С этой недели Латвия закрыла два пункта пропуска на границе с Россией – Виентули и Педедзе. Тогда же российские власти закрыли для людей с украинскими паспортами почти все КПП на границе с Евросоюзом на въезд, оставив единственный переход Виентули – Лудонка. Теперь по суше граждане Украины попасть в Россию не могут. Остался только аэропорт Шереметьево. Радио Свобода выясняло, какие последствия могут быть у этих решений.
Решение закрыть пункты пропуска было подготовлено МВД Латвии, подано на рассмотрение правительства и принято на внеочередном заседании 12 октября – в тот же день, когда о своем намерении объявила Россия. Оно последовало именно в качестве реакции на российский указ для "предотвращения угрозы общественному порядку и национальной безопасности, а также во избежание возможных неблагоприятных последствий ситуации". По мнению ведомства, "ограничение, созданное Россией для украинцев при пересечении границы, могло спровоцировать ситуацию, когда граждане Украины и других стран вынуждены были бы направиться в Латвию, а также оставаться на территории Латвии в ожидании своей очереди пересечь границу РФ".
Это попытка расколоть Европейский союз и создать напряженность на его границе
С 16 октября граждане Украины, въезжавшие раньше из ЕС в Россию через без малого 30 погранпереходов на всем протяжении границы РФ и ЕС, устремились бы к самому маленькому латвийскому пункту пересечения. "При статистике, которая нам известна по опыту Финляндии, Норвегии, Польше, Эстонии, Латвии, общий объем [потока пересекающих границу] будет таким, что мы просто не можем этого допустить", – сказал министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис. МВД полагает, что решение России является ответом на запрет въезда в ЕС автомобилей с российскими номерами, и это "попытка […] расколоть Европейский союз и создать напряженность на его границе".
Заместитель начальника управления Государственной погранохраны приграничного города Виляка Алдис Станиславскис сообщил, что ежедневно через Виентули в Россию въезжали около 60 украинцев. По словам Рихарда Козловскиса, российские пограничники в Лудонке перед закрытием остальных переходов работали очень медленно, и на латвийской стороне скопилось много людей. Мэр города Балви Сергей Максимов высказал мнение, что, если Виентули остался бы открытым, там образовалась бы очередь из полутысячи украинцев, люди, возможно, стали бы "более нервозными", создавали бы конфликтные ситуации, из-за чего в Балвском, Алуксненском и Лудзенском краях пришлось бы объявлять чрезвычайную ситуацию.
Смотри также Пешком и без чемодана? Как теперь россиянам попасть в ЕвропуКак сообщили Латвийским общественным СМИ на русском языке (Rus.LSM.lv) в Государственной погранохране, в этом году граждане Украины въезжали в Россию через сухопутные погранпереходы в среднем около 6 тысяч раз в месяц. Через Виентули с середины года проходило около 40% этого потока. С 1 по 12 октября через Виентули люди с украинскими паспортами выехали 892 раза, через Терехово – 569 раз, через Гребнево – 558.
Между Россией и Латвией осталось два рабочих погранперехода: Бурачки – Терехово и Убылинка – Гребнево. Украинцам через них в Россию ездить нельзя. Из России их теоретически должны выпускать без ограничений. Козловскис сообщил, что освободившихся пограничников отправили работать, в частности, на латвийско-белорусскую границу, испытывающую давление миграционного потока.
Руководитель Конфедерации украинцев в Латвии "Віче" Оксана Сичко заявила журналистам, что закрытие КПП не создаст трудностей для украинцев: "Россию нужно было изолировать уже давно! И родственники, которые живут в России, уже должны были собраться и вернуться, защищать родину". Координатор Центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам в Санкт-Петербурге Екатерина Евченко пишет в фейсбуке, что люди с украинским гражданством уже не смогут приехать за своими родителями, детьми, животными в Россию: "Ни у кого (в том числе у волонтеров) нет денег на билеты из Осло или Берлина в Москву через Стамбул. А попасть из Европы в Россию можно сейчас только такими "козьими тропами" за большие деньги".
Украинцы, приехавшие на границу, чтобы попасть в Россию к родственникам, были застигнуты решениями российских и латвийских властей врасплох. Волонтер из Даугавпилса Александр Барбакадзе рассказал Радио Свобода о тяжелых последствиях, к которым они могут привести:
– Сколько украинских граждан в реальности пересекает границу в сторону России, мы не знаем, поскольку туда едут разные люди. Есть просто туристы, которые ездили туда-сюда, и мы к ним не имели никакого отношения. Были люди, которые, к сожалению, не смогли прижиться в Европе в силу ментальности, возраста и пытались вернуться. Но большая часть, с которой мы имели дело, – это люди, ехавшие в Россию, чтобы забрать либо больных родителей, либо несовершеннолетних детей. Когда в России был принят указ о том, что украинцы могут выезжать из России и въезжать в нее по внутренним паспортам, одновременно несовершеннолетних до 18 лет лишили права пересекать границу без нотариально заверенной доверенности или без сопровождения родителей. Если раньше у нас дети, у которых есть украинские паспорта, 16–17-летние спокойно добирались сами, то после этого решения родители должны были ехать за ними. Это категория высокого риска, потому что, во-первых, они еще дети, и, находясь на оккупированных территориях, они подвергаются постоянному давлению, и психологическому, и иногда и физическому, с целью навязать им российское гражданство. Во-вторых, если это мальчики, то они потенциальные призывники.
Это люди, ехавшие в Россию, чтобы забрать либо больных родителей, либо несовершеннолетних детей
– Уже видите последствия этого решения политиков?
– Я не комментирую работу пограничников и политиков. С гуманитарной точки зрения это тяжелая ситуация. 16-го числа, например, к нам приехал мужчина из Херсона по имени Тарас. Он оказался на украинской стороне, жена на оккупированной территории. Война, летят снаряды, жена выехала в Краснодарский край. А он окружным путем через Киев, Польшу поехал к ней, приехал на границу, но не успел. Он ходил, упрашивал россиян его впустить на другие погранпереходы. И на границе наши друзья из организации "Хочу помочь беженцам", у которых установлены там вагончики, увидели, что он несколько дней слоняется возле границы, – а он такой скромный человек, немолодой уже, 54 года – покормили его, посадили в автобус. Он у нас в Резекне переночевал и начал процедуру регистрации в Латвии. Сейчас ему, по идее, надо как-то здесь легализоваться, попытаться найти работу, заработать денег, потому что теперь для него единственная возможность воссоединиться с семьей – это прилететь в аэропорт Шереметьево. Я не знаю как, может быть, через Стамбул.
Мы также поговорили с российской волонтеркой Анастасией (имя изменено по ее просьбе).
– Вы уже чувствуете в своей работе последствия закрытия КПП Виентули?
– Закрытие погранпереходов на въезд в Россию в первую очередь сказалось на тех гражданах Украины, которые уже где-то получили защиту и возвращаются за своими близкими. К нам поступают запросы, как можно сейчас уехать, от людей, которые хотят либо вывезти, либо навестить пожилых и больных родственников, которые находятся на территории России или, например, в Мариуполе.
– Уже найдены какие-то доступные людям способы?
– Заявлено, что вторым вариантом въезда является аэропорт Шереметьево. Попасть туда можно через третьи страны. Нужно понимать, что граждане Украины, которые путешествуют в Россию, в большинстве своем имеют заграничные паспорта. Чисто теоретически прилететь в Шереметьево они, безусловно, могут. Другое дело, что такой маршрут существенно удорожает для них передвижение.
– Какую часть из ваших подопечных составляют люди, которые не могут себе позволить такого путешествия?
– Строго говоря, мы не занимаемся теми, кто возвращается в Россию, это люди делают самостоятельно. В принципе, если у людей есть защитный статус в Европе, они могут заработать деньги. Конечно, есть часть граждан Украины, для которых эта мера латвийского правительства является очень дискриминационной. Это те, кто пытается въезжать по внутренним паспортам (я не могу такое рекомендовать, но люди это делают). Часто это матери-одиночки, женщины, возвращающиеся за детьми-подростками. Это не такая большая часть общего потока, тем не менее это одна из наиболее уязвимых групп. И конечно, всем украинцам, кто планирует приезжать в Россию, могу порекомендовать в обязательном порядке оформлять загранпаспорта. Таким образом они смогут попасть в Россию через Шереметьево.
Смотри также "Мы шли туда, где не стреляют". Из Украины в Европу через Россию– Сколько примерно такое путешествие стоит в рублях?
– Я боюсь ввести вас в заблуждение, но навскидку, например, из Стамбула в Шереметьево прилететь можно и за 12–16 тысяч рублей. Это зависит от того, за какой срок до вылета вы покупаете билет. Можно прилететь также из Минска, там перелет стоит 6–8 тысяч. Граница Польши и Беларуси пока работает на въезд, по крайней мере Брест. Однако число погранпереходов постоянно сокращается. Практики еще нет, и пока она не накопилась, всё очень непонятно, – говорит Анастасия.
Жизненные ситуации, заставляющие украинцев ехать в Россию, очень разные. На условиях анонимности нам рассказали такую, например, историю. Семья – муж, жена и ребенок – проживает на территории одной из западноевропейских стран. Тяжело заболела бабушка ребенка, которая живет в России, и к ней необходимо попасть. Ребенок после бомбежек находится в тяжелом психическом состоянии и панически боится летать. Лететь мужчине одному в Россию опасно. Остаться с ребенком и послать жену он не может, потому что ребенок болезненно привязан к матери.
Практики еще нет, и пока она не накопилась, всё очень непонятно
Человек в совершенном отчаянии связался с латвийской погранохраной по электронной почте. Ему ответили, что на латвийско-российской границе по-прежнему действуют два КПП – Терехово и Гребнево и что Латвия не вводила никаких ограничений на пересечение границы гражданами Украины, а по вопросам въезда в Россию посоветовали обращаться в компетентные органы РФ. Тогда он позвонил по номерам телефонов, которые смог найти в интернете: в Рижское управление погранохраны и в отделение таможни "Виентули". По его словам, ему посоветовали написать на общий электронный адрес Государственной погранохраны заявление на имя начальника КПП "Виентули", чтобы его в порядке исключения пропустили через этот пункт. Он так и поступил. Ответ ему пришел с адреса оперативных дежурных. Они посоветовали ему уточнить адрес, по которому следует посылать заявление, потому что сами они такой информацией не обладают. Радио Свобода спросило погранохрану, существует ли процедура предоставления доступа через Виентули в порядке исключения. На момент публикации статьи ответа мы не получили.