"Полекзит" на горизонте? Почему заговорили о выходе Польши из ЕС

Демонстрация сторонников ЕС в Варшаве

"Это первый такой случай в истории" – так председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен прокомментировала постановление Конституционного суда Польши, согласно которому конституция этой страны обладает приоритетом перед правовыми нормами Евросоюза. В Европе сразу заговорили о возможности выхода Польши из ЕС – "Полекзите", по аналогии с Брекзитом. Насколько это реально?

Политики и правоведы окрестили постановление КС Польши "юридическим Полекзитом". Тем временем премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заверил, что Польша – неотъемлемая часть ЕС, а разговоры о "Полекзите" – лишь очередное пропагандистское оружие оппозиции. Однако постановление польского суда может стать для Евросоюза даже большей угрозой, чем Брекзит. В то время как Великобритания проголосовала за выход и покинула ЕС, Польша продолжает оставаться его членом. В Евросоюзе предусмотрены механизмы на случай выхода страны из него, но что делать в ситуации, когда страна не выходит, однако заявляет о том, что не обязана придерживаться европейских договоренностей?

Смотри также Лукашенко разделил Польшу. Кризис на польско-белорусской границе

Польша без европейских денег?

На данный момент Еврокомиссия рассматривает два возможных сценария, сообщила Урсула фон дер Ляйен во время дебатов, которые прошли в Страсбурге на этой неделе.

"Обязанность моей комиссии – защищать права граждан ЕС независимо от того, где они живут. Верховенство закона – это связующее звено нашего содружества. Мы не можем и не позволим нарушать наши общие ценности. Комиссия будет работать. Варианты известны всем. Первый вариант – это процедура нарушения, в рамках которой мы будем юридически оспаривать решение Конституционного суда Польши. Еще один вариант – механизм привязки (выплат из фондов ЕС к соблюдению верховенства права. – РС) и другие финансовые инструменты. Польское правительство должно объяснить нам, как оно собирается защищать свое право на получение европейских денег с учетом этого постановления", – заявила Урсула фон дер Ляйен.

Европарламент, 19 октября: Урсула фон дер Ляйен (в красном) слушает выступление Матеуша Моравецкого

Речь идет в первую очередь о рекордном в истории ЕС Фонде восстановления экономики после пандемии коронавируса. Его величина – 750 млрд евро. Варшава должна получить более 58,1 млрд из этого фонда. Эти средства как никогда нужны государству, поскольку экономика Польши, которая стабильно росла после вступления страны в ЕС, сейчас переживает трудные времена. В сентябре инфляция составила 5,9% – самый высокий показатель за последние 20 лет. Помимо цен на продовольствие в Польше, как в целом и во всей Европе, значительно выросли цены на топливо. Совет по денежно-кредитной политике повысил процентные ставки с 0,1% до 0,5%. Это решение назвал "радикальным" даже глава правящей правоконсервативной партии "Право и справедливость", вице-премьер Польши Ярослав Качиньский.

Брюссель уже одобрил планы по восстановлению экономик почти всех стран-членов содружества – кроме Польши и Венгрии, которые оспаривают в суде Европейского союза механизм привязки выплат средств к соблюдению принципа верховенства права. Изначально предполагалось, что европейские чиновники одобрят план Польши в этом месяце, но последнее решение КС осложнило ситуацию. Матеуш Моравецкий, выступая на дебатах в Европарламенте, заявил, что это "шантаж" со стороны европейских институтов, и добавил, что Польша говорит "нет" централизму ЕС.

Может быть приостановлена выплата средств из фондов ЕС, Еврокомиссия наверняка это сделает

Европейский корреспондент изданий Gazeta Wyborcza и Deutsche Welle Polska Томаш Белецкий считает, что сейчас Еврокомиссия будет стараться снизить градус напряженности. "Должны быть запущены различные процедуры, начато разбирательство в отношении Польши. Может быть расширено разбирательство в рамках 7-й статьи, которое тянется с 2017 года (в этой статье говорится, что в случае серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, легших в основу Договора Европейского союза, Совет ЕС может отозвать у этого государства отдельные права, в том числе лишить права голоса в органах ЕС. – РС). Может быть приостановлена выплата средств из фондов ЕС, Еврокомиссия наверняка это сделает. Будет начато несколько разбирательств, финал которых наступит только через несколько месяцев. Что же касается Фонда восстановления после пандемии COVID-19, то эти деньги Варшава получит только после того, как пообещает подчиниться вердикту Суда Евросоюза относительно польской судебной системы".

Напомним, что Суд ЕС обязал Польшу приостановить деятельность Дисциплинарной палаты Верховного суда, назначенной для проведения разбирательств, касающихся дисциплинарных взысканий в отношении судей, прокуроров и представителей других юридических профессий. Выступая в Европарламенте, премьер Моравецкий подтвердил, что Польша распустит Дисциплинарную палату. Означает ли это, что Варшава готова к диалогу с европейскими чиновниками?

"Прогнозы разные. Несмотря на острую риторику, в Брюсселе ожидают от Варшавы готовности к переговорам. Лично я тоже считаю, что Польша и ЕС достигнут согласия по Фонду восстановления экономики. Варшава согласится выполнить ключевые требования Евросоюза", – говорит Томаш Белецкий.

Смотри также Польша и Венгрия нарушают стандарты ЕС – независимость СМИ и судов

"Германия создала опасный прецедент"

Партия "Право и справедливость" (ПиС) вернулась к власти в Польше в 2015 году. Одной из целей нового правительства, сформированного коалицией Объединенных правых сил во главе с ПиС, стала реформа судебной системы. По мнению европейских чиновников, она привела к политизации судей, а не к очищению судов от кадров, сотрудничавших в прошлом с коммунистическими властями, как это преподносило правительство ПиС. Однако судебная реформа – не единственный камень преткновения. Причинами для разногласий Польши и ЕС становились также миграционная политика, права ЛГБТ и свобода СМИ.

Что касается последнего постановления КС Польши, то здесь один из главных аргументов польского правительства – то, что подобные решения принимали и другие страны Евросоюза, в том числе Германия. Действительно, в прошлом году Конституционный суд ФРГ постановил, что скупка государственных облигаций Европейским центральным банком частично противоречит основному закону Германии. "Германия создала опасный прецедент, атаковав верховенство права ЕС", – сказал Франклин Деусс, профессор права и бывший судья Суда ЕС в интервью изданию Politico.

Германия создала опасный прецедент, атаковав верховенство права ЕС

Журналист Томаш Белецкий отмечает, что немецкое постановление хоть и стало "серьезным ударом по европейской правовой системе", но касалось только одной конкретной ситуации, в то время как польское решение является "более системным":

– Есть еще одна разница между Федеральным конституционным судом Германии и Конституционным судом Польши: независимость польского суда ставится под сомнение. В дисциплинарном разбирательстве в рамках 7-й статьи Договора ЕС звучит обвинение, согласно которому судебная система Польши не является полностью независимой, – добавляет Томаш Белецкий.

Однако представители Объединенных правых сил в лице партии "Солидарная Польша", которую возглавляет министр юстиции и генеральный прокурор Збигнев Зёбро, не согласны с такими утверждениями и предлагают подать в Суд ЕС иск против Германии, обвиняя эту страну в политизации судебной системы.

В Германии не судьи, как это происходит в Польше, а министры юстиции или другие соответствующие главы ведомств принимают решение о составе суда, аргументировал позицию польского Минюста заместитель главы этого ведомства Себастьян Калета.

Одновременно министр климата Польши поручил проверить влияние шахты Еншвальде, которая расположена на немецкой стороне границы, на экосистему польских приграничных регионов. Напомним, что до сих пор не был разрешен аналогичный спор между Варшавой и Прагой из-за шахты "Турув" – однако в этом случае претензии предъявляются как раз польской стороне.

Смотри также Владелец уважаемого кота. Ярослав Качиньский вновь вышел из тени

"Правительство выходит, а мы остаемся!"

Французский министр по европейским делам Клеман Бон заявил, что ситуация очень серьезная. "Существует риск фактического выхода Польши из ЕС", – сказал он в интервью телекомпании BFM-TV, добавив, что не хочет, чтобы Польша покидала Союз. "Это не технический или юридический вопрос. Это сугубо политическая тема, которая дополняет длинный список провокаций, направленных против ЕС", – добавил французский политик.

И Ярослав Качиньский, и Матеуш Моравецкий заявили, что "Полекзит" – выдумка оппозиции, которая таким образом стремится увеличить свою поддержку. Дональд Туск, бывший премьер Польши, а ныне глава основной оппозиционной партии "Гражданская платформа", призвал поляков выходить на акции протеста. 10 октября такие акции прошли сразу в нескольких крупных городах. Только в Варшаве на улицы вышло от 80 до 100 тысяч человек. "Правительство выходит, а мы остаемся!" – такой лозунг звучал в Варшаве в тот день. Выступая перед собравшимися, Дональд Туск бил тревогу: "Группа людей, переодетых в судейские тоги, по поручению председателя правящей партии решила вывести нашу родину из ЕС".

Дональд Туск выступает перед своими сторонниками

Согласно опросам, 80% поляков поддерживают членство своей страны в ЕС – это один из самых высоких показателей среди стран Союза. Правда, для многих поляков Евросоюз ассоциируется в первую очередь не с правами человека, демократией и толерантностью, а с экономической стабильностью: с присоединением к ЕС в 2004 году ускорился экономический рост. Средний ежегодный рост экономики Польши в те годы в два раза превосходил этот показатель в странах Западной Европы.

В ближайшие годы Польше не грозит выход из ЕС

При столь высокой поддержке членства страны в ЕС, а также принимая во внимание значительные финансовые средства, которая страна получает из европейских фондов в виде дотаций и кредитов, реальный Полекзит стал бы настоящим политическим самоубийством, и власти в Варшаве прекрасно это понимают.

"Я думаю, что в ближайшие годы Польше не грозит выход из ЕС. Но если под словом "Полекзит" мы понимаем процессы, направленные на разжигание евроскептических, антиевропейских настроений, которые спустя какое-то время приведут к изменению польского общественного мнения, то в таком случае использование этого лозунга имеет смысл", – отмечает журналист Gazeta Wyborcza Томаш Белецкий.

Автор – корреспондент русской службы Польского радио