В московском Доме Гоголя на лестничной площадке свет выставлен так, что от мраморного бюста писателя на противоположную стену падает огромная четкая тень с узнаваемым остроносым профилем. Пожалуй, тень – более значимый артефакт, чем бюст работы Николая Томского. Скульптурный портрет – величественный, старательно выполненный в традициях соцреализма. Бесплотная тень больше соответствует склонному к мистицизму былому обитателю дома на Никитском бульваре (Гоголь провел там четыре последних года жизни). Нынешние обитатели – сотрудники мемориального музея – знают толк в игре с предметами в выставочных пространствах. Так что логично, что здесь согласились принять участие в проекте Пушкинского музея “Искусство жить дома”.
В рамках этого проекта в различных городах России организуются выставки в мемориальных пространствах – в музеефицированных квартирах и домах-музеях. В каждом таком месте выставки выстраиваются как диалог культурного наследия с современным искусством. Выставку в Доме Гоголя назвали “Стежки и строчки”. В интимном пространстве жилых комнат уместен разговор о приватной жизни классика со всеми его пристрастиями и даже причудами. Выставку сочинила руководитель региональных проектов Пушкинского музея Дарья Колпашникова. На вернисаже она сообщила, что оттолкнулась от такого малоизвестного факта, что Николай Васильевич Гоголь умел рукодельничать и любил это занятие:
Мать научила его вышивать, он сам подшивал свои жилеты и края своих платков
– Многие его близкие люди знали о том, что он умеет шить, что мать научила его вышивать, что он сам подшивал свои жилеты и обрабатывал края своих платков. Любовь к прикладному искусству, к предметному миру, к украшению и себя, и своих близких отразилась и на его щегольстве. У Гоголя был определенный период жизни, когда он очень пристально и тщательно следил за своими нарядами. Известны истории про то, что он только для позирования для какого-нибудь портрета доставал определенную жилетку невероятных цветов. Иногда у него были даже эпатажные костюмы, а не просто щегольские и соответствующие последним модным тенденциям. Можно зарываться в бесчисленное количество цитат из писем его близких, родственников, знакомых, которые упоминают об этом свойстве великого писателя. Я подумала, что это очень обаятельная и очень человечная деталь, которую мы можем раскрыть благодаря вовлечению современных художников.
В произведениях Гоголя можно найти немало цитат с дотошным описанием деталей костюмов героев. Порой описания гиперболизированные (шаровары, шириною в Черное море у Тараса Бульбы), порой ироничные (“полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, и через полоску все глазки и лапки”, – рассказывает дама о новых модных тенденциях). Более того, писатель обнаруживает хорошее знакомство с технологией рукоделия, достаточно вспомнить “подушку, на которой был вышит шерстью рыцарь таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницей, а губы четырехугольником”.
По словам Дарьи Колпашниковой, приемы текстильного искусства больше не кажутся современным художникам чем-то маргинальным:
– Все больше и больше авторов глубоко и осознанно задумываются о том, чтобы вовлекать в свои художественные практики, которые изначально не были связаны с прикладными искусствами, техники, связанные с ткачеством, вышиванием, шитьем или другими традиционными, даже ремесленными подходами к созданию произведений. На нашей выставке представлены работы как тех художников, которые выбрали в качестве своего творческого метода взаимодействие с вышивкой, так и тех, кто просто вовлекает, допустим, вышивку бисером в свои практики.
Пространство дома Гоголя непростое для работы экспозиционера, потому что это очень цельный выставочный нарратив. Я встраивала работы в пространство музея, стараясь не противоречить той атмосфере, которая создана коллегами, не мешать экскурсионным маршрутам, которые невероятно активно проводятся в музее, чтобы не быть нашим любезным гостеприимным хозяевам обузой. При этом надеюсь, что выставка “Стежки строчки” привлечет сюда людей, которые в этом музее никогда не бывали или однажды сходили и поставили галочку, потому что решили, что они его освоили. И вообще, взаимодействие с гением места для нас очень важно, – говорит Дарья Колпашникова.
Самый остроумный случай такого взаимодействия – в музейном зале, посвященном созданию самой известной комедии Гоголя. В окружении старинной мебели и вблизи старинных портретов в рамках из карельской березы появилась работа петербургского художника Александра Браулова “Ревизор”. Коллаж из лихо подобранных лоскутов ткани, где парча соседствует с плебейским ситцем в горошек, образует даже не лицо, а харю. Или “кувшинное рыло”, если воспользоваться выражением Гоголя. О том, в каком пространстве появился новый экспонат, рассказывает старший научный сотрудник Дома Гоголя филолог Даниил Рясов:
– Это примечательная комната. Отсюда доносился гоголевский голос, и обитатели дома его прекрасно слышали. Николай Васильевич любил вслух на разные голоса проговаривать реплики за своих персонажей. В этой же гостиной произошло чтение Гоголем комедии "Ревизор", причем это было последнее публичное чтение в жизни автора. Как человек артистичный, он часто устраивал подобные встречи. Мог и какие-то повести свои прочитать, и главы из "Мертвых душ". Но вот именно после этого чтения "Ревизора" 5 ноября 1851 года больше уже он подобных встреч не устраивал.
Большинство из актеров не пришли: они решили, что Гоголь хочет учить их актерскому ремеслу
Гоголь, посмотрев спектакль в Малом театре, был недоволен отдельными деталями. Они обсудили постановку с Михаилом Семеновичем Щепкиным, портрет которого здесь можно увидеть. Они договорились, что стоит собрать артистов Малого театра в гостях у Гоголя, чтобы автор сам прочел им свое произведение. Правда, получился казус. Большинство из актеров не пришли: почему-то они решили, что Гоголь хочет учить их актерскому ремеслу. Зато здесь присутствовали многие писатели. В их числе – Иван Сергеевич Тургенев, Сергей Тимофеевич Аксаков и Григорий Данилевский. И в этой компании Гоголь в очередной раз продемонстрировал свой актерский талант.
Как сообщает Дарья Колпашникова, для работы Александра Браулова экспозиционеры подыскали неслучайное место:
Художник-мужчина, который занимается вышивкой
– Если посмотреть внимательно на рисунок позапрошлого века, то можно убедиться, что в этом простенке висело зеркало. Получается, что, когда вы приближаетесь к работе Саши Браулова, вы как будто бы видите свое взъерошенное отражение, и оно "ревизорское". Чтобы не было сомнений, в нижней части работы художник вышил цитату из "Ревизора" "Все зависит от той стороны, с которой кто смотрит на вещь". Мне кажется, эта шутка очень в духе Гоголя.
Саша Браулов вообще очень ироничный художник. Он любит обращаться к великому наследию, весело цитируя и переосмысливая его. В частности, Браулов известен работами, отсылающими к шедеврам русского авангарда и к конструктивистской архитектуре. А средством его выразительности всегда становится вышивка. Мне показалось, что хотя бы один художник-мужчина, который занимается вышивкой, нам очень нужен на выставке, которая рассказывает о Гоголе как о рукодельнике.
Этот художник распространяет по разным городам, куда он приезжает, небольшие выставки как объекты паблик-арта, то есть он интегрирует свои работы в пространство города. По замыслу автора, это должно делать пространство города чуть добрее, чуть более тактильным и рукотворным. Правда, его произведения нечасто надолго занимают свои места, потому что всегда находятся люди, которые их коллекционируют.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Далеко не все являются сторонниками подобных художественных интервенций
Наш проект замешан на игре с пространством. Надеюсь, что зрители вовлекаются в эту игру. Раз уж им сказали, что есть какая-то выставка в выставке, то есть в постоянной экспозиции, то нужно найти все работы. Некоторые произведения на виду, а некоторые "спрятались". Для тех посетителей, кто хочет найти их все, мы подготовили карты. Также мы предполагаем провести паблик-ток или дискуссию, которая будет посвящена современному искусству в мемориальных музейных пространствах, тому, зачем они вообще нужны, как современный художник может традиционный музей сделать острее для современного зрителя, а может быть, такой подход совсем и не нужен. Я отлично понимаю, что далеко не все являются сторонниками подобных художественных интервенций, но все же надеюсь, что наши зрители дадут себе поиграть в наши временные игры с великими музейными пространствами.
Нравы 19-го века отличались от последующих эпох. В частности, не зазорными были мужские слезы. Впрочем, скорее всего, Гоголь был более чувствительным, чем большинство его современников, – считает Дарья Колпашникова.
Свет, заполняющий пространство, давал ощущение зыбкости этого оголенного нерва
– Если читать его письма и дневники (письма в первую очередь – это именно тот материал, с которым я работала), Гоголь откровенно признает, что до слез его могла довести и какая-то радость, и сентиментальное событие, и, конечно, религиозные переживания. А его друзья неоднократно писали о том, как он доводил их до слез от смеха, когда читал отрывки из своих новых текстов. В общем, так или иначе, слезы преследовали Николая Васильевича. Они были очень естественной реакцией на те или иные события. Тема уязвимости писателя, уязвимости гения и того, что, в принципе, человек творческий является оголенным нервом, у нас проявлена через включение в пространство экспозиции работы Дарьи Кузнецовой. Эта работа анатомически точно изображает нервную систему человека. Вышивка белым по белому выполнена на очень тонком, почти прозрачном шелке. К этому добавлены небольшие фрагменты бисерной инкрустации, которые создают ощущение пульсирующей крови. Иными словами, отображено состояние, которое может охватить человека в момент острого волнения. Этот объект наши коллеги разрешили поместить в окне. Это было нужно, чтобы свет, заполняющий пространство, давал ощущение еще большей зыбкости этого оголенного нерва.
Но порой работы выставки “Стежки и строчки” ведут совсем тихую перекличку с постоянной экспозицией музея. В комнате, служившей писателю прихожей, установлен дорожный сундук 19-го века. Крышка открыта, и внутри среди бумаг есть листы с ботаническими штудиями из школьной тетради Гоголя. Подобные изображения растений, выполненные в такой же академической манере, помещены рядом на стене. Но это уже работа современного автора:
– Николай Васильевич умел рисовать, рисовал неплохо, а еще он очень любил собирать цветы и гербарии. Его знакомые вспоминали, что при поездке за город он часто просил остановить повозку и выходил для того чтобы собрать букеты. О растениях, которые ему попадались, он рассказывал иногда небылицы, а иногда приводил реальные факты. Гербарии и рисунки растений Гоголь хранил. Они напоминали о тех или иных местах, в которых он побывал.
Здесь представлены работы Дарьи Неретиной, которая много работает с ботанической темой. Только хорошо приглядевшись, можно увидеть, что тут есть вышивка. Она идет по акварельному рисунку. Это соединение рукотворного с изобразительным хорошо бьется с хобби Николая Васильевича. Подобный художественный диалог – главная задача проекта "Искусство жить дома", – говорит Дарья Колпашникова.