раковина по-прежнему остается непременным атрибутом путешественника на этом пути. Ежегодно совершал паломничество в Сантьяго-де-Компостела с группой прихожан православных приходов в Испании, а потом и в Португалии игумен Арсений Соколов, ныне известный своей твердой антивоенной позицией в украинском конфликте. Эту запись я сделал лет 15 назад, когда отец Арсений окормлял российскую диаспору на Иберийском полуострове и мы поддерживали дружеские отношения.
О.Арсений: Неделю обычно мы тратим на все это. Потому что больше люди не могут – у всех дела, работа, хотят и домой съездить в отпуск. Поэтому мы обычно неделю... последний участок проходим. Это "английский" путь – он короткий. Ведь прибывали в Ферроль кораблями с Англии и шли пешком. Вот мы пойдем из Ферроля в Сантьяго-де-Компостела. Ночевки в лесу, молимся, читаем Библию вместе. Идем, купаемся... В прошлом году нас было шестеро, а в позапрошлом – 13 человек. В этом пятеро уже записались. Вообще-то жизнь – это путь. Главное – это вырваться из всепотопляющего болота рутины, взять спальник с рюкзаком и идти по лесам, по холмам прекрасной Галисии. Это же чудо! Осознать, что жизнь – это путь.
Виктор Черецкий: В Средние века благодаря пожертвованиям коронованных особ и богатых паломников благосостояние Галисии значительно выросло. Даже в небольших селениях со временем были построены великолепные храмы. Но в конце XVI века положение существенно изменилось. Война между Англией и Испанией, нападения пиратов Фрэнсиса Дрейка привели к полному упадку Сантьяго. Кроме того, быстро распространявшийся по Европе протестантизм призывал к уничтожению всех священных реликвий. Местное духовенство спрятало мощи Святого Иакова и его учеников, чтобы они не попали в руки пиратов или протестантов. Однако случилось так, что след спрятанных святынь был полностью утрачен. Вновь обнаружены они были лишь в 1879 году. Оказалось, что мощи хранились в том же соборе.
Любопытно, что опознать останки апостола историк Антонио Лопес Феррейро смог лишь потому, что у него не хватало многих костей. Дело в том, что в прежние времена отцы испанской церкви имели обыкновение дарить иностранным коллегам кости апостола, чтобы и они имели в своих приходах священные реликвии. Впрочем, несмотря на вновь обретенные мощи, путь Святого Иакова оставался маловостребованным в ХХ столетии, особенно иностранцами. Причина – революционные события в Испании, гражданская война и последующая долгая диктатура. Но с начала 80-х годов и церковь, и испанское государство взялись за восстановление исторического пути. В частности, была воссоздана инфраструктура, помогающая паломникам преодолеть сотни километров. Это гостиницы и приюты, где можно поесть и переночевать бесплатно или за незначительную сумму, а также медицинские учреждения, то есть вся система, которая складывалась со Средних веков и была утрачена. Как и в далеком прошлом, она спонсируется состоятельными паломниками, религиозными и светскими организациями. Хорхе Мартинес, председатель так называемой Федерации друзей пути Святого Иакова, общественной организации, помогающей паломникам.
В этом году ожидается порядка 300 тысяч пилигримов
Хорхе Мартинес: В Сантьяго-де-Компостела из 28 стран Европы ведут 300 дорог, которые насчитывают 80 тысяч километров. Некоторые из этих дорог существуют со времен Римской империи. Но сегодня дороги к нам идут не только из всех регионов Испании и Европы, но буквально со всего мира. Сантьяго посещают люди из 180 стран пяти континентов, где существуют общества, объединяющие паломников. В этом году ожидается порядка 300 тысяч пилигримов. А всего в Сантьяго прибудет более 2 миллионов человек. Число визитов постоянно растет, и этот процесс невозможно остановить, да и не нужно останавливать.
Виктор Черецкий: Основной путь Святого Иакова лежит по древней земле испанского севера. Он начинается в Ронсевальском ущелье, где 15 августа 778 года погибли Роланд и Оливье, рыцари – герои средневековой французской поэмы "Песнь о Роланде". В городах и поселках, расположенных по дороге в Сантьяго, множество достопримечательностей. Так, в Памплоне находится изумительный по красоте готический собор. В Санто-Доминго-де-ла-Кальсада святой Доминик некогда построил больницу для странников, в здании которой сегодня расположена гостиница. В арагонском городке Хака в соборе XI века долгое время хранился святой Грааль, чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере. Грааль был привезен в Испанию святым Лаврентием. В Пуента-ла-Рейна можно пройти по горбатому мосту, построенному паломниками в XI веке через реку Арга. Готический собор в Леоне славится своими витражами. В Понферраде стоит огромный замок ордена тамплиеров.
Хорхе Мартинес: У людей, отправляющихся по пути Святого Иакова, различная мотивация. Можно подумать, что на первом месте религиозные мотивы, но по статистике лица, отправляющиеся в Сантьяго исключительно по религиозным соображениям, составляют не более 40–50 процентов. Все больше народа делает это по иным причинам. Кто-то идет из-за любви к природе, учитывая, что маршрут проходит по красивейшей местности, кто-то из спортивного интереса – чтобы испытать себя, свое физическое и моральное состояние, кто-то из-за любви к истории и архитектуре: на пути, к примеру, множество памятников романской и готической архитектуры.
Есть и еще одно соображение. Для многих пройти по пути Святого Иакова – это совершить дешевое туристическое путешествие. Отметим, что там ночлег и питание являются или совсем бесплатными или очень дешевыми. Благодаря этому многие люди с ограниченными финансовыми возможностями могут совершить столь увлекательное путешествие. Таким образом, путь Святого Иакова – это не только маршрут паломников-христиан, но и туристов, которые, направляются по нему вовсе не по религиозным соображениям. Наше отношение ко всем одинаковое. Мы предоставляем возможность останавливаться в наших приютах всем желающим и никого не спрашиваем, является ли поломником или туристом. Этот путь открыт для всех культур, рас, представителей всех религий и верований.
Виктор Черецкий: Между тем испанский писатель Луис дель Валь считает, что путь Святого Иакова оказывает огромное эмоциональное воздействие даже на людей далеких от веры – своей красотой, своей историей, своими легендами, своим отношением к странникам, интересными знакомствами, которые возникают на пути.
Любой путь – это символ существования
Луис дель Валь: Тропы и дороги, традиционно используемые паломниками, сегодня пересекаются автострадами. В Средние века христиане жаждали посетить Иерусалим, Рим и Сантьяго по религиозным соображениям, теперь эти же места посещаются миллионами туристов, охваченных жаждой путешествий. Пеших паломников меняют путешественники на автомобилях. Тем не менее спустя сотни лет люди, совершившие пеший поход или поездку по пути Святого Иакова, даже весьма далекие от религии, чувствуют, что паломничество повлияло на них, изменило их, заставило по-иному взглянуть на жизнь. Одни говорят, что в этом и заключается чудо Святого Иакова. Другие утверждают, что любой путь – это символ существования. Он заставляет задуматься о былом, о смысле жизни, отвлечься от повседневных забот, как не особо важных, так и насущных.
Виктор Черецкий: Годы, когда 25 июля – праздник апостола Иакова – выпадает на воскресенье, считаются святыми. Совершить паломничество в эти годы – дело особо престижное. Ну, а непосредственно в праздничный день святого года в Сантьяго-де-Компостела проходят различные торжественные мероприятия, религиозные и светские, как правило, с участием главы государства – короля.