Минобороны России утверждает, что под руководством Путина и Белоусова военные выстрелили ракетой “Ярс” с космодрома Плесецк по полигону “Кура” на Камчатке. Тренировались также подводные крейсеры и самолеты дальней авиации. По словам военных, "ядерная триада России" репетировала “массированный ядерный ответ на удар противника”. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнил, что учения плановые. Точно такие же Россия проводила и осенью прошлого года.
По словам источников The New York Times, ядерными учениями Путин демонстрирует Украине и её союзникам технологическое превосходство России. Это сигнал западным политикам, которые всё ещё думают, разрешать Украине удары по объектам в России или нет.
The New York Times также пишет, что российская армия тренирует ядерную триаду “в особенно деликатный для Украины момент”. По словам генерал-майора ВСУ Дмитрия Марченко, из-за того, что украинской армии не хватает людей и боеприпасов, российские войска почти захватили город Селидово рядом с Покровском.
Чтобы замедлить российское наступление, украинские беспилотники атакуют спиртзаводы на территории России. Спирт используют в подготовке топлива для танков, объясняет руководитель Центра противодействия дезинформации Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Коваленко. Под удары беспилотников на этой неделе попал “университет спецназа” “Ахмат” в Чечне. Там готовят контрактников и добровольцев для войны. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что отомстит за удар по учебному центру.
Видят ли партнёры Украины технологическое превосходство России, как военные и политики оценивают положение на фронте, говорим с политологом Фёдором Крашенинниковым и военным экспертом Юрием Фёдоровым.
Американская газета Financial Times со ссылкой на украинскую разведку пишет, что в Курской области в 50 километрах от границы c Украиной разместили около трех тысяч северокорейских военных. По всей видимости, пока они учатся у россиян воевать. Во вторник Верховный главнокомандующий Владимир Путин дал старт тренировке стратегических сил ядерного сдерживания. “Подчеркну, мы не собираемся втягиваться в новую гонку вооружений, однако будем поддерживать ядерные силы на уровне необходимой достаточности” – сказал Путин.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Темпы российского наступления в Украине за последние недели выросли, но остаются медленными и соответствуют позиционной войне, а не быстрым механизированным маневрам. Об этом пишут аналитики американского Института изучения войны. Они же уверены, что Путин опять пытался использовать ежегодные учения для шаблонных информационных операций "по бряцанию ядерным оружием". Военный эксперт Юрий Федоров уверен: учения в их нынешнем виде – это спектакль.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Об очередных российских ядерных учениях и положении на фронте говорит политолог Федор Крашенинников:
Если вы сейчас каким-то образом помешаете развитию наступления, я готов обострять ситуацию дальше
– Надо сказать, что это вполне четкое предупреждение западным союзникам Украины – сейчас не вмешивайтесь. Если вы сейчас каким-то образом вмешаетесь и помешаете развитию наступления, говорит Путин, я готов обострять ситуацию дальше. Понятно, что это все постановочно, картинно, но тем не менее он в очередной раз продемонстрировал, что в случае чего он применит имеющееся у него вооружение. Мне кажется, что, судя по тому, как неоднозначно развивается ситуация с поставками вооружений Украине, его угрозы, к сожалению, на самом деле работают, потому что на какую-то часть западных политиков это производит тяжелое впечатление.
– С другой стороны, у НАТО аналогичные учения прошли буквально за пару недель до российских. Поэтому невольно напрашивается мысль о зеркальном ответе.
Решение применять или не применять ядерное оружие будет принимать один человек – Путин
– Я придерживаюсь того мнения, что в условиях военной диктатуры никакая доктрина на самом деле не имеет никакого значения. Р. Если он по каким-то своим причинам решит, что его надо применить, ядерное оружие применят. Если по каким-то своим причинам он решит, что не надо его применять, даже если сложится ситуация, описанная в доктрине, значит, не будут применять. С учениями может быть связано: НАТО провело учения, и Россия провела учения. Они показывают, что готовы к схватке не только с Украиной, но, если надо, и с НАТО.
– По мнению военных аналитиков, опрошенных газетой "Вашингтон Пост", акцент на оружие массового поражения направлен на то, чтобы успокоить внутреннюю аудиторию. Каков месседж для внутреннего пользователя, который вечером включил телевизор и посмотрел красивые картинки от пресс-службы Минобороны?
– Я, честно говоря, не очень верю, что для внутренней аудитории это имеет какое-то большое значение. Те люди, которые увлечены этой войной и за ней наблюдают, им дополнительно ничего по телевизору показывать не надо, они все это читают в режиме онлайн во всяких телеграм-каналах, где они еще получают информацию, слушают Соловьева или радио "Спутник". Те, кто равнодушны к войне, им все равно, улетела куда-то ракета или не улетела. Во всяком случае, я не очень понимаю эту идею, что кто-то там внутри России не интересовался происходящим, а тут ему вдруг показали ракету, и он заинтересовался.
Я думаю, что значительная часть аудитории пропускает мимо ушей все это бряцание оружием – для них это просто фоновый режим. Из того, что мне рассказывают люди, живущие в России, те, кто для себя решили не прислушиваться к этому заунывному пению про войну и так далее, они просто вообще все игнорируют, а те, кто вовлечены в это эмоционально, для них это имеет какое-то значение. Поэтому я не уверен, что запуск ракеты имел хоть какое-то внутреннее значение.
– Не могу не спросить о северокорейских военных. Пока у нас только один источник – украинская разведка в пересказе "Файнэншл Таймс".
Российские телеграм-каналы описывают применение корейских солдат как укрепление границы
– О том, что северокорейские войска перебрасываются, сообщает уже южнокорейская разведка, которой во всех вопросах по поводу Северной Кореи стоит верить гораздо больше, чем кому-либо; происходит вытеснение ВСУ из приграничных регионов Курской области и блокирование границы Курской и Брянской области. Скорее всего, они вообще не окажутся на территории Украины, они будут использованы для укрепления границы, что позволит российскому командованию высвободить и отправить дополнительные силы на те участки фронта, где наступление развивается успешно.
Потому что применение корейских солдат на территории Украины создает определенные вопросы, а на территории России – это внутреннее дело России и Кореи, как хотят, так и расставляют корейцев по территории России. Кроме того, в российских источниках пишут, что корейских солдат будут долго готовить. Возможно, их прибытие на фронт или какое-то реальное участие в войне будет не в ближайшие дни, а, например, во время каких-то весенних действий. Мне кажется, что, пока у нас нет никаких фактов, довольно сложно обсуждать, к чему все это приведет. Пока ни один корейский солдат на фронте не появился, и я просто не вижу предмета для обсуждения, – говорит Федор Крашенинников.
Последние две недели запомнились ударами беспилотников со стороны Украины по нескольким российским объектам. На прошлой неделе были атакованы несколько спиртзаводов, а накануне под атакой оказался российский "университет спецназа" имени Путина в Гудермесе. В первом случае Украина не скрывает, что атаковала спиртзаводы, в случае с "университетом спецназа" ясности нет.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Глава Чечни Рамзан Кадыров утверждает, что в результате атаки беспилотника на так называемый Российский университет спецназа (РУС) в Гудермесе якобы погибли украинские пленные.
"Как и говорил ранее, в результате атаки жертв с нашей стороны нет. НО! Они имеются среди украинских пленных. На каждом стратегическом объекте в республике содержатся до 10 украинских пленных, в том числе на территории РУС. Киев, пытаясь навредить нам, сегодня погубил своих же солдат", – написал глава Чечни в телеграме. Никаких подтверждений этим заявлениям Кадырова нет. Накануне Чечня подверглась первой официально подтвержденной атаке беспилотников – в результате в Гудермесе загорелась крыша одного из зданий "университета спецназа", где готовят наёмников на войну против Украины со всей России.
О том, как относиться к информации от Рамзана Кадырова, говорит Федор Крашенинников:
Нет смысла серьезно анализировать какие-то заявления Кадырова
– Мне кажется, вообще это человек, который занимается психологической войной. Он соврет – недорого возьмет. То, что удары по Чечне нанес Дагестан, в это я тоже, извините, не верю, потому что, к сожалению, украинской разведке свойственно выдавать желаемое за действительное. С самого начала войны пытаются выдать любые диверсионные акции внутри России, даже успешные, которые проводятся явно в интересах Украины, за какую-то партизанскую войну. Я не верю ни в каких партизан, ни в какие дроны из Дагестана, я думаю, что это была вполне успешная диверсионная акция.
– Можно ли предположить, что Кадыров воспринимает удар по "университету спецназа" в Гудермесе как удар по личному авторитету, особенно в глазах Москвы, и теперь мы наблюдаем попытки отыграться?
– Я думаю, что это не он. Идет война, компетентные органы, то есть военные, они прекрасно знают, кто куда нанес удар, когда, в какое время, потому что это фиксируется и необязательно где-то сообщается. Публичные выступления Кадырова не имеют ровным счетом никакого отношения ни к чему, что на самом деле происходит. Его личные обиды, его личные 70 тысяч воинов и все остальное, все уже примерно поняли, что боеспособность его хваленых подразделений невысока, его бравада – просто свойство характера этого человека. Какое это все имеет отношение к военным действиям, к реальной расстановке сил?
Мне кажется, он живет в своем мире, его комментарии – внутренняя бравада для своего окружения или для чеченской аудитории. Очень сложно оценивать все, что он говорит, с какой-либо точки зрения. Если у него 70 тысяч бойцов, чего они там сидят, почему не на фронте? То есть одно из двух: или никаких у него бойцов нет, это просто для красного словца, или я не знаю, о чем идет речь. Какие украинские военнопленные, зачем они сидели в "университете спецназа"?
Мне кажется, это тоже какая-то история, характерная для этой войны. Мой тезис, что заявления Кадырова – это больше про психологическую войну, чем про какие-то реальные боевые действия. Я очень предостерегаю наших зрителей черпать информацию о реальных событиях из выступлений Кадырова или кого-то из его окружения, потому что это люди, которые не сильно себя сдерживают, когда им хочется ради красного словца что-нибудь такое рассказать.
– Сколь значим медийный образ "университета спецназа"?
– Я бы предложил не переоценивать символизм. Никакого символизма, который способен что-то изменить, не существует, к сожалению. Если бы можно было символической акцией чего-то добиться, уже давно эти акции сделали бы. Мне кажется, что идет война на уничтожение, она идет на фронте, а вот эти все спецназы, университеты, дроны в тылу – это все элементы больше для поддержания боевого духа с той и с другой стороны, чем что-то, что может реально оказать воздействие на ситуацию на фронтах, – говорит Федор Крашенинников.