Болгария в последнее время сделала несколько резких шагов, направленных на дальнейшее снижение собственной и общеевропейской зависимости от российских энергоносителей. Что стоит за действиями Софии?
"Болгарская пощёчина российскому газу"
Так хлёстко сформулировал портал "Дневник" суть произошедшего: по инициативе правительства Болгарии Народное собрание ввело с 13 октября сбор в размере 20 левов (около 10 евро) за мегаватт-час, или приблизительно 100 куб. м российского природного газа, который проходит через Болгарию по "Турецкому потоку" (его здесь именуют "Балканским"). Новая мера может принести в бюджет страны от 2 до 3 млрд левов в год.
Болгария вправе устанавливать сбор за импорт и транзит российского природного газа, заявил премьер-министр Николай Денков. Несмотря на санкции против России, сказал он, некоторые государства получили разрешение импортировать российский газ, потому что у них не было других возможностей. Речь идёт о Венгрии и Сербии. Но появились интерконнекторы, так что альтернативы существуют, и российский газ не должен пользоваться какими-то особыми преференциями. "Этим сбором мы возвращаем на рынок конкуренцию. Мы ожидаем не роста цен в Сербии и Венгрии, а снижения прибыли "Газпрома", то есть сокращения средств, которые поступают в государственный бюджет России на ведение войны. Мы также создаем реальную конкуренцию с другими источниками газа – сжиженный против трубопроводного, который поступает из России", – пояснил Николай Денков.
Смотри также Взрывоопасная страна. Болгария остается целью диверсий Кремля"Данное решение противоречит европейской солидарности и угрожает энергетической безопасности членов ЕС и стран-кандидатов", – говорится в заявлении, подписанном министром финансов Сербии Синишей Мали и министром иностранных дел и торговли Венгрии Петером Сийярто. Враждебный шаг Болгарии не останется без ответа, заявил Сийярто. Венгрия будет работать над ответными мерами совместно с Сербией, которая также полагается на балканский газопровод. Президент Сербии Александр Вучич назвал решение Болгарии "странной вещью". По его словам, это большая проблема для Сербии, и он будет разговаривать с болгарской стороной, так как, по его мнению, это решение не должно распространяться на Сербию.
Правда, накал страстей был сбит с самого начала тем же венгерским министром Сийярто. Он сообщил в интервью государственному телевидению Венгрии, что на совпавшей по времени с болгарским демаршем встрече президента России Владимира Путина с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном в Пекине последний получил заверения, согласно которым "Газпром" обеспечит поставки в соответствии с контрактными условиями (надо сказать, что новая плата за транзит составляет примерно пятую часть текущей базовой цены на газ TTF). Сам "Газпром" взял весьма продолжительную паузу – его реакции на решение Болгарии нет до сегодняшнего дня.
Болгария, являющаяся членом ЕС и НАТО, совершила резкий поворот после прихода к власти в мае этого года проевропейского правительства, отмечает в комментарии газета Financial Times. Хотя мы и не потребляем больше российский газ, но все равно, по сути, являемся виновниками того, что другие страны Европы продолжают это делать, сказал газете источник в Софии. (Болгария одной из первых в Европе прервала отношения с "Газпромом", когда от неё потребовали перейти на оплату уже заключенных контрактов в рублях.)
Министр финансов Болгарии Асен Василев подтвердил в интервью той же газете, что целью введения последнего налога является не удорожание газа для потребителей в Венгрии и Сербии, а снижение рентабельности поставок газа через Болгарию для "Газпрома". "Новый налог полностью соответствует целям ЕС по снижению зависимости Евросоюза от российского топлива. Поскольку большинство контрактов "Газпрома" заключаются по цене в точке поставки в конкретной стране, налог, скорее всего, не окажет влияния на цены на газ для конечных потребителей", – сказал он. Василев сообщил, что правительство его страны уведомило Еврокомиссию об этих изменениях и она "изучает" данный вопрос.
Новый налог полностью соответствует целям ЕС по снижению зависимости от российского топлива
По тону комментариев из Брюсселя можно судить, что возражения оттуда вряд ли последуют. Однако решение собственного правительства в резких выражениях раскритиковал глава болгарского государства, президент Румен Радев. Лишившись возможности прямого управления страной через временные кабинеты после сформирования нынешнего правительства, он всеми силами старается его дискредитировать. На этот раз Радев обвинил правительство в "попирании европейских норм, уже заключенных контрактов, вмешательстве в суверенные решения других стран". Тем не менее, газовая зависимость от России, которую Радев всячески пытался сохранить, закончилась, отмечает Mediapool.bg.
"По "Турецкому потоку" течёт коррупция"
Это ещё один заголовок из местной прессы. Болгарский Антикоррупционный фонд (АКФ) обнародовал недавно информацию из взломанной электронной почты заместителя председателя Госдумы РФ Александра Бабакова. Начиная с 2014 года, этот российский политик неоднократно попадал под западные санкции из-за агрессии против Украины. Бабаков считается одним из тех, кто организовывал тайное финансирование политических организаций в ряде стран. Как показывают открывшиеся широкой публике документы, правительство тогдашнего премьера Бойко Борисова, пишет Сapital.bg, проигнорировало национальные и европейские интересы, чтобы выполнить желание президента Путина построить газопровод в обход Украины и дойти до Сербии и Венгрии. В итоге "болгарская, российская и арабская стороны договорились о том, как именно строить "Турецкий поток" через Болгарию (запущен в январе 2020 года. – РС) – проект, за который страна заплатила почти 3 млрд левов без ясных перспектив вернуть их как минимум в ближайшие 15 лет".
В июне этого года апелляционная прокуратура Софии возобновила расследование нарушений законодательства должностными лицами в связи со строительством газопровода "Турецкий поток", отменив отказ столичной прокуратуры в возбуждении досудебного производства. Это было связано с конкретными нарушениями закона о государственных закупках, выявленными Агентством государственной финансовой инспекции. Пока неясно, появится ли в результате расследования обвинительное заключение. До сих пор государственное обвинение проявляло полную беззубость в отношении неправомерных действий лиц и институтов на высшем государственном уровне.
Не в дверь, так в окно
Коррупционные корни "Турецкого потока", о которых здесь говорят с момента зарождения этого проекта, дали этой осенью совсем свежий росток. В начале сентября президент Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом сообщил, что "Газпром" передал турецкой газовой компании Botas "дорожную карту" по созданию газового хаба в Турции; цель – "экспортировать транзитом через Турцию газ потребителям в третьих странах". Предстоит "согласование правовых рамок функционирования, схем осуществления торгов и передачи приобретенного газа", добавил Путин.
На этом фоне понятен пристальный интерес Еврокомиссии к сделке между компанией Botas и болгарским газовым оператором "Булгаргаз". Генеральный директорат ЕС по конкуренции запросил у него информацию, касающуюся соглашений с Botas о поставках и резервировании мощностей на турецко-болгарской границе, а также о согласованных или обсуждаемых контрактах, в которых "Булгаргаз" может выступать в качестве эксклюзивного агента или дистрибьютора по поставкам газа в Болгарию или другие страны ЕС.
Смотри также Кто остался на трубеКак отмечают обозреватели, турецкая Botas за умеренную плату получает гарантированный доступ к болгарскому и европейскому рынкам и, не требуя подтверждения происхождения газа, фактически сможет перепродавать большие объемы газа из России. Эта сделка способна открыть лазейку для российского газа в ЕС, замечает эксперт аналитического центра ICIS (Independent Commodity Intelligence Services) Аура Сабадис. Российский газовый хаб в Турции может служить "отмыванию" российского газа для Европы, а контракт между "Булгаргазом" и Botas маскирует импорт российского газа и является частью плана Путина, считает энергетический эксперт Мэттью Брайза, бывший директор по Европе и Евразии в Совете национальной безопасности США.
Нефть всему голова
Картину полного отхода Болгарии от прежних энергетических привычек дополняют появившиеся перспективы продажи нефтеперерабатывающего завода "Лукойл Нефтохим Бургас", принадлежащего "Лукойлу". Этот крупнейший российский актив в Болгарии обеспечивает 10% её ВВП и является одним из самых больших предприятий данного профиля в Юго-Восточной Европе. По сведениям компании Kpler, завод импортирует 3 млн баррелей нефти в месяц, что делает Болгарию четвертым по величине покупателем российской нефти в мире после Индии, Китая и Турции.
Politico приводит слова Мартина Владимирова, эксперта софийского Центра изучения демократии: "Лукойл" смог трансформировать свое экономическое влияние в широкие политические возможности, финансируя СМИ и партии. Его влияние на болгарскую политическую и экономическую элиту огромно". Илиян Василев, бывший посол Болгарии в России, дополняет эту мысль: "Исторически сложилось так, что "Лукойл" всегда опирался на местные пророссийские СМИ, а также на политиков, на которых он влияет через местных посредников, таких как оптовые покупатели топлива".
Влияние "Лукойла" на болгарскую политическую и экономическую элиту огромно
Согласно согласованному графику, "Лукойл Нефтохим Бургас" должен ограничить переработку российской нефти до 75% к 31 марта 2024 года, снизить объемы до 50% к середине года, до 25% – к 30 сентября и окончательно прекратить к 31 октября. Однако сейчас ведущие фракции в Народном собрании требуют решить этот вопрос незамедлительно.
В уже упоминавшемся интервью Financial Times министр финансов Асен Василев указал на "признаки заинтересованности" в приобретении НПЗ со стороны неназванных инвесторов. Из его слов можно понять, что инициировать процедуру продажи руководство компании "Лукойл" вынудило давление, которое болгарское правительство оказывает на российские предприятия в стране. Продажа НПЗ в Бургасе другому инвестору, резюмирует Deutsche Welle, стала бы серьезным шагом к разрыву российской энергетической зависимости.