Санкции против российского Центрального банка, введенные на днях правительствами нескольких западных стран, отрезают власти России от доступа к большей части российских валютных запасов и лишают их возможности не только поддержать курс рубля, но и обеспечить нормальное функционирование российской экономики. Так считает американский экономист, сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете Михаил Бернштам, ровно месяц назад опубликовавший в вашингтонском издании The Hill статью, в которой он называл санкции против Центробанка самым эффективным способом воздействия на Кремль.
Санкции, по мнению Бернштама, были рассчитаны на то, чтобы не оставить Центробанку никаких лазеек для доступа к его валютным счетам в западных банках:
Китай, казалось, мог быть отдушиной для России, но сейчас позиция Китая стала ясной
– Он лишился доступа к своим активам, находящимся и в центральных банках западных странах, и в западных коммерческих банках. У этих санкций две особенности: во-первых, они объединенные, к ним присоединились Соединенные Штаты, Евросоюз, Великобритания, Австралия, Япония и даже Швейцария, во-вторых, санкциями запрещаются все транзакции с российским Центральным банком. То есть все активы заморожены как на государственном уровне, так и на уровне всей банковской системы Запада. Сейчас появились свежие данные о том, что собой представляют золотовалютные резервы Центрального банка. 18 февраля золотовалютные резервы Центробанка составляли 643 миллиарда долларов в разных валютах. Из них 84 миллиарда – это китайский юань, 135 миллиардов – золото. От остальной части 388 миллиардов долларов они полностью отрезаны. Золото они реально продать не могут, потому что Центральный банк является объектом санкций. Саудовская Аравия, Китай, другие страны, кто мог бы купить золото, не пойдут на это, поскольку они также могут оказаться объектом санкций. Китай, как казалось ранее, мог быть какой-то отдушиной для России, но сейчас позиция Китая стала ясной. Несколько дней назад китайские компании, которые покупают российскую нефть и природный газ, обратились к государственному банку с рутинным запросом о выдаче так называемого кредитного письма, где подтверждается, что на их счетах есть доллары, в которых осуществляется расчеты за нефть, что они кредитоспособны. Им было в этом отказано. Так что даже китайские государственные банки отказываются проводить долларовые операции с Россией. А уж о том, чтобы российское правительство могло получить долларовые кредиты у Китая, и речи быть не может.
Дальше – заколдованный круг
– Чем это чревато для России? Пока мы видим резкое удешевление рубля и стопроцентный скачок учетной ставки, то есть удорожание кредитов. К чему эти санкции могут привести в ближайшее время?
– Первый эффект – это влияние на обменный курс. Второй – влияние на банковскую систему. Сейчас люди пытаются забрать свои сбережения, деноминированные в долларах и евро, но далеко не всем это удастся сделать. Там сейчас примерно 270 миллиардов долларов частных вкладов. В основном это активы фирм, но есть и вклады населения. Этих денег у банков нет. Было сообщение о том, что у банков есть лишь 46 миллиардов долларов наличности. Я думаю, что это преувеличение. Иными словами, кто придет первый, тот заберет свои деньги, а те, кто стоит за ним, ничего не получат. Конечно, корпорациям какие-то деньги дадут, а частным лицам будет труднее. Но кроме этого, возможен набег на банки, люди забирают рубли. Они боятся не отсутствия рублей в банках, они обоснованно боятся, что они придут в банк, а банка не будет. А дальше – заколдованный круг: чем больше рублей печатает Центральный банк, тем выше будет инфляция, тем больше люди будут бежать от рубля. Чем больше они будут бежать от рубля, тем будет больше требуется денег и выше инфляция. Это порочный круг, который ведет к высокой инфляции и, в общем-то, крушению банковской системы. А следующее последствие, которое станет очевидным чуть позже, может быть, через несколько недель, – предприятия, особенно те, которые продают природные ресурсы, комплектующие, будут требовать за свою продукцию доллары, а не рубли, либо экспортировать их вместо того, чтобы снабжать внутренний рынок. Можно ожидать роста неплатежей, остановок производства, производственные цепочки начнут рушиться, увеличится безработица. Это будет процесс медленного сползания экономики в глубокую депрессию, в глубокий спад. Уже предсказывают спад ВВП от десяти до двадцати процентов.
Россия должна вернуться, образно говоря, в человечество
– Но вряд ли эти меры, рассчитанные на долгосрочный эффект, повлияют на сиюминутные решения Кремля, касающиеся вторжения в Украину?
– Они повлияют, но этого недостаточно, чтобы изменить планы Кремля. Поэтому я предлагаю следующий шаг. Нужно предложить российскому руководству частичную отмену этих санкций при условии выполнения Россией определенных условий, прежде всего, окончания войны и вывода войск из Украины. Например, если сейчас заморожено около четырехсот миллиардов долларов валютных запасов Центрального банка, можно предложить дать России доступ к части этих средств, но в обмен на это она должна вернуться, образно говоря, в человечество.