В 345-м выпуске подкаста "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий расскажет о сборнике Lounge Psychodelique
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Этот жанр возник в середине пятидесятых, когда уровень жизни и материального благосостояния в США рвался вверх и тамошние граждане стали активно путешествовать по дальним краям; сначала добрались до окрестных Гавайев, а затем двинулись дальше – в Африку на сафари, в Южную Америку в джунгли, на тихоокеанские острова и коралловые рифы. Новая мода породила и свою звуковую дорожку – музыкальный стиль exotica, в котором звуки экзотических инструментов вроде маримбы соседствовали с голосами диких зверушек и племенными песнопениями. Рядом расположился другой ласкающий слух стиль – easy listening; уже без особых диковинок, но с роскошными оркестрами и услаждающими уши вокальными группами. Тогда же появился ироничный термин bachelor pad music – "музыка холостяцкой берлоги". Имелось в виду, что под эти соблазняющие звуки означенные холостяки разводили (или хотя бы пытались развести) в своих берлогах девушек на сексуальные утехи. Я в своё время придумал русский эквивалент обозначения этой стилистики – "музыка лёгкого поведения". А в устоявшейся мировой терминологии прижилось выражение lounge music.
Десятилетие пролетело, и мода изменилась радикально. Сначала рок-н-ролл и сёрф покорили молодых холостяков и их подруг, а затем ЛСД и косяки марихуаны вдохновили стиль psychedelic. В принципе, каньон между lounge и психоделикой, при всей разнице в lifestyle и культурном контексте, не так уж глубок: и то, и другое создаёт иллюзорный и приятный звуковой мирок, аудиокайф своего рода. Поэтому, увидев ретроспективную компиляцию под названием Lounge Psychodelique, я не слишком удивился. Предлагаю и вам переступить порог этой берлоги!
Леонард Нимой – главный персонаж бесконечной культово-китчевой научно-фантастической телефраншизы Star Trek. (Тот, который Спок – с длинными, как у летучей мыши, ушами). Оказывается, у него была и недолгая (1967–1970) попытка музыкальной карьеры: целых два альбома записал. На первом из них имеется футуристическая версия классики lounge – пьесы Music to watch space girls by ("Музыка, чтобы наблюдать за внеземными девчонками"). Игривая мелодия, известная большинству по вокальной версии Энди Уильямса, здесь разукрашена всяческими "космическими" электронными эффектами – и звучит что твой Gong или Hawkwind.
А вот образчик противоположного подхода: Мел Торме, один из известнейших американских crooner’ов (исполнителей сладких эстрадных песенок), на своём альбоме Raindrops keep fallin’ on my head выпустил свой вариант психоделического хита шотландца Донована "Солнечный Супермен". Несколько десятилетий спустя эта практика – исполнять роковые или даже панк-роковые стандарты в нежной и игривой lounge-манере – стала очень популярной, достаточно вспомнить известный французский проект Nouvelle Vague.
В тяжёлые, шумные и мрачные, напичканные хард-роком, хэви-металом и постпанком семидесятые и восьмидесятые облегчённый lounge начисто утратил актуальность (до некоторой степени его компенсировала музыка диско), но в середине девяностых стиль пережил нежданный ренессанс. Любопытно, что наряду с родоначальниками жанра – американцами в первых рядах артистов нео-lounge оказались периферийные французы и особенно японцы. В Токио возникло направление shibuya-kei, и оно (ненадолго, правда) покорило мир музыкальных модников. Во главе движения стоял дуэт Pizzicato Five (композитор Кониши Ясухару и вокалистка Маки Номия) – безупречно стильный и космополитичный. К американскому свингу они примешали элементы бразильской босановы, итальянской кино-музыки, чего-то японского и, несомненно, толику психоделического сюра. Песня "Они все смеялись" – запись 1995 года с альбома "Тихая парочка".
В 21-м веке психоделический оттенок стал музыкальной нормой, проникнув даже в мейнстримовый гипер-поп, а вот у музыки lounge (к которой, признаюсь, я испытываю некоторую слабость) каких-либо приливов популярности я пока не отмечал. Однако на нишевом уровне она благополучно существует, и вполне приличного качества. Единственное новое для себя имя, что я обнаружил на компиляции Lounge Psychodelique, – это шведский квинтет Ixtahuele под руководством композитора Маттиаса Унебака. Группа из Гётеборга вернулась к классике lounge – стилю exotica с его недоступными островами и языческими ритуалами. Записали они уже четыре альбома (плюс один сольный у Унебака); на последнем из них ("Тропинки в Рай", 2024) имеется трек Mareld 2021.
И, под занавес, ещё одна современная запись. Los Bitchos – обаятельный лондонский квартет, в котором оказались четыре девушки из четырёх разных стран: Австралии, Уругвая, Швеции и даже самой Англии. Я бы сказал, что основной вектор, определяющий их музыкальный стиль, – это психоделический сёрф. Но граница между сёрфом и гитарным (подчёркиваю!) lounge всегда была размытой. В прошлом году у Los Bitchos вышел дебютный альбом (мы познакомимся с ним отдельно), с которого сборнику Lounge Psychodelique перепала пьеса "Эта ссылка вот-вот умрёт". "Музыке лёгкого поведения" скорую кончину в пучине новых трендов тоже не раз предрекали, однако…
Плейлист "Музыки на Свободе" #345
1. Blonde Redhead (USA). Kiss her kiss her. LP SIT DOWN FOR DINNER (Section 1)
2. Voodoo Jürgens (Austria). Gitti. LP ANSA WOAR (Lotterlabel)
3. Voodoo Jürgens (Austria). Angst haums. LP ‘S KLANE GLÜCKSSPIEL (Lotterlabel)
4. Boy Harsher (USA). Motion. LP COUNTRY GIRL UNCUT (Nude Club)
5. Leonard Nimoy (USA). Music to watch space girls go by. LP LOUNGE PSYCHEDELIQUE (Two Piers)
6. Mel Torme (USA). Sunshine Superman. LP Ibid
7. Pizzicato Five (Japan). They all laughed. LP Ibid
8. Ixtahuele (Sweden). Mareld 2021. LP Ibid
9. Los Bitchos (UK/Uruguay/Australia/Sweden). The link is about to die. LP Ibid
10. Suonno D’Ajere ft Raiz (Italy). Ammore Busciardo. LP NUN V’ ANNAMMURATE (Italian World Beat)
11. Sorry (UK). Willow tree. LP ANYWHERE BUT HERE (Domino)
12. Meril Wubslin (Switzerland/Belgium). Tout est curieux. LP FAIRE ÇA (Bongo Joe)
13. Sinead O’Brien (Ireland). Spare for my size, me. LP TIME BEND AND BREAK THE BOWER (Chess Club)