Владимир Путин прервал двухнедельное молчание. Он обратился к гражданам России и высказался об ударах западными дальнобойными ракетами ATACMS и Storm Shadow. Ответом на эти удары, по словам Путина, и послужил удар по предприятию ВПК в Днепре новой баллистической ракетой средней дальности под названием "Орешник".
Страны Запада должны очень серьезно отнестись к сделанному Путиным заявлению, говорит премьер Венгрии Виктор Орбан. А Александр Лукашенко считает, что мир стоит на пороге третьей мировой войны. Посол Украины в Великобритании и экс-главком ВСУ Валерий Залужный открыто говорит, что в 2024 году уже началась третья мировая война.
Для обсуждения последствий применения новой российской ракеты в НАТО экстренно созывают заседание уже на следующей неделе. А
россияне тем временем начали искать информацию о ядерной войне в семь раз чаще.
Можно ли говорить о новом витке эскалации войны и о возможном начале третьей мировой? Поговорим об этом с военным экспертом Владиславом Селезнёвым и политологом Александром Морозовым.
Россия обстреляла Днепр новой баллистической ракетой средней дальности, говорит Путин в срочном обращении к военным и гражданам России. Средняя дальность – это от тысячи до шести тысяч километров: примерно как от центра Москвы до Центральной Африки. По словам Путина, эту ракету невозможно сбить, настолько она быстрая. Что говорит Путин своим обращением партнёрам Украины? Такой вопрос на конференции сегодня днём получил министр иностранных дел РФ. По его словам, это сообщение для администрации Байдена. Зачем?
Ваш браузер не поддерживает HTML5
На что способна эта новая ракета, которой Путин пугает Украину и её союзников?
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Военный аналитик Владислав Селезнёв полагает, что нужно говорить прежде всего не о новой ракете, а о реанимированном проекте комплекса РС-26 "Рубеж".
Ракета способна вызвать серьезные разрушения, риски весьма существенные
– Россияне таким образом пытаются использовать те свои наработки, которые в настоящее время доступны для непосредственного исполнения, чтобы устрашить военно-политическое руководство Украины и подать четкие сигналы политическим элитам Запада: мол, Владимир Путин и его окружение не готовы к любым компромиссам, кроме тех, которые они уже озвучили. Речь идет о полной капитуляции Украины и об аннексии ряда ее регионов с целью их присоединения уже не де-факто, а на юридической основе к Российской Федерации. В этот раз противник использовал пустопорожние болванки, но сложно предугадать, что будет с Днепром в случае, если в той самой начинке будет использован ядерный компонент.
– Что, если не ядерные боеголовки, могут нести подобные ракеты и какой от них может быть ущерб?
– Мощность боевой части этой ракеты, по разным оценкам, от одной тонны до двух. Соответственно, шесть боеголовок в составе ракеты – это порядка 250–300 килограммов, приходящихся на каждый из отдельных элементов, отделяющихся от тела ракеты на финальную траекторию полета. Прилет боевой части, которая содержит порядка 300 килограммов, с учетом еще огромной кинетической энергии, вызванной высокой скоростью полета, – это серьезные разрушения. Риски весьма существенные.
Обратите внимание: нынешняя ракетная атака была комбинированная. Кроме РС-26 была использована одна ракета комплекса "Кинжал", запущенная по тому же объекту в Днепре, для того чтобы создать иллюзию масштабной ракетной атаки, возможно, ввести в замешательство или в волнение всех исследователей этого проекта. Очевидно, что не следует говорить про уникальную современную разработку в этом смысле, как заявляет Владимир Путин.
– Что ВСУ придётся менять в своей работе с учётом нового оружия?
ПВО такого типа у нас крайне мало, а стратегических объектов немало
– Безусловно, проблема очень серьезная и пока не решаемая. Для того чтобы на высоких орбитах движения уничтожать эту ракету, нам необходим комплекс, по определению недоступный. Даже если мы сегодня приступим к переговорному треку с нашими американскими партнерами, я думаю, такие комплексы могут появиться не ранее чем через год, а может быть, через полтора года при самом хорошем раскладе ситуации.
На финальной траектории полета нам могут помочь системы ПВО. Но беда в том, что ПВО такого типа у нас крайне мало, а стратегических объектов немало. Поэтому, безусловно, риски очень высоки. Не просто так высшее политическое руководство нашей страны апеллирует практически ко всем структурам, но, к сожалению, пока это крик одинокого в тумане. Нет четкой реакции ни со стороны Североатлантического альянса, ни со стороны Организации по безопасности Совета Европы, ни со стороны офиса Генсека ООН.
– Если верить Пентагону, Штаты предупреждали, что Россия использует эту ракету. Как Украина успела подготовиться к этому удару?
– Обратим внимание на заявление господина Пескова. Он говорил: мол, по стандартной процедуре, в автоматическом режиме правительство США было предупреждено за 30 минут до пуска. Но дело в том, что посольство США в Киеве прекратило свою работу за много часов до той самой ракетной атаки, а это значит, что процесс информирования состоялся много раньше, нежели о том заявляет господин Песков. Когда спикеры Пентагона заявляют, что они своевременно проинформировали своих ключевых партнеров, а также правительство Украины, дав им возможность подготовиться к такого рода ракетной атаке, совершенно очевидно, что именно так оно и было.
Крайне мал отрезок времени с момента пуска: от 10 до 15 минут
Безусловно, сложно планировать свою деятельность в таких условиях, когда ты не знаешь, куда прилетит эта ракета, а ее дальность полностью накрывает всю территорию Украины. Когда вчера ряд народных депутатов Украины заявили, что Верховная рада на некоторое время ушла на дистанционную работу, тревожность у жителей Киева, находящихся вблизи правительственного квартала, получила совершенно четкие контуры. Крайне мал отрезок времени с момента пуска: по разным оценкам, от 10 до 15 минут, – соответственно, реагировать на сигнал воздушной тревоги нужно практически мгновенно. А с учетом того, что в нашей стране постоянно звучат сигналы воздушной тревоги, скоординировать свои действия крайне сложно, – подчеркивает Владислав Селезнёв.
О том, как мир отреагировал на испытание российской ракеты в Украине, – в нашем сюжете.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
О реакции на запуск ракеты и заявлениях Владимира Путина размышляет политолог Александр Морозов.
Весь ход войны претерпел радикальные изменения, связанные с Курской областью
– Предупреждение о запуске таких ракет – это не телефонные переговоры между какими-либо политическими руководителями, это просто протокол предупреждения, вытекающий из установленных много лет назад договоренностей о том, каким образом информировать друг друга о пуске подобных ракет. Это просто одностороннее информирование, оно не предполагает никакого обсуждения. Если страны будут проводить испытания баллистической ракеты, они просто автоматически предупредят о том, что такой пуск производится. Союзники Украины в этой ситуации никаким образом не могли бы оказать никакого влияния на принятие решения об этом пуске.
– В своей риторике Путин не первый раз использует слово "испытание". Во время войны в Сирии тоже звучали слова о том, что Россия там "испытывает вооружения". Звучит довольно цинично. Почему подобные "испытания" Путина не вызывают серьезного ответа от Запада?
– Сейчас они, конечно, вызывают – это очевидно. Путин продемонстрировал, что у него есть эффективная баллистическая ракета, способная нанести ядерный удар, примерно такой, какой он себе мыслит и в ядерных доктринах, и в разного рода сценариях ядерной войны. Путин показал, что использование иностранных ракет по территории РФ Кремль воспринимает как основание для ответного удара, в том числе и ядерного, по странам, которые это оружие производят и передают Украине. Так что все страны глобального альянса, которые поставляют Украине оружие, сейчас, несомненно, проводят определенные мероприятия для того, чтобы подготовиться к подобным ударам по своей территории, обезопасить себя, усилить свою оборону.
– Почему обстрел военного штаба в Курской области – это "красная линия", а обстрел объектов на оккупированной территории Украины, которую Путин тоже считает Россией, – нет?
Сейчас можно ждать самых неожиданных шагов со всех сторон
– Ситуация самой войны, весь ее ход, сценарий в последние полгода претерпели радикальные изменения, связанные с Курской областью, по сравнению с предыдущим периодом. Украинские войска находятся в Курской области, при этом российские войска не в состоянии их выбить – это создает новую ситуацию вокруг всей концепции территории и границ. Несомненно, для Путина все это достаточно болезненно.
Кроме того, эскалация, несомненно, предназначена для того, чтобы демонстрировать ее Дональду Трампу, который скоро будет в Белом доме. Перед нами ситуация, когда есть 60 дней окна возможностей для всех сторон, и это окно возможностей и для самых радикальных действий, и для попыток мирного урегулирования. После того как Дональд Трамп займет свой пост, он уже будет выдвигать свою стратегическую доктрину, и наступит какой-то момент ясности со стороны США.
Путин демонстрирует свои возможности; я думаю, что и США со своей стороны сейчас демонстрируют. И Украина продемонстрировала возможности, нанеся ракетный удар по санаторию Управления делами, достаточно эффективный и болезненный для Путина. Мы находимся в очень турбулентной ситуации этих 60 дней, когда можно ждать самых неожиданных шагов со всех сторон.