С 1 июля Венгрия вступает на пост главы Совета Европейского союза. Она будет занимать его 6 месяцев до конца 2024 года. Правительство Венгрии будет координировать встречи Совета и работать с другими органами власти Европы. При этом лидер Венгрии Виктор Орбан известен своей пророссийской позицией. Повлияет ли это изменение на отношения ЕС с Россией и Украиной – в материале Радио Свобода.
Законодательная кухня ЕС
Совет Европейского союза – один из законодательных органов, где заседают министры различных ведомств 27 стран, входящих в ЕС (не путать с Советом Европы). Его члены после голосования Европарламента за тот или иной законопроект рассматривают его во втором чтении. В отличие от Европарламента, в Совете ЕС почти нет постоянных членов – это гибкий орган с ротирующимися представителями. Они меняются в зависимости от направления законопроекта, но на заседаниях их обычно 27, по одному от каждой страны. Это могут быть министры экономики, обороны или внутренних дел. Через Совет проходят все законы, принимаемые в ЕС, например, "зеленый курс" (green deal) или закон о защите персональных данных (GDPR).
У Совета есть и внешнеполитические функции – его представители также голосуют за принятие санкций против тех или иных политических режимов. Представители Совета должны одобрить и подписание любых международных соглашений. Например, соглашение об удваивании Европой экспорта природного газа из Азербайджана на фоне отказа от российского было одобрено Советом ЕС.
Каждая страна ЕС по кругу проходит председательство в Совете ЕС в течение полугода. Правящая страна координирует взаимодействие Совета с другими органами власти Евросоюза: Еврокомиссией, Европейским парламентом и Европейским советом. Вторая роль главенствующей страны – планирование и проведение заседаний Совета. Однако саму повестку разрабатывает Еврокомиссия или, если речь идет о внешней политике, – европейское дипломатическое ведомство. У страны-председателя нет полномочий единолично поднимать отдельные темы, но она может поставить те или иные вопросы, разрабатываемые Европейской комиссией во главу угла. "Председательство в Совете ЕС – это сильная административная роль и возможность страны влиять на политическую повестку ЕС, выдвигая на первый план ту или иную тему. Но председательство все-таки не может полностью изменить политику ЕС. Оно не может обойти действующее законодательство. В этом довольно сложном процессе управления Европейским союзом участвуют множество игроков. Хотя председатель Совета ЕС – заметная роль, она не всемогуща", — говорит аналитик Германского фонда Маршалла США Сюзанна Вегх.
Сделаем Европу вновь великой без Украины
В июне правительство Венгрии опубликовало планы на предстоящее председательство в Совете под названием “Сделаем Европу вновь великой” (Make Europe Great Again). Лозунг имеет отсылку к президентской кампании Дональда Трампа в 2016 году под названием "Сделаем Америку вновь великой" (Make America Great Again). Кампания довольно амбициозна по масштабам: во главе стоит борьба с высокой инфляцией, укрепление обороноспособности ЕС, дальнейшее расширение c приоритетом на Балканские страны и борьба с нелегальной иммиграцией.
"Мы будем сотрудничать со странами и институтами власти ЕС. Будучи честным и непредвзятым посредником, мы объединим страны ЕС во всем их разнообразии", – утверждается в правительственном венгерском аккаунте в соцсети Х, посвященном председательству Венгрии в ЕС.
Помощь Украине и сдерживание российской агрессии в компании не упоминаются вообще. Для сравнения: программа Бельгии, которая возглавляла Совет ЕС до Венгрии, упоминает Украину более 10 раз.
Будапешт выступает против оказания Евросоюзом военной помощи Украине, однако вряд ли сможет изменить положение дел во время председательства в Совете. Каждая страна ЕС обычно принимает такое решение на уровне национального правительства. Киев почти не получает вооружения от самого Евросоюза, и его институты власти незначительно участвуют в процессе. "Законодателем" здесь выступает не Брюссель, а отдельные страны ЕС. Например, в последнее время в авангарде военной поддержки идет Франция – после организованной Эммануэлем Макроном встречи с главами западных государств в феврале этого года стали подниматься вопросы отправки европейских военных в Украину, а также поставки дальнобойного вооружения. Такие инициативы не координируются Советом Евросоюза.
При этом Брюссель оказывает огромную финансовую поддержку Украине, против которой также выступает Виктор Орбан. В феврале 2024 года лидеры 27 стран согласовали выделение Украине пакета финансовой помощи в 50 миллиардов евро. Средства будут выделяться из долгосрочного бюджета Евросоюза. В теории во время своего председательства в Совете ЕС Венгрия может пытаться повлиять на выплаты, пролоббировав изменения в долгосрочном бюджете Евросоюза. Для этого ей нужно будет заручиться поддержкой Европейского парламента и Европейской комиссии. Однако это маловероятно, учитывая не самый значительный рост пророссийских правых партий на июньских выборах в Европарламенте и вероятное сохранение за собой должности председателя Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Председательство поможет Венгрии, но не России
Актуальным вопросом остается возможность Будапешта влиять на принятие Брюсселем санкций против России. Совет ЕС задействован в принятии санкций, а Виктор Орбан высказывается за их смягчение в отношении Москвы. Опрошенные Радио Свобода эксперты отмечают, что по европейскому законодательству у Орбана будет больше возможностей влиять на внутреннюю повестку ЕС, чем на внешнюю.
Внешней политикой и принятием санкций занимается Совет по иностранным делам, учрежденный в 2009 году. Однако внешняя политика – единственное направление Совета ЕС, которое не "подконтрольно" председательствующей стране. Совет по иностранным делам координируется главой Европейской дипломатии, на данный момент это Жозеп Боррель, с июля этот пост может занять премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Сам процесс принятия санкций обычно начинается с проекта Европейской комиссии, за который в дальнейшем голосует Совет по иностранным делам.
Получается, что у Виктора Орбана вряд ли получится смягчить позицию Брюсселя в отношении Москвы. Но он все равно будет пытаться это делать, отмечает Сюзанна Вегх: "У Венгрии в качестве председателя будет практически такое же влияние на внешнюю политику, как и у Венгрии – члена ЕС. Поэтому проблема не в самом председательстве, а в стране, лидер которой лоббирует антисанкционную политику в отношении России, в целом", – говорит она.
Что Будапешт сможет сделать, так это временно смягчить позицию Брюсселя в отношении самого себя, считает Вегх. C 2022 года за нарушения Европейского законодательства Еврокомиссия заморозила около 20 миллиардов положенного Венгрии финансирования. Правительство Венгрии обвиняли в нарушении принципов верховенства закона, государственном вмешательстве в независимость судебных органов власти и коррупции.
"Я думаю, что какого-либо прогресса по процессам, связанным с нарушением верховенства закона в Венгрии, в течение этого полугодия не произойдет. Будучи председателем ЕС, Будапешт сделает все возможное, чтобы нарушения режима Орбана не всплыли на повестке дня”, – считает Вегх.