21 ноября США объявили о новой порции санкций в отношении российского финансового сектора. В черном списке оказался и системно значимый Газпромбанк, до последнего времени обслуживавший остатки российской торговли нефтью и газом с Европой. Когда санкции вступят в силу, европейские покупатели лишатся последнего легального способа платить за российский газ.
Новая порция американских санкций в отношении российского финансового сектора – "прощальный подарок" администрации Джо Байдена. Это самое масштабное пополнение санкционного списка с 2022 года. В него вошли 15 физических лиц, 11 из которых служат в Банке России на руководящих должностях.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина и ее первый заместитель Ольга Скоробогатова (она уйдет из ЦБ 2 декабря) под санкциями с 2022 года. Теперь дошла очередь до других зампредов и руководителей департаментов. Пополнили "черный список" и четыре десятка российских компаний – по большей части регистраторов ценных бумаг и депозитариев. А также более 50 российских банков, включая системно значимые "Дом.РФ" и Газпромбанк с его зарубежными "дочками". Эти "дочки" обнаружились в Швейцарии, ЮАР, Гонконге, Люксембурге и на Кипре.
Наконец Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) – американский санкционный регулятор – выпустило предупреждение о том, что иностранные компании и банки, которые присоединились или планируют присоединиться к Системе передачи финансовых сообщений – российскому аналогу SWIFT, – рискуют также оказаться в санкционном списке.
Из всего набора самыми серьезными выглядят санкции в отношении Газпромбанка. C 20 декабря все операции с ним должны быть прекращены. Исключение сделано только для платежей, имеющих отношение к проекту "Сахалин-2" – они разрешены до 28 июня 2025 года. Стоит напомнить, что именно этот банк, согласно подписанному Путиным весной 2022 года указу, является ключевым элементом в схеме расчетов покупателей из "недружественных" стран за российский газ. Другого способа, кроме как перечислять доллары и евро на свои мультивалютные счета в этом банке с последующей конвертацией в рубли, просто не предусмотрено. Это ставит под вопрос остатки поставок российских углеводородов в Европу и другие развитые страны после того, как американские санкции вступят в силу. Внесение Газпромбанка в санкционный список может стать решающим аргументом в европейской дискуссии о прекращении транзита трубопроводного газа "Газпрома" после 31 декабря 2024 года, когда истекает срок действующего до сих пор долгосрочного контракта.
Последствия могут оказаться более серьезными, чем лишение "Газпрома" остатков выручки в валютах "недружественных" стран. Для того, что осталось от российского валютного рынка, роль Газпромбанка, который до последнего времени легально имел долларовый корреспондентский счет и мог совершать сделки и переводы в долларах, тоже переоценить сложно. Американцы закрывают последнюю крупную "калитку" в стене, отделяющей российский финансовый сектор от остального мира. И хотя о полной финансовой блокаде говорить пока не приходится, санкции против Газпромбанка могут привести к последствиям не менее серьезным, чем те, что последовали за включением в санкционный список Московской биржи.
На то, чтобы еще сильнее осложнить жизнь российским экспортерам и импортерам, направлены санкции в отношении более мелких банков, активно использовавшихся для переводов в так называемые "дружественные" страны и конвертации уже там рублей во что-то более употребимое в международной торговле. Таким образом, можно констатировать, что новый пакет наносит удар в довольно болезненную для нынешней российской экономики точку. Внешняя торговля пострадает. Рубль уже отреагировал ослаблением. Доллар прочно обосновался выше 100 рублей, и это еще один дополнительный источник для разгона цен. Сначала на импортные потребительские товары и комплектующие для российских производителей, а потом и на все остальное.
Любопытно, что в России и за ее пределами пока больше обсуждают, как справится Германия без российского газа, и разве что не хоронят немецкую экономику. Однако немцы, скорее всего, справятся. Во-первых, Россия далеко не единственная страна, в которой добывают и экспортируют "голубое топливо". А во-вторых, прожить можно не только без российского, но и вообще без газа. На днях губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков рассказал, как его регион подготовился к зиме. Заготовили дров, смастерили буржуйки, закупили генераторы… По иронии судьбы, там, в Белгородской области, происходит все то, что кремлевские пропагандисты в 2022 году предрекали Европе. Но Европа под стенания о своих незавидных перспективах продолжает худо-бедно функционировать. А вот о Белгородской или Курской областях богатой газом (и не только газом) России этого уже не скажешь.