Погром в городе Коркино

Коллаж: беспорядки в Коркине

Массовые беспорядки под Челябинском: убийство, стрельба и поджоги

"Народный сход" в городе Коркино Челябинской области перерос в поджоги машин и стычки с ОМОНом. Повод – убийство 40-летней таксистки.

По этому делу днем ранее полиция задержала 17-летнего подростка. Местное агентство "Доступ" писало, что подозреваемые "принадлежат к цыганской диаспоре, компактно проживающей в Коркино". Участники "схода" пришли к домам родственников задержанного, выбили стёкла, перевернули и сожгли автомобили, пишет телеграм-канал "Осторожно, новости". По данным полиции, один из жильцов дома, возле которого собралась толпа, отстреливался из дробовика – два человека ранены. Стрелок задержан "за покушение на убийство двух человек", отчиталась полиция. ОМОН и Росгвардия в тот вечер задержали 40 участников "схода". Полиция выписала им протоколы за мелкое хулиганство.

Днем позже, по сообщению "РИА Новости", в ответ на беспорядки администрация Коркино провела "внеочередное заседание межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма".

Какие выводы сделают чиновники? Почему местные жители сами ищут виноватых? И почему бытовое убийство переросло в конфликт на национальной почве? Об этом в эфире "Лицом к событию" говорим с социологом Дмитрием Дубровским и с политиком Олегом Степановым.

В России снова погромы на межнациональной почве. Разбитые стёкла, перевёрнутые автомобили, стрельба. Более 40 человек – участников беспорядков в городе Коркино Челябинской области неподалёку от областного центра – задержаны. Там местные жители накануне вечером вышли на стихийный митинг после того, как стало известно об убийстве таксистки – предположительно, представителем народа рома или цыган. Подробности у Ильи Козина.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Беспорядки в "цыганском квартале"

Два уголовных дела, россыпь протоколов о мелком хулиганстве (об уголовном деле о массовых беспорядках пока неизвестно), и странное заявление пресс-службы Следственного комитета России о "проблеме противоправного поведения цыган". Уже сегодня днём руководители СК и прокуратуры Челябинской области провели встречу с жителями Коркина в местном доме культуры. На ней, во-первых, так и не оказалось чиновников, во-вторых, странные заигрывания с настроением разгневанных участников вчерашнего народного схода продолжились.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Встреча с правоохранителями

Вот такие настроения сохраняются в городе Коркино Челябинской области. Один действительно стоящий вопрос прозвучал на встрече местных жителей с представителями правоохранительных органов – а где чиновники, глава района, области? Звучали версии об отпусках, но вроде ситуация экстренная. Почему чиновников там не оказалось? Говорит политик Олег Степанов:

Важнее задаться вопросом, где же были полицейские

– Это абсолютно нормальный вопрос со стороны жителей: где чиновники? Где была полиция, когда совершались преступления? В современной России чиновники действительно не являются людьми, несущими ответственность или влияющими на сколько-нибудь значимые решения. Это люди, которых назначили для того, чтобы они выполняли инструкции. Поэтому они сразу разбежались, поскольку тема межэтнической напряженности, тема преступности опасная. На мой взгляд, важнее задаться вопросом, где же были полицейские.

У нас огромный недостаток сотрудников МВД, особенно на земле, опять же эти люди перегружены бюрократической работой, они не занимаются профилактикой. Участковые не ходят и не общаются с людьми, которые склонны к тому, что могли бы что-то сделать незаконное. Полицейские в массе своей занимаются борьбой с оппозицией, бессмысленной отчетностью, в целом они заинтересованы в выполнении формальных показателей.

– Как-то странно звучат отдельные слова представителей прокуратуры и Следственного комитета. На ваш взгляд, это осознанная тактика, скажем так, хорошего полицейского, дабы не возобновить беспорядки?

Мы видим кампанию против мигрантов, мы видим эскалацию ненависти

– Во-первых, это проявление слабости государства. Потому что полицейские понимают, что рост преступности и то, что они допустили как само убийство, так и погромы какие-то – это их зона ответственности, они пытаются снизить эскалацию, подмигивать толпе, объяснять людям, что мы на вашей стороне. Здесь важна общегосударственная медийная политика. Мы видим кампанию против мигрантов, мы видим эскалацию ненависти, мы видим, что людям объясняют: вас все обижают, простых россиян обижают они. И вот это "они" очень абстрактное: когда надо – это англосаксы, когда надо – это выходцы из Таджикистана или кто-то еще, – считает Олег Степанов.

Вопрос ли это конкретного города с конкретными проблемами? Может быть, есть основания чуть расширить географию и поговорить о настроениях в обществе спустя два с половиной года агрессивной войны в Украине в целом? Какие причины роста ксенофобии в России? Социолог Дмитрий Дубровский:

– Межнациональным конфликт становится в тот момент, когда за действия конкретного преступника вдруг начинает отвечать та группа, к которой он принадлежит. Дело даже не в погромах. Погромы – это уже нарушение права, сама логика, что за преступника почему-то несет ответственность та этническая группа, к которой он принадлежит – это принцип коллективной ответственности, который лежит в основе нацизма, в основе логики преследования людей по этническому, расовому, религиозному принципу. Мне кажется, что здесь изначально сомнительно и очень показательно видеть от граждан страны, ведущей "борьбу с нацизмом", проявление прямого, очевидного ксенофобного настроения, которое построено на принципе коллективной ответственности за преступление, совершенное одним человеком.

Это все должно восприниматься в контексте тотального неверия российской власти

С другой стороны, в России ромофобия – это длинная и печальная история, про которую мало вспоминают. Про антисемитизм вспоминают, про расизм вспоминают, а про ромофобию вспоминают крайне редко. Потому что это проблема комбинированная – это и социальная проблема, и правовая проблема, и проблема государственная, и проблема взаимоотношения в сообществе внутри, где люд действительно видят в представителях определенной этнической группы источник неприятностей и всякого безобразия. Показательно, что это все должно восприниматься в контексте тотального неверия российской власти. Речь идет об очень хорошей иллюстрации к тому, что на практике доверия к институтам власти нет, – говорит Дмитрий Дубровский.

Еще одна история разжигания межнациональной розни, по сути. Командир чеченского спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов обвинил журналиста "Комсомольской правды" Ивана Панкина в разжигании межнациональной розни за острые вопросы об отступлении в Курской области. А ситуация в Курской области тревожит россиян – как пишет "Коммерсант". Алаудинов уже обвинял в разжигании розни организацию “Русская община”. При этом он утверждает, что российские военные в Курской области совершили более сотни преступлений, но "Ахмат" тут ни при чём. Какими ещё откровениями поделился Алаудинов в последних интервью – смотрите в сюжете Радио Свобода.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Апти Алаудинов о российских военных в Курской области

Почему на это все нет адекватной реакции со стороны начальства, если это командир спецназа "Ахмат"? во-вторых, идите ли вы в этом перспективу раздрая внутри вооруженных сил Российской Федерации? Говорит политик Олег Степанов:

Путин сам неоднократно говорил, что он русский национализм

– Сейчас есть огромный дефицит публичных фигур. Апти Алаудинов пришелся очень ко двору, потому что он говорливый, говорит много глупостей, говорит их очень уверенно, все это обсуждают. В целом, наверное, есть у него зона разрешенных тем, он ее очень хорошо чувствует. Например, про русский национализм Путин сам неоднократно говорил, что он русский национализм. Видимо, у Алаудинова впереди есть зона роста в плане всех этих публичных премудростей, что можно говорить, что нельзя. А с другой стороны, в рамках большой пропагандистской системы, которую выстроил Владимир Путин, эти пузыри информационные, в которых мы отчасти живем, есть ситуация, при которой власть наладила доставку правильного контента к людям, которые хотят его слышать.

Если человек националист – ему националистический контент, если человек религиозный – ему религиозные высказывания. Алаудинов просто работает на какую-то свою аудиторию, на Z-турбопатриотов, он их как-то развлекает рассказами о том, что происходит, но смысла и значения в этом никакого нет. Что ему позволяют, так и хорошо, с точки зрения власти. Пусть люди обращают внимание на Апти, спорят, хорош он или плох, а не задаются вопросами о том, какие потери, например, за последний месяц или вообще, сколько погибло солдат со стороны России и ради чего.