"Прекратить умиротворение". Немецкие интеллектуалы против мягкости к Кремлю

Акция протеста против российской агрессии в первые дни после аннексии Крыма Россией. Март 2014 года, Берлин, у посольства РФ. На плакатах – даты прошлых советских и российских вторжений в другие страны

Германия и Франция вновь, как и в 2015 году, предлагают свои посреднические услуги по деэскалации конфликта между Россией и Украиной. О новой попытке посредничества объявили на днях немецкий и французский министры иностранных дел – Анналена Бербок и Жан-Ив Ле Дриан. Бербок 17 января встретилась в Киеве с президентом Украины Владимиром Зеленским и главой украинского МИДа Дмитрием Кулебой. Затем она отправится в Москву для встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым. Этой инициативой в самой Германии довольны далеко не все.

В преддверии визита Анналены Бербок в Киев и Москву немецкие эксперты по Восточной Европе, обеспокоенные концентрацией российских войск и боевой техники на границе с Украиной, угрозой военной конфронтации и ультимативными требованиями Путина, обратились с открытым письмом к правительству ФРГ. Они требуют "коренным образом" изменить слишком мягкую, по их мнению, политику Германии в отношении России.

Смотри также Станет ли Олаф Шольц новым другом Владимира Путина? Пока не похоже

Среди 73 человек, подписавших письмо, – политики и политологи, слависты и историки, журналисты, деятели культуры и профессора университетов. Это, среди прочих, многолетний депутат бундестага от христианских демократов (партии Ангелы Меркель), председатель внешнеполитического комитета парламента Рупрехт Поленц, его коллега из партии "зеленых" Фолькер Бек, Ребекка Хармс, возглавлявшая в Европарламенте делегацию "зеленых", Вернер Шульц, в недавнем прошлом – вице-председатель парламентской комиссии по сотрудничеству ЕС и России, известный историк Карл Шлёгель, профессор Хубертус Ян, заведующий кафедрой истории России и Кавказа в Кембриджском университете, и многие другие.

В обращении, в частности, говорится: "Российская Федерация является одним из самых мощных в военном отношении государств. С помощью своих войск и иррегулярных вооруженных формирований, а также угрожающего ядерного потенциала Кремль ведет войны и оккупирует территории бывших советских республик". Речь в письме идет также о подрывной деятельности и пропагандистских кампаниях в других странах, об игнорировании принципов международного права, преследованиях и убийствах тех, кого Москва считает "врагами", о хакерских атаках... "И за всем этим Германия уже в течение трех десятилетий наблюдает хотя и критически, но по большей части безучастно", – подчеркивают авторы письма. Более того: по их мнению, нападение на Украину в 2014 году явилось "логическим следствием пассивной немецкой политики по отношению к российскому неоимпериализму. А экономические санкции ЕС были слишком мягким и неудовлетворительным ответом на все более агрессивный курс Кремля".

За словами Берлина должно последовать намного больше дел, чем это было до сих пор

Авторы письма требуют коренным образом изменить немецкую политику в отношении России. Они подчеркивают: у Германии как у крупнейшего экономического, научного и инвестиционного партнера России есть для этого все возможности. "За словами Берлина должно последовать намного больше дел, более эффективные действия, чем это было до сих пор".

Один из подписавших обращение – Манфред Квиринг, около 20 лет проработавший в Москве корреспондентом немецких газет Welt и Berliner Zeitung. Он автор книг "Россия: возрождение мировой державы?" и "Русский мир Путина".

Тогдашний лидер немецких социал-демократов Мартин Шульц просматривает книгу Манфреда Квиринга "Русский мир Путина"

Подобное открытое письмо, подписанное столь авторитетными людьми, – очень серьезная и нечастая вещь. Почему было решено сейчас написать и опубликовать это своеобразное воззвание?

– Наше письмо – важный и очень серьезный индикатор событий, призыв, с которым эксперты по России и Восточной Европе обращаются к политической элите Германии. Мы призываем безотлагательно и коренным образом изменить немецкую политику в отношении Москвы, построить ее по-новому. Безотлагательно – потому, что сейчас мы видим усиление агрессивного внешнеполитического курса Кремля, которому мы должны решительно противостоять.

Украине необходимо оказать военную помощь. Она стоит перед реальной угрозой

Каким образом?

– В первую очередь, необходимо прекратить попытки умиротворения. На протяжении последних лет и десятилетий мы снова и снова слышим один и тот же вопрос: "Что нам нужно сделать, чтобы успокоить Россию?" Но Россия в течение всего этого времени преследует собственные планы, цель которых – вернуться к прежней, советской сфере влияния, снова определять политику стран, которые к этой сфере относились, и даже присоединить их – формально или неформально. Этому надо дать решительный отпор, потому что такая политика будет продолжаться и дальше, как бы дружелюбно Запад ни пытался себя вести. Никакая готовность к компромиссу Москву здесь не остановит.

Смотри также Искусство "тянуть резину". Чем заканчивается эпоха Ангелы Меркель

Испытанное средство – экономические и дипломатические санкции, хотя и здесь спорят о степени их серьезности. А что вы думаете о военной помощи Украине?

– Я убежден, что Украине необходимо оказать военную помощь. Украина стоит перед реальной угрозой, к ее границам стянуты российские войска и боевая техника, и ей нужно помочь, в том числе поставками военного снаряжения, оружием. Это требование разума, и я разочарован позицией министра иностранных дел Германии Анналены Бербок, которая пока не решилась на это. Я надеюсь, что она все-таки даст "добро" на поставки вооружения Украине.

Некоторые комментаторы, говоря о сегодняшней угрозе Украине и переговорах с Россией по этому поводу на разных уровнях, проводят параллели с 1938 годом, вспоминают "Мюнхенский сговор"...

– Я скептически отношусь к историческим параллелям. Мы живем в другие времена, конкретные обстоятельства – тоже другие... Прямые параллели тут бессмысленны. Но все же какие-то уроки из прошлого можно и нужно извлечь. Главный урок: попытки умиротворить агрессивного политического партнера – ошибочный путь. Разумеется, надо продолжать диалог, насколько это возможно, но мы видим сейчас, что Москва предъявляет ультимативные требования, угрожая, если они не будут приняты, новыми милитаристскими авантюрами. Это совершенно неприемлемо.