6 августа вице-президент США Камала Харрис, которая, как ожидается, будет номинирована кандидатом в президенты США от Демократической партии на ноябрьских выборах, объявила о том, что кандидатом в вице-президенты от демократов станет 60-летний губернатор штата Миннесота Тим Уолз.
Хотя по американской политической традиции фигуры вице-президентов редко привлекают внимание, поскольку к этой видной должности Конституция страны не прилагает реальный политический вес и влияние, кандидатура Тима Уолза вызвала повышенный интерес. В том, что Камала Харрис неожиданно для многих остановила свой выбор на малоизвестном на общенациональном уровне губернаторе небольшого штата, комментаторы видят повод для предположений о том, каким может быть президентство Харрис. Ведь ее взгляды по многим важным вопросам внутренней и внешней политики остаются, по большому счету, неизвестными.
Смотри также Харрис или Трамп: кто может стать реальным союзником Украины?По словам людей из ее окружения, Камала Харрис в последние дни серьезно рассматривала кандидатуры популярного губернатора Пенсильвании Джоша Шапиро и сенатора от Аризоны, бывшего астронавта Марка Келли. Оба эти кандидата, представители сравнительно консервативных штатов, известные своими центристскими взглядами, в теории могли помочь Харрис получить большинство голосов избирателей в этих двух ключевых штатах, которые считаются "колеблющимися" (swing states), то есть меняют на выборах свои предпочтения. Но Харрис предпочла Уолза, политика с идеальной биографией человека из народа – в прошлом учителя средней школы, тренера школьной спортивной команды, военнослужащего Национальной гвардии, ныне губернатора штата в американской глубинке. На счету Тима Уолза есть достижения, которым могут позавидовать его коллеги в либеральных штатах на западном и восточном побережье страны: от узаконивания абортов, предоставления бесплатных обедов учащимся государственных школ до выдачи водительских прав мигрантам, незаконно находящимся в США.
По словам самой Камалы Харрис, для нее главным в выборе партнера по номинации был поиск политика, с которым у нее будет полное взаимопонимание и взаимное доверие. Аналитики говорят, что в этом выборе наверняка сыграли роль серьезные политические соображения. Против номинации в вице-президенты губернатора Пенсильвании Джоша Шапиро выступали силы на левом фланге Демократической партии, например профсоюз учителей, который ставил в вину губернатору его поддержку финансирования частных школ. А критики израильской военной кампании против группировки ХАМАС обвиняли Шапиро в жеcтком подавлении пропалестинских протестов в студенческих городках.
Как пишет обозреватель газеты New York Times Нэйт Кон, выбор Тима Уолза в качестве кандидата в вице-президенты "будет выглядеть победой прогрессистов вне зависимости от того, имели ли они отношение к этому выбору". Камала Харрис упустила возможность встать на центристские позиции, резюмирует Кон.
Республиканцы тут же заклеймили Уолза как крайнего либерала, пытающегося, по словам пресс-секретаря предвыборного штаба Дональда Трампа Кэролайн Левитт, распространить "опасную либеральную" калифорнийскую политику по всей стране. Республиканские критики припомнили Уолзу среди прочего, что он, несмотря на просьбы мэра города Миннеаполис, в течение двух дней отказывался направить туда национальную гвардию, в то время как протестующие против убийства полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда жгли полицейские участки и громили магазины.
Смотри также Не Пенс, а Вэнс. Кого Дональд Трамп выдвинул в вице-президентыКак говорит в интервью Радио Свобода сотрудник консервативного Манхэттенского института Илья Шапиро, выбор Тима Уолза в качестве кандидата в вице-президенты от Демократической партии свидетельствует о том, что Камала Харрис займет позиции на ее левом фланге:
– Во-первых, выдвижение Уолза, на мой взгляд, отражает попытку избирательного штаба Харрис представить себя избирателям как умеренную политическую силу, поскольку у Уолза в Демократической партии есть репутация центриста. Во-вторых, оно отражает антиизраильские настроения среди значительной части демократов. Выдвижение Джоша Шапиро, губернатора Пенсильвании, с моей точки зрения, имело гораздо больше политического смысла, поскольку он мог бы привлечь голоса избирателей из этого штата, крайне необходимые Харрис для победы на выборах. Но его кандидатура, как известно, вызвала неприятие значительной части демократических активистов, которые выступают против однозначной поддержки Израиля в его войне с ХАМАС. Я думаю, что выдвижение Уолза говорит о том, что этот сегмент Демократической партии приобретает все большее влияние. В-третьих, это решение Харрис означает, что мы вновь получим выборы, которые расколют электорат. Потому что и демократы, и республиканцы выбрали в качестве вице-президента кандидатов, являющихся, по сути, alter ego ("другим я") кандидатов в президенты. Ни Уолз, ни Джей Ди Вэнс, республиканский кандидат в вице-президенты, не привлекут независимых избирателей, центристов. Обе партии делают ставку лишь на то, что им удастся воодушевить перед выборами свой собственный электорат.
Это решение Харрис означает, что мы вновь получим выборы, которые расколют электорат
Социолог из Северо-Западного университета Ольга Каменчук считает выбор Тима Уолза в качестве кандидата в вице-президенты оправданным:
– Шансы на то, что Харрис получит большинство голосов в Джорджии и Аризоне, невелики. Поэтому, я думаю, она отказалась от кандидатуры Марка Келли. Оставались Шапиро и Уолз. Оба очень сильные кандидаты, популярные в своих штатах и в целом на Среднем Западе. Однако к Шапиро были некоторые претензии у левого крыла Демпартии из-за его позиции по ситуации в Газе и протестам в университетских кампусах. Поэтому Харрис выбрала более безопасный вариант – Тима Уолза. Он умеренный демократ, ветеран Национальной гвардии, бывший школьный учитель, с более чем десятилетним опытом работы в Конгрессе, у него хороший управленческий опыт в качестве губернатора штата. Он ровесник Харрис. Это популярный губернатор. Я думаю, кандидатурой Уолза она успокаивает прогрессистов в своей партии, а также протягивает руку независимым избирателям и даже, возможно, умеренным республиканцам, недовольным ультраправым дуэтом Трампа и Джей Ди Вэнса. Ее главной задачей на этапе выбора кандидатуры вице-президента является все же не столько улучшить свои шансы, сколько не навредить им. Думаю, в этом смысле кандидатура Уолза ей поможет. Сейчас шансы демократов сохранить за собой Белый дом выросли и сравнялись с шансами республиканцев вернуть себе его.
Не нужно забывать, что, как показывает опыт, кандидатура вице-президента практически никогда не оказывала заметного влияния на исход президентских выборов, напоминает научный сотрудник правозащитной организации Freedom House Арч Паддингтон:
– Кандидат в вице-президенты в теории может оказать влияние на выборы, если он поможет получить голоса избирателей в ключевом штате. Но в последний раз это случилось больше шестидесяти лет назад, когда Джон Кеннеди выбрал в качестве своего партнера по выборам несимпатичного ему сенатора от Техаса Линдона Джонсона, разделявшего не все его взгляды. Но Техас являлся одним из ключевых штатов на выборах, а Джонсона поддерживал техасский политический истеблишмент. В итоге ставка Кеннеди на Джонсона сработала. В данном случае я не думаю, что Уолз, губернатор Миннесоты, сможет оказать сколько-нибудь значительное влияние на результаты выборов.
Во вторник во время первого совместного с Тимом Уолзом предвыборного митинга Камала Харрис представила своего партнера по номинации: "Тим Уолз был учителем и ментором, о котором мечтает и которого заслуживает каждый ребенок в Америке. Он был тренером, который пробуждал в них большие мечты. И именно таким вице-президентом он будет, именно такого вице-президента заслуживает Америка".