В 341-м выпуске подкаста "Музыка на Свободе Артемий Троицкий изучает наследие группы Colosseum ("Колизей")
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Британский прог-рок оставил разнообразное наследие: от виртуозных виньеток на тему классики Кита Эмерсона до психоделических мистерий Gong, от электронных экспериментов Pink Floyd до средневековой менестрельщины Gentle Giant. Лондонский Colosseum занимал фланг прог-рока, граничащий с джазом и блюзом. Характерно, что основали группу в начале 1968 года не лидер-гитарист, не клавишник-композитор, не поэт-солист, как это обычно бывает в рок-группах, а барабанщик Джон Хайсмен и саксофонист Дик Хексталл-Смит. Оба до этого играли с главным английским блюзменом Джоном Майаллом и в джаз-роковой Graham Bond Organization. Третьим стал их старый приятель органист Дейв Гринслэйд. После долгих поисков места гитаристов заняли Джеймс Литерленд (соло) и Тони Ривс (бас). В студии группа начала работать в ноябре 1968-го.
Первый альбом Colosseum (февраль 1969), как бы в оправдание древнеримского названия ансамбля, получил название Those Who Are About to Die Salute You – перевод более компактной латинской фразы, обращённой к Цезарю Morituri Te Salutant (“Идущие на смерть приветствуют Тебя”). За исключением свингующей “Прогулки в парке” Грэхема Бонда и классической Backwater Blues Бесси Смит, все композиции, преимущественно инструментальные, сочинили члены группы, и это был чистый джаз-рок с лёгкими классическими инъекциями от Гринслейда (токката Баха в Beware the Ides of March). Блюз Литерленда I can’t live without you не вошёл в первый вариант альбома и вышел только на более поздних переизданиях.
В конце того же года вышел и второй альбом Colosseum Valentyne Suite. Сама сюита заняла всю вторую сторону пластинки и стала бенефисом Дейва Гринслейда. Что до гитарной и особенно вокальной стороны альбома, то они подверглись критике музыкальных обозревателей, как "несоответствующие". Мой любимый трек здесь – “Эта машина требует жертв” на слова весьма популярного в то время текстовика Пита Брауна. Дистопическая картинка современной индустриальной цивилизации. Реагируя на критику, в группу взяли нового гитариста/вокалиста – Дейва “Клема” Клемпсона.
В начале 1970 года была предпринята серьёзная – но неудачная, как вскоре выяснилось – попытка экспортировать Colosseum в Северную Америку. Крупный местный лейбл ABC/Dunhill выпустил альбом The grass is greener, в который вошли 4 новые песни, уже с Клемпсоном, и четыре трека с Valentyne Suite, частично перезаписанные с новым вокалистом. Оттуда же позаимствовали обложку альбома. (Вообще говоря, довольно редкий случай в мировой практике.) Здесь самый эффектный трек – кавер-версия “Верёвочной лестницы на Луну” Джека Брюса.
Для записи четвёртого альбома в Colosseum наконец-то пригласили того, кого им с самого начала очень не хватало, — мощного вокалиста. Лондонец Крис Фарлоу – один из лучших английских блюзовых певцов, обладающий к тому же поп-харизмой. В 1966-м его кавер на Out of time Джаггера и Ричардса стал в Британии хитом №1. На новом альбоме Colosseum (Daughter of Time, декабрь 1970) он великолепно спел пять из шести вокальных номеров, из которых я выбрал ещё одну песню Джека Брюса – “Тема для воображаемого вестерна”.
Можно предположить – никакими свидетельствами я не располагаю, – что отношения внутри ансамбля были сложными. И это привело к тому, что летом 1971 года Colosseum распался вскоре после окончания большого гастрольного тура. Одновременно вышел "прощальный" живой альбом, записанный на концертах в Брайтоне и Манчестере с Крисом Фарлоу. Парадоксальным образом этот выпущенный "на излёте" альбом (Colosseum Live, июнь 1971) стал самым коммерчески успешным в истории группы. Под занавес – отрывок из эпичной баллады Lost Angeles.
Едва успел Колизей развалиться, как его бывшие участники рванули в разные стороны: Джон Хайсмен и последний басист Марк Кларк запустили Tempest; Дейв Гринслейд – Greenslade; Клем Клемпсон – Humble Pie; Крис Фарлоу присоединился к Atomic Rooster. В 1975 году Хайсмен создал Colosseum II с небезызвестным гитаристом Гэри Муром; в 1994-м состоялось воссоединение в старом составе, который продолжал периодически выступать вплоть до 2015-го. Уже после смерти Хайсмена (2018) Фарлоу, Клемпсон и Кларк с новыми партнёрами эпизодически радуют старых поклонников в клубах.
Плейлист "Музыки на Свободе" #341
1. Animal Collective (USA). Magician from Baltimore. LP ISN’T IT NOW? (Domino)
2. La Riippa Group (Finland). Bara dalagubba. LP AWAKE (La Riippa Group)
3. The Coral (UK). North Wind. LP SEA OF MIRRORS (Modern Sky)
4. Fatoumata Diawara ft Damon Albarn (Mali/France/UK). Nsera. LP LONDON KO (Wagram)
5. Colosseum (UK). I can’t live without you. LP ELEGY. THE RECORDINGS 1968-1971 (Esoteric)
6. Ibid. The machine demands a sacrifice. LP Ibid
7. Ibid. Rope ladder to the Moon. LP Ibid
8. Ibid. Theme from an imaginary Western. LP Ibid
9. Ibid. Lost Angeles. LP Ibid
10. Compagnie Rassegna (France). Oh Non! LP QUI VIVE! (Buda)
11. Dossel (Brazil). Capoeira e sal. LP BADOQUE (Dossel)
12. DIVA Ethno Future Sound (Russia). Perrekhinche. LP CHUVASH STANZAS & SONGS (Bond)
13. Merema (Russia). Lisede rasket karshozonok. LP ERYAMON KOYTNEVA (CPL)