Путинское мирное наступление. Юрий Ярым-Агаев – о замыслах Кремля

Чтобы сохранить свою власть, Путину необходимо выиграть войну против Украины, что означает, по крайней мере, установление полного контроля над областями, частично оккупированными Россией. Это сложная, а возможно, и невыполнимая задача. По оценкам британского генерала сэра Роли Уокера, для этого потребуется 5 лет и 1,8 миллиона потерянного личного состава российской армии.

Не достигнув своей цели военным путем, Путин пытается сделать это с помощью дипломатии. Для этого он усилил информационную войну и изменил ее стратегию. Теперь он надел на себя овечью шкуру миротворца. Он утверждает, что у Украины нет шансов вернуть оккупированные территории и что продолжение этой войны принесет Украине только большие потери земель и жизней. Поэтому, чтобы спасти эти жизни, необходимо немедленно заключить мир.

Путин пытается продать свой план Америке и другим странам. Его эмиссар Виктор Орбан обращается к Дональду Трампу, Си Цзиньпину и другим мировым лидерам. Помимо этих дипломатических усилий, Путин начал интенсивную пропагандистскую кампанию, чтобы заручиться поддержкой своего плана со стороны политических и интеллектуальных кругов Запада.

Его требование: дайте мне мир на моих условиях или всем будет хуже

Это очевидный обман. Если бы Путин действительно хотел мира, он мог бы завершить эту войну в любой момент, немедленно выведя войска из Украины. Но это не тот мир, которого он хочет. Путин не хочет мира – он хочет победы. И он хочет, чтобы Америка вручила ему эту победу, прекратив поддержку Украины, заставила ее сдаться и легитимировала оккупацию Россией украинских территорий.

Вместо того чтобы остановить войну, Путин укрепляет свою армию, усиливает наступление и свои зверства. Атаки на крупные украинские города унесли жизни тысяч мирных жителей. Его требование: дайте мне мир на моих условиях или всем будет хуже.

Смотри также Если Путин победит. Сергей Чернышов – о неудобном будущем

И этот шантаж начал приносить плоды. Путин получил поддержку своего плана от некоторых мировых лидеров и видных представителей западной культурной и политической элиты. Два письма, одобряющие план Путина, которые появились этим летом, являются хорошим примером. Первое письмо, подписанное бывшим послом США в СССР Джеком Мэтлоком и другими видными деятелями, озаглавлено "Заключите мир в Украине, пока не стало слишком поздно". Второе "Не убивать друг друга, а спасти планету" подписано 51 лауреатом Нобелевской премии в разных областях.

Оба письма принимают путинскую оценку ситуации: "Чем дольше продолжается война, тем больше территорий, вероятно, потеряет Украина". Оба поддерживают план Путина: "Некоторые территориальные уступки кажутся небольшой ценой за реальность, а не видимость независимости".

Оба письма написаны с позиции моральной эквивалентности по отношению к России и Украине, говорят о "законных интересах безопасности как Украины, так и России" и называют это "конфликтом между Россией и Украиной", не упоминая, что Россия является агрессором, а Украина – жертвой агрессии. Авторы без разбора называют "жертвами войны" как российских наемных убийц, так и украинских детей, которых те убивают.

Как будто мало того, что на Украину возложена половина ответственности за войну, ее еще сделали виновной в голоде в Африке: "Конфликт, приведший к росту голода в африканских странах" и в изменении климата: "Убивая друг друга, люди также разрушают нашу планету".

Обвинения Украины во всех смертных грехах имеют только одну цель: лишить ее всякой поддержки и заставить сдаться. Авторы этих писем помогают Путину добиться победы, дискредитируя его противника. Помогать агрессору победить не только Украину, но и Америку – сомнительная позиция, которая вряд ли имеет какое-либо оправдание. Чтобы предупредить критику, авторы этих писем занимают позицию высокой морали: "Безнравственно не пытаться достичь его [этого мира] сейчас".

У Путина нет иного выбора, кроме как убедить Запад отказаться от Украины в его пользу

Но ни звание посла, ни Нобелевская премия не являются сертификатами морального превосходства. Претендуя на такое превосходство, они отметают и любую критику, и любую ответственность за тяжкие последствия в случае успеха их плана. Этими последствиями станут преследования людей на оккупированных территориях, потеря домов миллионами украинцев, деморализация всей страны в случае проигрыша в войне, укрепление режима Путина, а также Китая и Ирана, которые станут еще большей угрозой для своих соседей, и, наконец, проигрыш Америки.

Эти письма заслуживают такого внимания потому, что они представительны для гораздо более широкой кампании. "Мирное наступление" Путина продолжается даже после того, как ВСУ вошли в Курскую область. Сперва Путин вроде бы отказался от своего плана, но вскоре к нему вернулся. Кажется, у него нет иного выбора, кроме как убедить Запад отказаться от Украины в его пользу.

Кампания на Западе в поддержку плана Путина очень схожа с движением за "замораживание ядерного оружия" 1980-х годов, которое стремилось к одностороннему разоружению США. Оно было инициировано Кремлем, который не мог угнаться за наращиванием американской военной мощи и пытался остановить его с помощью американских и европейских активистов.

Похожая ситуация сейчас с Путиным. Несмотря на всю браваду, его успехи на поле боя невелики и обходятся крайне дорого. Его человеческие и технологические ресурсы истощены, а его власть все более шатка. Его мирное наступление ведется не с позиции силы, а от отчаяния. Так же, как советские пытались остановить Рейгана, настроив против него западное общественное мнение, Путин теперь пытается использовать это общественное мнение, чтобы помешать Украине сопротивляться его агрессии.

Критиков движения за заморозку ядерного оружия часто осуждали как поджигателей войны, особенно тех из нас, кто разоблачал связь этого движения с Кремлем. Позже мы были полностью реабилитированы. В конце 1980-х годов, в разгар гласности, когда многие советские секреты стали достоянием общественности, PBS выпустила документальный фильм, который представил неопровержимые доказательства того, что это движение было инициировано и контролировалось Кремлем. Но эти доказательства пришли позже. Движение рухнуло до того, столкнувшись с ясной и сильной позицией Рональда Рейгана, который не уступил ему и продолжал свой курс, приведший к значительному сокращению советского ядерного оружия и в итоге к краху коммунистического режима – главной силы, стоявшей за глобальной ядерной угрозой.

Обладают ли наши нынешние политические лидеры той же ясностью и силой, чтобы полностью игнорировать мирное наступление Путина и вместо этого усилить поддержку Украины и помочь ей выиграть эту войну, что является единственным путем к настоящему миру?

Юрий Ярым-Агаев – американский ученый и правозащитник, директор Центра изучения тоталитарных идеологий

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции